Читайте также:
|
|
В конце ХХ столетия в мире стало накапливаться все больше значительных фактических материалов, противоречащих классическим общепринятым концепциям о происхождении соленосных (эвапоритовых) толщ в результате испарения морской воды в мелководных лагунах. О глубинном генезисе соленосных ископаемых свидетельствуют следующие данные, приведенные В.И. Сазанским, опубликованные И.М. Шахновским (2001 г.).
«1. Во многих разновозрастных соленосных бассейнах обнаружено широкое развитие эффузивов (Кембрийские соленосные купола Ирана, девонские соли Вилюйской впадины, соленосные формации Пермского бассейна США, триасовые соли Северной Африки и др.) Вулканогенные породы настолько часто сопутствуют соленосным толщам, что их, наряду с гипсами и ангидритами, можно рассматривать как составные части единых по генезису формаций.
2. Формирование огромных по мощности соленосных толщ, накопившихся в течение сравнительно небольших промежутков времени, невозможно объяснить обычными процессами испарения морской воды. Расчеты показывают, что для осаждения пласта соли толщиной 1 м необходимо испарить слой воды толщиной 77 м. В таком случае для формирования соленосной Прикаспийской впадины, мощностью до 5 км, следовало бы выпарить фантастический столб воды высотой около 400 км.
3. Ископаемые соли совершенно стерильны в отношении фаунистических остатков, что противоречит результатам наблюдений за современным бассейнами соленакопления. Кара-Богаз-Гол многими исследователями ошибочно рассматривается как классический аналог древних бассейнов солеобразования. Между тем в этот современный залив вместе с водами Каспийского моря заносятся остатки водорослей, раковин и рыб, а в самом заливе широко размножаются организмы из семейства дуналиелла, окрашивающие соли в кирпично-красный цвет. Следовательно, донные соленосные осадки современных лагун содержат обильные органические останки и отличаются по своему составу от соленосных ископаемых толщ, в которых эти останки отсутствуют.
4. Современные процессы накопления глубинных соленосных образований происходят в центральной грабенной части Красного моря. Здесь обнаружены локальные впадины глубиной до 2200 м, придонные части которых заполнены горячими высокоминерализованными рассолами, соленость которых в 8 раз выше солености мирового океана, а температура достигает 56 º С».
Приведенные материалы согласуются с механизмом геосолитонной дегазации Земли. Представляется возможным в Красном море и Каспийской впадине формирование гигантских соленосных толщ и других отложений, толщина которых достигает более 5000 м, за счет горячей геосолитонной дегазации на дне океанов.
Традиционно известные диапировые формы, в осевой части которых действительно преобладают легкие пластичные соли, гипс или глина, по нашему мнению, приурочены в основном к осевым частям геосолитонных диапиров, связанных с геосолитонной дегазацией Земли. В морских бассейнах повышение толщины соли и гипса связано с теми локальными участками, где не только повышенная глубина моря, но и повышенная температура. Например, в самых глубоких донных участках современного Красного моря бурением вскрыты отложения морских солей мощностью до 5000 м, а на дне рифтовых долин Красного моря в активных геосолитонных трубках выходят горячие гидротермы, играющие роль активных «кипятильников», испаряющих пресную воду в атмосферу и усиливающих накопление солей в окрестностях очага геосолитонной дегазации. Источник новой соленосной воды – Индийский океан – постоянно поставляет свежие порции морской соленой воды в «вечнокипящее» Красное море. Роль кипятильников играют горячие геосолитонные очаги дегазации. Особенность геологического строения самых богатых в мире нефтяных месторождений на Ближнем Востоке состоит именно в том, что многоэтажные системы залежей углеводородов, нанизанные (как шашлык на шампур) на общие геосолитонные диапиры, чередуются с очень надежными соляными и гипсовыми покрышками, нанизанными на те же самые геосолитонные трубки (рисунок 25).
В аридном климате, даже при отсутствии «кипящих» гидротерм, соль и гипс накапливаются в тех местах, где существуют или периодически появляются и исчезают отрицательные гравитационные аномалии, искривляющие вверх форму геоида, то есть поверхность моря. Отрицательные гравитационные аномалии чаще возникают над осевыми частями геосолитонных трубок из-за уменьшения плотности вещества горных пород, вызываемых увеличением объема газов. Во влажном и холодном климате на континенте (условия аналогичные современной Западно-Сибирской низменности) над геосолитонными трубками, где отмечаются локальные отрицательные аномалии гравитационного поля, возникают выпуклые вверх формы геоида, которые реализуются в виде многочисленных озер, имеющих в плане правильные кольцевые очертания, где концентрируются пластические глинистые осадки. В результате в районе устойчивой геосолитонной активности протекают именно те геологические процессы, которые оказывают наиболее благоприятное воздействие для образования многоэтажных систем залежей углеводородов «шашлычного типа». Такая циклическая последовательность инверсионных комплиментарных геологических процессов, обеспечивающая формирование чрезвычайно богатых месторождений полезных ископаемых, образуется благодаря действию геосолитонного механизма.
В работе И.М. Шахновского (2001 г.) подчеркивается на примере Припятско-Днепровского авлакогена, что «в девонских отложениях в этом районе наряду с соленосными образованиями широко развиты прослои вулканических и эффузивно-осадочных пород, содержащие лавовые тела, покровы, туфы и туффиты. Иногда на соседних площадях под осадочными отложениями карбонов вскрываются либо верхнефранские соли, либо синхронные им девонские эффузивы. Совместное залегание одновозрастных соленосных и вулканогенных образований, очевидно, не случайно и может свидетельствовать об их парагенезисе. Если глубинное происхождение эффузивных пород не вызывает сомнения, то и галогенные формации также могут иметь тот же генезис».
Далее в своей работе И.М. Шахновский пытается убедить в том, что и соленосные, и глубинные отложения поступают из глубинных геосфер Земли. В геосолитонной концепции дегазации Земли те же самые факты, наблюдаемые и Шахновским, и Сазанским, имеют совершенно иное объяснение. Они связаны с «горячей» дегазацией Земли, с повышенным содержанием водородно-гелиевой смеси в газах. Именно эта горячая дегазация в одних и тех же районах, в одних и тех же СЗД, в зависимости от величины парциального давления водородно-гелиевой смеси, может приводить к формированию и соленосных отложений, и эффузивных осадочных лавовых тел. Таким образом, в геосолитонной концепции дается принципиально новая трактовка формирования и соленосных отложений, и эффузивных отложений, вызванных горячей дегазацией Земли. Такая модель находит подтверждение во многих регионах мира. В частности на территории современной России мы находим такое подтверждение в районе Прикаспийской впадины, в районе соляных штоков, имеющих высоту более 3,5 км. На сейсмических разрезах отчетливо видно, что в основании этих штоков находятся те же самые СЗД, то есть столбообразные тела, пересекающие глубоко залегающие допалеозойские отложения.
Такая же картина наблюдается в Восточной Сибири, там, где огромное значение имеет трапповая тектоника. Происхождение траппов в геосолитонной концепции Земли также находит совершенно новое объяснение. Дело в том, что и траппы, как вулканические образования, связаны с горячей дегазацией, содержащей водород. Это означает, что на тех же самых геосолитонных трубках, в более глубоких интервалах, тот же самый водород, который расплавил стенки СЗД и превратил их в эффузивы, в нижней части разреза, где нет столь резких перепадов давления, и температуры более благоприятны для формирования углеводородов, могут быть созданы месторождения углеводородов.
Итак, как соленосные, так и эффузивные отложения можно рассматривать как признаки активной горячей дегазации Земли, обусловленные повышенным содержанием дегазирующего водорода. Следовательно, в основании и соленосных, и эффузивных отложений можно ожидать открытия крупных по запасам, но малоразмерных в плане, скорее всего, «жильного типа», ловушек углеводородов. Горячая дегазация Земли может проявляться в различной степени. При умеренной температуре это будут гидротермы и образования соленосных отложений, при более высоких температурах та же горячая водородная дегазация превращается в извержение вулканов и формирование жильных трапповых отложений (рисунок 22).
В той же работе И.М. Шахновский (2001 г.) подчеркивает: «Излияние эффузивов и соляных рассолов, разделенные крайне ничтожными временными интервалами, является практически синхронным и обусловлено единым механизмом разгрузки глубинных мантийных очагов». В понимании геосолитонной концепции «глубинными мантийными очагами» являются очаги глубинной водородно-гелиевой дегазации. «Нагнетание соли вверх по разрезу, - продолжает И.М. Шахновский, - привело к образованию разнообразных соляных структур типа «подушек», валов и штоков. Большинство из них объединяются в линейные системы, вытянутые параллельно бортам грабена, что, несомненно, объясняется их приуроченностью к разломам» - или классическим зонам концентрации СЗД (по терминологии геосолитонной концепции). Пространственная геометрия этих систем соляных объектов очень сильно напоминает пространственную геометрию вулканических дуг. Это вполне естественно, так как природа тех и других одна и та же, связанная с глубинной горячей дегазацей Земли. «Точка зрения об очевидном парагенезисе солей и эффузивов позволяет обосновать общеизвестный факт наличия крупных обломков диабаза в соляных отложениях ряда куполов Днепровского грабена». Вполне возможно, что эти обломки захватывались и выносились на дневную поверхность в моменты наиболее активных геосолитонных выбросов из Земли, сопровождавшихся землетрясениями.
«Помимо Припятско-Днепровского авлакогена, подобные условия обычны также для некоторых залежей Алжирской Сахары. Здесь на крупнейшем месторождении Хасси Мессауд продуктивные кембрийские кварциты местами перекрываются маломощными пластовыми эффузивами триаса. Выше по разрезу расположена мощная глинисто-соленосная покрышка триасово-юрского возраста» (И.М. Шахновский - 2001 г.).
«Алжирское месторождение Рурд эль Багель приурочено к вершине горст-антиклинальной складки амплитудой 750 метров, расположенной над высоко поднятым блоком фундамента. Нефтенасыщенными являются массивные кембрийские кварциты-песчаники эффективной мощностью до 340 метров. Здесь, в пределах относительно узкого высокоамплитудного тектонического блока, как и на месторождении Хаси Мессауд, отмечается наличие крупного нефтяного скопления, а также триасовых эффузивных и соленосных образований. Вполне возможно, что все эти три компонента осадочного разреза имеют общий мантийный генезис», - считает Шахновский. Мы разделяем эту точку зрения, продолжая ее и объясняя «общий мантийный генезис» геосолитонной дегазацией Земли.
Предлагаемая модель геосолитонного образования эффузивов, солей и углеводородов представляется весьма эффективной и актуальной для коренного пересмотра подходов к поиску, разведке и освоению богатых месторождений углеводородов в Восточной Сибири в районах трапповой тектоники.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 80 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |