Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

От пространственно-временных измерений

Читайте также:
  1. Аттестация методики выполнения измерений толщины
  2. Дополнительный цикл измерений
  3. Если в форме начинает преобладать одно из измерений, дающее зрительное движение в направлении этого измерения, то эта форма...
  4. Каким образом гармоника тока и напряжения оказывает влияние на средства РЗиА, средства измерений, системы дистанционного управления токами тональной частоты.
  5. Обработка результатов измерений
  6. Обработка результатов измерений.
  7. Обработка результатов прямых измерений
  8. Описание установки и методика измерений
  9. Описание установки и методика измерений
  10. Определите относительную погрешность результата серии косвенных измерений
«В начале сотворил Бог небо и землю». (Бытие 1:1) «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евреям 11:3)

Древнееврейская фраза "shamayim erets", переведенная как "небо и земля", всегда означала всю физическую Вселенную. Древнееврейское слово "bara", то есть "сотворил", значит "сделать что-то совершенно новое или сделать что-то из ничего". Стих 3 главы 11 "Послания к Евреям" говорит о том, что Вселенная, которую мы можем видеть или обнаружить, была сделана посредством того, чего мы не можем видеть или обнаружить. Это означает, что Вселенная была сотворена трансцендентно, что она появилась из источника, не зависящего от материи, энергии, длины, ширины, высоты и времени.

«По Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен». (2 Тимофею 1:9) «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Титу 1:2)

Эти стихи утверждают, что время имеет начало и что Бог был причиной следствий до начала времени.

«Ты возлюбил Меня прежде основания мира». (От Иоанна 17:24) «Он избрал нас в Нем прежде создания мира». (Ефесянам 1:4) «Предназначенного еще прежде создания мира». (1 Петра 1:20)

Греческое слово "мир" в этих стихах — это kosmos, оно может быть отнесено и к какой-то части Земли, и ко всей планете Земля, и ко всей Вселенной. Многие ученые сходятся в том, что контекст этих стихов указывает на последнее. Таким образом, Бог опять являет Себя как Причину следствий до сотворения Вселенной, включающей временное измерение.

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (От Иоанна 1:3) «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Колоссянам 1:16-17)

Эти стихи объявляют, что Иисус Христос создал все. Ничто не было сотворено, чего Он не создал. Он существовал прежде, чем все было сотворено. То есть сам Христос не был сотворен.

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди». (От Иоанна, 20:19) «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа; но Он сказал им что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв ел пред ними». (От Луки 24:37-43)

Ученики понимали невозможность для физического тела преодолеть физические барьеры. Вот почему они решили, что тело Иисуса, стоящего перед ними, должно было быть привидением или духом, но не физическим телом. Но Иисус доказал Свою физическую реальность, позволив учением прикоснуться к Нему, и тем, что ел пищу перед ними. Хотя для трехмерного физического тела невозможно преодолеть трехмерные физические преграды без того, чтобы не нанести вреда себе или преграде, для Иисуса с Его «сверхмерностью» это не представляло труда. Шести пространственных измерений было бы достаточно. Он мог одновременно перенести первое измерение Своего физического тела в четвертое, второе — в пятое, а третье — в шестое. Затем Он мог пройти через стены комнаты и перенести Свое трехмерное тело из четвертого, пятого и шестого измерений обратно в первое, второе и третье.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». (Филиппийцам 2:5-11)

В этом стихе говорится, что Иисус Христос, придя на Землю, отказал Себе в "сверхмерных" способностях, которыми Он обладал, как и Бог Отец, и Дух Святой. Но обретает эти способности вновь, как только выполняет Свою миссию искупления человечества от грехов.

Религии, которые трактуют Библию в рамках четыре измерений Вселенной, в какой-то степени неминуемо отрицают трансцендентность Бога. Иудаизм принимает учение Ветхого Завета, но отрицает Новый Завет.

Ислам и мормонизм признают и Ветхий, и Новый Заветы, но прибавляют к ним другие священные книги, которые вытесняют их. Свидетели Иеговы признают Ветхий и Новый Заветы, но при этом изменяют несколько сотен слов в обоих Заветах. Другие культы, такие как Христианская наука, Единство и Религиозная наука просто игнорируют "неудобные" места в Ветхом и Новом Заветах.

Общим знаменателем всех альтернатив христианской вере является отрицание, по меньшей мере, трансцендентности Бога и Его "сверхмерных" качеств. Например, триединство Бога признается только в христианской вере.

Следует сказать, что выводы Бэрбиджа остаются верны. Общая теория относительности и теория "Большого Взрыва" приводят к единственно возможному выводу: качества Творца полностью совпадают с описанием Иисуса Христа. Он — наш Бог-Создатель.

НО КТО СОТВОРИЛ БОГА?

Дети часто задают вопрос: если Бог сотворил нас, то кто сотворил Бога? Умудренный жизнью взрослый человек может построить вопрос таким образом: если принять, что Иисус Христос сотворил Вселенную и (все, что в ней, включая материю, энергию и четыре пространственно-временных измерения, то кто сотворил Его?

На самом деле, сам вопрос уже является убедительным доказательством сотворения. Вселенная и все, что в ней есть, заключено в единственном конечном измерении времени. Время в этом измерении движется всегда и только вперед. Поток времени никогда нельзя ни остановить, ни обратить вспять. Поскольку оно имеет начало и может двигаться только в одном направлении, время фактически является половиной измерения. Доказательство сотворения лежит в математическом наблюдении, что любая сущность, заключенная в полумерном времени, должна иметь начальную точку, или точку возникновения. То есть объективная реальность должна быть создана. Эта необходимость сотворения применима ко всей Вселенной и ко всему, что в ней есть. Необходимость сотворения относилась бы и к Богу, но только в том случае, если бы Он тоже был заключен в полумерность времени. А Он не заключен в ней.

И еще: по определению, время является той областью или тем измерением, в котором имеет место феномен причинно-следственной связи. Согласно пространственно-временной теореме общей теории относительности, такие следствия, как материя, энергия, длина, ширина, высота и время, были вызваны причиной, не зависящей от временного измерения Вселенной. Согласно Новому Завету (2 Тимофею 1:9; Титу 1:2), такие явления, как благодать и надежда, являются причинно-независимыми от временного измерения Вселенной. Итак, и Библия, и общая теория относительности говорят, по крайней мере, об одном дополнительном временном измерении для Бога.

В двух и большем количестве измерении времени объективная реальность свободна от необходимости быть сотворенной. Если бы время было двухмерным, то, например, стали бы возможны и длина времени, и ширина времени. Время бы расширилось, превратившись из линии в плоскость (см. рис. 1). На плоскости времени стало бы возможно бесконечное количество линий, идущих в бесконечном количестве направлений. Если бы Бог захотел, Он мог бы двигаться и действовать по линии бесконечного времени, которая никогда не пересекает линии времени нашей Вселенной и не соприкасается с ней. Как говорится в Евангелии от Иоанна 1:3, в Послании к Колоссянам 1:16-17 и в Послании к Евреям 7:3, Он не имеет ни начала, ни конца. Он не нуждается в том, чтобы быть сотворенным.

Рис. 1: Система Божьего времени в сравнении с системой нашего времени

Если бы время было двухмерным, а не одномерным, оно было бы не линией, а плоскостью. В этом случае бесконечное количество линий времени (А) могло бы идти в бесконечном числе направлений. Именно таким, согласно общей теории относительности и Библии, является время Творца. Если бы Творец захотел, Он мог бы двигаться и действовать бесконечно долго в обоих направлениях по линии времени (В), которая никогда бы не пересеклась с линией времени нашей Вселенной (С). Из этого следует, что Он не имеет ни начала, ни конца. Он не нуждается в том, чтобы быть сотворенным.

АТЕИСТИЧЕСКИЕ ВОЗРАЖЕНИЯ

Общая теория относительности и теория "Большого Взрыва" представляют собой значительную угрозу для рационального атеизма. Не так давно сторонники атеистического мировоззрения осознали эту угрозу и предприняли попытку ответить на нее.

Союз демократического и светского гуманизма в зимнем выпуске своего журнала Free Inquiry за 1992 - 1993 год поместил статьи четырех физиков, тему которую можно определить так: "Доказывает ли «Большой Взрыв» существование Бога?".1 Британский журнал Nature опубликовал статью редактора отдела физики, Джона Маддокса, озаглавленную "Долой «Большой Взрыв»".2 Атеисты также попытались возродить плазменную модель возникновения Вселенной с тем, чтобы заменить ею теорию "Большого Взрыва".3

В первой из четырех статей в журнале Free Inquiry Жан-Клод Пекер, астрофизик-теоретик, задается вопросом: расширяется ли Вселенная, и если расширяется то расширяется ли со скоростью, согласующейся с возрастом звезд и скоплений галактик.4 Во второй статье физик Милтон Ротман утверждает, что "все теории о Боге рушатся, стоит задать три серьезных вопроса:

1) откуда появился Бог.

2) где существовал Бог до начала существования Вселенной.

3) и как этот Бог научился творить?5

В третьей статье астрофизик Виктор Стенгер рассматривает естественный процесс спонтанного генерирования энергии, за которым следуют "естественные процессы самоорганизации", как способ избежать признания необходимости Бога.6 В четвертой статье философ Адольф Грюнбаум возражает против теистического объяснения феномена "Большого Взрыва", поскольку "он предполагает какое-то совершенно фантастическое «сверх-время», в пользу которого нет никаких свидетельств". Он утверждает, что "нет смысла верить в то, что сотворение времени аналогично сотворению таких объектов, как звезды или атомы".7

В редакционной статье журнала Nature Джон Маддокс предсказывает что, поскольку сторонники недавнего возникновения Земли (креационисты) "попали в ловушку, пытаясь опровергнуть последние геологические изыскания", то очень скоро "нетерпеливые креационисты будут вынуждены прибегнуть к теории «Большого Взрыва», чтобы поддержать свою веру в сотворение". Маддокс делает вывод о том, что убеждения креационистов исчерпывающе подтверждаются теорией "Большого Взрыва". По этой причине, как считает автор, теория "Большого Взрыва" "совершенно не приемлема", ибо она предполагает, что "мир был сотворен" Кем-то или чем-то, находившимся вне пределов Вселенной.8

Как хочет Маддокс избежать таких выводов? Он возлагает свои надежды на работу британских астрофизиков Доналда Линден-Белла, Дж. Катца и Дж. X. Редмаунта, в которой показывается, что Вселенная может иметь начало в виде пространственно-временной линии, а не точки.9

ЛИНИЯ ИЛИ ТОЧКА?

Давайте вначале разберемся в возражениях Джона Маддокса. Пространственно-временная теорема общей теории относительности действительно предполагает, что Вселенная произошла из особой точки, но определение этой особой точки дано Маддоксом неточно. Особая точка — это не бесконечно малая точка, как он предполагает, но скорее целое трехмерное пространство, сжатое до размера нулевого объема.

Таким образом, не имеет значения, расширяется ли Вселенная из точки или из линии. Как точка, так и линия имеют нулевой объем. По этой причине любая одно-, двух- или трехмерная форма, которая имеет нулевой объем и из которой происходит Вселенная, приводит к теистическим выводам. Во всех этих случаях происходит "Большой Взрыв", возникают измерения - длина, ширина, высота и время. Поэтому аргумент Маддокса не достигает цели. Основываясь на его собственных словах, можно сказать, что отрицание им теории "Большого Взрыва" проистекает скорее из его личных атеистических убеждений, нежели из научных рассуждений.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ДРУГИХ СОМНЕНИЙ

Милтон Ротман никак не может разрешить такой вопрос: "Если Бог сотворил нас, кто сотворил Бога?" Это проблема линейности времени. Существуют научные и библейские ответы на этот вопрос, но, похоже Ротман о них ничего не знает. Настоящим препятствием для него является его же отказ принять любую другую реальность, кроме конкретно существующей и материально осязаемой. Он заявляет, что единственной приемлемой теорией является такая, которая "позволяет отвечать на вопросы эмпирически, так, чтобы ответ был понятен".11

Предположение Виктора Стенгера о спонтанном и самопроизвольном генерировании энергии в момент возникновения Вселенной, за которым последовали миллиарды лет самоорганизации, продолжающейся и по сегодняшний день, является чисто умозрительным. Во всей природе нельзя найти ни одного примера хоть сколько-нибудь значительного случая самогенерирования или самоорганизации. На самом деле природа демонстрирует нечто совершенно противоположное. Ничто не происходит без причины, и не организуемые сознательным существом системы имеют тенденцию к постоянному понижению степени сложности.

Адольф Грюнбаум никак не может разрешить вопроса о природе времени. Неудивительно. Два человека писавшие для Free Inquiry, правильно процитировали Святого Августина, говорившего, что времени не существовало до начала Вселенной.12 Многие христианские теологи и по сей день говорят, подобно Августину, что Бог находится во вневременной вечности. Это и приводит к тем противоречиям, на которые обращает внимание Грюнбаум. Но Библия утверждает (см. Иоанна 17:4; Ефесянам. 1:4; Колоссянам. 1:17; 2 Тимофея 1:9; Титу 1:2; Евреям 11:3), и это также подтверждает наука, что Бог являлся причиной следствий еще до того, как возникло наше измерение времени. ("Время", по определению - это такая сущность, или такое измерение, в котором появляется феномен причинно-следственной связи). Если принять эту концепцию времени, тогда возражения Грюнбаума относительно Бога как причины возникновения и существования Вселенной снимаются.

САМЫЙ СЕРЬЕЗНЫЙ ОППОНЕНТ?

Многие считают самым серьезным вызовом теории "Большого Взрыва" плазменную теорию Ганса Алъвена (плазменное состояние описывает высокоэнергетические заряженные частицы, распределенные таким образом, что в целом они образуют нейтральную газовую среду). Главным положением плазменной теории является то, что одних лишь гравитационных теорий недостаточно для адекватного объяснения строения и динамики звездной системы, галактик, галактических скоплений и даже самого космоса.

Согласно Альвену, важную роль должны играть электромагнитные эффекты. Правильность его точки зрения была доказана для Солнечной системы еще в начале 60-х годов. Тогда было продемонстрировано, что чисто гравитационный подход не может объяснить развитие планет Солнечной системы. Однако, комбинация законов тяготения и электромагнетизма, по мнению Альвена, обеспечила бы недостающее объяснение.13

Подобным же образом Эрик Лернер в недавнем прошлом настаивал на том, что одной теории "Большого Взрыва" недостаточно для того, чтобы объяснить не равномерное распределение галактик за время меньше триллиона лет.14 Поэтому он предложил отказаться от модели "Большого Взрыва" в пользу плазменной модели. Но открытия в колебаниях температуры космического фонового излучения, полученные с СОВЕ, и подтверждения их как аэростатными, так и наземными измерениями (см. «Открытие века»), а также обнаружение экзотической материи показывают, что опасения Лернера необоснованны. Как галактики, так и скопления галактик могут легко образовываться в относительно короткий период времени, отводимый для этого моделью "Большого Взрыва", причем без всякого участия плазмы.

Ведущим принципом в астрономических исследованиях является объяснение явлений по возможности наиболее простой теорией. Все астрономы признают, что в галактиках и квазарах действительно существуют магнитные поля и что эти поля играют важную роль в генерировании нетеплового излучения (взрывных процессов, которые происходят в центре небольшого класса галактик, называющихся "активными галактиками"). Однако здесь сила магнитных полей в тысячи раз меньше, чем в Солнечной системе. В больших системах -скоплениях и сверхскоплениях галактик — магнитные поля еще слабее.

Итак, чисто гравитационные теории вполне адекватно объясняют все наблюдаемые космологические феномены. Пока еще не возникло необходимости использовать для их объяснения электромагнитные явления,

Я считаю, что необходимость учесть электромагнитные эффекты когда-нибудь появится. Когда наши наблюдения станут достаточно полными, электромагнитные уточнения гравитационных теорий помогут еще лучше описать существующую Вселенную. Но хочу подчеркнуть, что говорю только о возможном электромагнитном уточнении лучших гравитационных моделей "Большого Взрыва". Теория плазмы без учета теории "Большого Взрыва" так же неспособна объяснить наблюдаемую реальность, как и теория стационарного состояния.

В верующего человека возражения атеистов могут вселять определенный оптимизм, потому что возражения эти несостоятельны. Все прочие попытки атеистического сознания уклониться от вывода, неизбежно вытекающего из теории "Большого Взрыва", а именно, что Бог существует, относятся к области квантовой гравитации. Речь об этом пойдет в следующих разделах "Странная теология" и "Современный Голиаф".

ССЫЛКИ

 

1. Paul Kurte, “Free Inquiry” (Winter 1992/93), pages 10-15.

 

2. John Maddox, "Down with the Big Bang", Nature 340 (1989), page 425.

3. Eric. J. Lerner, “The Big Bang Never Happened”, (New York: Random House, 1991);

Eric. J. Lerner, "The Big Bang Never Happened," Discover (June 1988), pages 70-79.

 

4. Jean Cloude Pecker, "Big Bangs, Plural: A Heretical View", Free Inquiry (Winter 1992/93), pages 10-11.

5. Milton Rothman, "What Went Before?", Free Inquiry (Winter 1992/93), page 12.

6. Victor J. Stenger, "The Face of Chaos", Free Inquiry (Winter 1992/ 93), page 14.

7. Adolf Grunboum, "Pseudo-Creation of die «Big Bang»", Free Inquiry (Winter 1992/93), page 15.

8. Maddox, page 425.

9. Donald Lynden-Bell, J. Katz, and J. H. Redmount, "Sheet Universes and the Shapes of Friedman Universes", Monthly Notices of Royal Astronomical Society 239 (1989), page 201.

10. Hugh Ross, “The Fingerprint of God”, 2nd ed. rev. (Orange, CA: Promise Publishing, 1991), pages 89-94.

Rosie Wyse, "Oldest Stars Are Older Still," Nature 361 (1993), pages 204-205.

 

11. Rothman, page 12.

12. Augustine of Hippo, "Confessions, Book Eleven, Chapters 10-14", The Father of the Church, vol. 21, Confessions, Trans. Vernon J. Bourke (New York: Fathers of the Church, Inc., 1953) pages 339-344.

13. Fred Hoyle, Quarterly Journal the Royal Astronomical Society 1 (1960), pages 28-39.

Robert Jastrow and A. G. W Cameron, ed., “Origin of the Solar System”,(New York: Academic Press, 1969).

 

14. Lerner, “The Big Bang Never Happened”, pages 23-25.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР "КРАТКОЙ ИСТОРИИ ВРЕМЕНИ"

Три года назад меня пригласили прочитать лекцию писателям, журналистам, постановщикам и режиссерам кино и телевидения. Я намеревался представить им научные доказательства существования Бога Библии, но меня упросили посвятить лекцию критике книги Стефена Хокинга " Краткая история времени ". Обзор научной книги для пишущей братии из Голливуда? Это казалось странным. Но когда наступил вечер встречи, в зале было вдвое больше народу, чем ожидалось, и почти каждый пришедший прочел книгу, которую я собирался обсуждать.

В тот вечер я узнал, что британский физик Стефен Хокинг является народным героем для многих американцев и идолом для Нового века. Статус народного героя понять легко. Трудно не поразиться доблести человека, который умеет заставить свой яркий интеллект работать, несмотря на ограничения, накладываемые амиотрофическим боковым склерозом (болезнь Лу Герига). Свой статус идола он получил, когда заявил, что с точки зрения теоретической физики Бог безличен и не нужен для объяснения нашего существования.

" Краткая история времени " является четвертой книгой Хокинга, но это первая книга, написанная для широкой аудитории. Она стала бестселлером и в течение шести месяцев находилась в списке лучших книг New York Times.

Большая часть книги рассказывает историю Вселенной вплоть до последних открытий, сделанных в области теорий гравитации. Это книга захватывает читателя хотя бы потому, что об истории рассуждает человек сам во многом определяющий ее ход. Главы о черных дырах, возможно, самое толковое из всего, что когда-либо о них писалось. Некоторые технические неточности, допущенные в них, несущественны. Любой, кто захочет узнать о применении гравитационных теорий для объяснения возникновения и развития Вселенной не будет разочарован.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ТЕОЛОГИЯ

" Краткая история времени " — это несколько больше, чем просто популярное изложение гравитационных теорий. Что делает книгу Хокинга уникальной и противоречивой, так это его философские и теологические высказывания. В последней главе книги Хокинг декларирует цель своей жизни и работы. Все усилия он направляет на то, чтобы ответить на фундаментальные вопросы: "Какова природа Вселенной? Каково наше место в ней? Как появилась Вселенная, и как появились мы? Почему все так, как есть?" 1 Мечта Хокинга — ответить на все эти. вопросы исключительно посредством физики. До сих пор он никак не объяснил своего отказа принять те ответы, которые уже даны в других источниках, например, в Библии. Благодаря его близким контактам с христианами, включая бывшую жену Джейн и коллегу-физика Дона Пейджа, мы можем предположить, что он, по крайней мере, знает о том, что Библия освещает эти вопросы. И все же он предпочитает игнорировать ее ответы. В своем интервью Sunday Times Magazine (Лондон) Джейн Хокинг сказала:

"В умах людей, которые разрабатывают эти проблемы, похоже нет места для других источников вдохновения. От Стефена невозможно получить ответа на философский вопрос, лежащий вне области науки... Я, по крайней мере, никогда не могла добиться такого ответа, и это очень грустно." 2

ОТСУТСТВУЮЩИЙ БОГ

Цель философских размышлений Хокинга в " Краткой истории времени " — принизить роль Бога во Вселенной и возвеличить роль человеческой расы. Наиболее остро эту тему развивает Карл Саган в предисловии к этому изданию. Согласно Сагану, " Краткая история времени " — это книга "о Боге, или, скорее, об отсутствии Бога. Она представляет собой попытку представить Вселенную как не имеющую границ в пространстве, конца или начала во времени и какой-либо необходимости в Творце".3 Забавным образом это заявление противоречит выводам, к которым Хокинг пришел в своей замечательной работе по теоремам сингулярностей, в которой, по словам самого Хокинга, он показал, что "время имеет начало".4

Основываясь на принципе причины и следствия, эта теорема указала явно, возможно, даже слишком явно для Хокинга, на существование вне измерений Вселенной некой сущности, которая сотворила и Вселенную, и ее измерения пространства и времени. В таком случае единственной надеждой Хокинга избежать начала, а значит, и вывода о Творце, было найти какой-нибудь момент в истории Вселенной, когда уравнения общей теории относительности (на которой основывалась его пространственно-временная теорема) могли бы дать сбой.

Еще до написания этой книги Хокинг начал обнаруживать признаки своего членства в рядах тех, кто искал недостатки в теории "Большого Взрыва". В 1983 году Стефен Хокинг и Джеймс Хартл выдвинули идею. что, поскольку мы не можем определить состояние Вселенной до 10-43 секунды после ее возникновения, возможно, какой-то неизвестный феномен в этот кратчайший миг времени мог нарушить главенство общей теории относительности.5 А если это так, то пространство, время, материя и энергия могли произойти и не из реальной особой точки (начинающейся из бесконечно малого объема). Далее они предположили, что точно так же, как поведение атома водорода может быть описано волновой функцией квантовой механики, этой функцией можно описать и поведение Вселенной. А если так, утверждали они, Вселенная могла просто внезапно возникнуть из абсолютного ничто в точке, которую многие назвали бы началом времени. Эта нереальная гипотеза послужила основой для широко известного утверждения Хокинга: "Вселенная не могла быть сотворена, не может быть и разрушена; она просто есть и будет. При чем же здесь Творец?"6 Эта гипотеза является основой для утверждения сторонников движения Нового века и атеистов о том, что, согласно науке, нет никакой необходимости в существовании Бога-Творца для создания Вселенной. К чести Хокинга, он позже признал в " Краткой истории времени ", что вся эта идея была "просто предположением: она не может быть выведена из какого-либо другого принципа".7

СЛАБОЕ МЕСТО ГИПОТЕЗЫ

Даже если бы гипотезы Хокинга были верны, не возможно было бы избежать необходимости в существовании Бога-Творца. Вот как объясняет это Хайнц Пэгельс, физик-теоретик: "Невообразимая пустота превращается в существующую реальность — реальность логичных физических законов. Но как эти законы вписаны в пустоту? Что "говорит" пустоте о том, что она беременна возможной Вселенной? Похоже, что даже пустота подчиняется закону и логике, существовавшим прежде пространства и времени".8

Хокинг не избежал вывода о необходимости Создателя. Не мог он избежать и особой точки. Фрэнк Типлер, еще один физик-теоретик, указал, что Хокинг мог просто бессознательно подменить один тип особой точки другим типом, а точнее, классическую сингулярность общей теории относительности квантовой сингулярностью:

"Квантовая Вселенная [модель которой предлагает Хокинг]... в обязательном порядке состоит не из одной четырехмерной сферы, но скорее из бесконечности сфер всех возможных радиусов. Поскольку радиус сферы, не может быть меньше или равен нулю, четырехмерная сфера нулевого радиуса ограничивает Вселенную Хокинга.... Он [Хокинг] исключает классическую сингулярность — начало времени — только для того, чтобы она вновь появилась как "начало" пространства всевозможных четырехмерных сфер".9

БОГ ВНЕ ГРАНИЦ

Хокинг сам невольно опровергает все модели Вселенной, лишенные начальной точки и границ:

"Если Вселенная действительно находится в таком квантовом состоянии, то в воображаемом времени не будет никаких сингулярностей... Вселенная могла бы быть конечной в воображаемом времени, но без границ или сингулярностей. Когда возвращаешься к реальному времени, в котором мы живем, здесь все же будут появляться сингулярности... Мы их не встретим, только если будем жить в воображаемом времени... В реальном же времени Вселенная имеет начало и конец в сингулярностях, которые образуют границу пространства-времени, за которыми законы науки не работают".10

Если смотреть на это с точки зрения Библии, то можно сказать, что Бог существует вне "реального времени"11, то есть единственного временного измерения физической Вселенной. Таким образом, Он не зависит ни от границ, ни от сингулярностей. Но и человеческие существа и физическая Вселенная ограничены реальным временем. Поэтому они существуют в определенных границах и имеют начало.

Хотя Хокинг старается ограничить роль Создателя или точнее, исключить необходимость Его существования для жизни и эволюционного развития Вселенной, он не стремится исключить Его совершенно. Он настоятельно отвергает ярлык "атеиста". Хокинг, возможно скорее подходит под определение деиста. В '' Краткой истории времени " он говорит:

"Эти законы [физики], может быть, изначально и были предписаны самим Богом, но, по всей видимости, в последствии Он просто предоставил Вселенной развиваться по этим законам и уже больше в них не вмешивается"12

Затем Хокинг приходит к выводу, что "с успехом науки в описании событий многие люди начали считать, что Бог позволяет Вселенной эволюционировать согласно своду законов и больше не вмешивается в ее существование и не изменяет эти законы".13

Причины, по которым Хокинг принимает деистические позиции, заключаются не в том, что это точка зрения большинства. С самого начала он дал понять, что верит в существование целой группы физических законов, дающих "полное описание Вселенной, в которой мы живем".14 Больше того, он считает, что эти законы "предположительно определяют нашу деятельность".15 Таким образом, Хокинг делает вывод:

"Если бы существовал полный набор законов, это бы нарушило свободу Бога менять Свое решение и вмешиваться в жизнь мира."16

МОЖНО ЛИ ВСЕ ЗНАТЬ?

Самым явным несоответствием между философией Хокинга и христианством (помимо физической реальности) является вера Хокинга в то, что человеческие существа могут найти этот "полный набор законов". Под этим он не просто подразумевает полную и последовательную унифицированную теорию поля (теория, поясняющая, как единственная первичная сила расщепляется на сильную и слабую ядерные силы, а также на электромагнитную и гравитационную силы), но "полное понимание происходящего вокруг нас и понимание нашего собственного существования".17 В другом случае он говорит, что хочет "познать разум Бога". 18 Поскольку существование Бога Библии или существование сингулярности и означало бы, что его цель никогда не будет достигнута, понятно, что он хочет опровергнуть оба эти постулата.

Интересно, что его цель недостижима не только по Библейским канонам, но невозможность ее достижения была математически доказана Куртом Геделем в 1930 году. Согласно теореме неполноты Геделя, "ни одно нетривиальное множество арифметических предложений не может иметь доказательства своей правильности в себе самом". В применении к космосу это означает, что невозможно познать сущность Вселенной, исходя из самой Вселенной. 19 Обычного опыта достаточно, чтобы показать многим из нас, что ограниченность человеческих возможностей никогда не позволит нам узнать все о себе и о Вселенной. Загадка природы, которую Бог поставил перед Иовом четыре тысячи лет тому назад, до сих пор ставит в тупик даже таких одаренных и образованных людей, как Стефен Хокинг (см. Иова, 38-41). И что более забавно, собственные слова Хокинга доказывают невозможность достижения его цели. Он признает два неминуемых ограничения, сопутствующих нашим поискам более полных научных знаний:

1. Ограничение принципа неопределенности Гейзенберга в квантовой механике (невозможность для человека-наблюдателя точно измерить и положение, и импульс квантовой частицы).

2. Невозможность точного решения физических уравнений, кроме простейших.20

Как указывается в Послании к Римлянам 1:19-22 даже самые блестящие ученые-исследователи напрасно потратят свои усилия на исследование теоретически непознаваемых явлений, если отвергнут очевидные свидетельства, указывающие на Бога.

ВСЕ ЭТО - ДЛЯ НАС!!!

Хокинг также отвергает антропный принцип, заключающийся в том, что Вселенная имеет все необходимые и четко заданные условия для того, чтобы человек мог в ней жить. Хокинг явно считает невозможным поверить в то, что "вся эта огромная конструкция [Вселенная] существует только лишь ради нас".21 Объясняя свое неверие, он говорит, что "нет никакой необходимости ни в существовании иных галактик, ни в том, чтобы Вселенная была такой однородной и одинаковой в каждой точке и в любом направлении".22 Однако Хокинг игнорирует растущий объем исследований. Единообразие, однородность и плотность вещества во Вселенной — все эти показатели являются именно такими, какие необходимы для возникновения человеческой жизни в любой момент времени. 23 (см. "Вселенная для жизни" и "Земля: место для жизни")

В заключение своей книги Хокинг предполагает, что объединенная теория поля должна быть "настолько убедительной, чтобы дать существование себе самой [и Вселенной]". Даже если объединенная теория поля и не сотворила нас, говорит Хокинг, Бог Библии — неподходящий кандидат на роль Творца, ибо мы все равно встанем перед проблемой: "Кто сотворил Его?". 24

Как многие до него и после него, "великий историк времени" попадает в ловушку, предполагая, что Бог заключен в те же временные границы, что и человеческие существа. Как объяснено было ранее, теорема Хокинга дает ответ на его собственные возражения, ответ, который Новый Завет дал более девятнадцати столетий назад (см. таблицу 1. раздела " Бог вне времени, но познаваемый ").

Выпады против Бога Библии со стороны физиков и других ученых не новы. Они воспринимают Библию как вызов своей интеллектуальной чести. Этот древний "религиозный" документ предлагает так много точных и вызывающих утверждений о происхождении космоса, и все их можно доказать. Какое унижение для гордыни! Я это знаю, потому что сам прошел через это. Понять и принять Божий призыв к смирению и покорности — для некоторых это выше сил.

Ни одно поколение не видело столько доказательств существования Бога, как наше. Более того, ни одно общество не имело доступа к такому объему знаний, такому количеству исследований и изобилию технологий. Всему этому люди склонны верить, особенно те, кто считает себя большими знатоками в области наук и технологий. Именно это имел в виду апостол Павел, когда говорил, что немногие из тех, кто по мирским меркам считаются мудрыми, являются истинно верующими (1 Коринфянам 1:20-26).

ССЫЛКИ

 

1. Stephen W. Hawking, “A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes”, (New York: Bantam Books, 1988), page 171.

2. Bryan Appleyard, "A Master of the Universe," Sunday Times Magazin (London), 19 July 1988, page 29.

3. Carl Sagan, "Introduction", A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes New York: Bantam Books, 1988), page x.

4. John Boslough, "Inside the Mind if a Genius", Reader's Digest (February 1984), page 120.

5. James В. Hartle and Stephen W. Hawking, "Wave Function of the Universe," Physical Review D 28 (1983), pages 2960-2975.

6. Leon Jaroff, "Roaming the Cosmos", Time, 8 February 1988,page 60.

Hawking, page 136,141.

 

7. Hawking, page 136.

8. Heinz R. Pagels, “Perfect Symmetry: The Search for the beginning of Time”, (New York: Simon & Schuster, 1985), page 243.

9. Frank Tipler, "The Mind of God," The Times Higher Education Supplement (London), 14 October 1988, page 23.

10. Hawking, page 139.

11. 2 - е Послание к Тимофею 1:9 и к Титу 1:2. Смотри таблицу 1.

12. Hawking, page 122.

13. Hawking, page 140.

14. Hawking, page 13.

15. Hawking, page 12.

16. Hawking, page 166.

17. Hawking, page 169.

18. Hawking, page 175.

19. Stanley L. Jaki, “Cosmos and Creator”, (Edinburgh, U. K.: Scottish Academic Press, 1980), pages 49-54.

Stanley L. Jaki, “God and the Cosmologists”, (Washington, DC: Regnery Gateway, 1989), pages 104-109.

 

20. Hawking, page 168.

21. Hawking, page 126.

22. Hawking, page 168.

23. Hugh Ross, “The Fingerprint of God”, 2nd ed. rev. (Orange, CA: Promise, 1991), pages 124-128.

24. Hawking, page 174.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ГОЛИАФ

Несколько лет назад прозвучала тревога, подобная той, которая эхом прокатилась по лагерю израильтян в дни царя Саула. Голиафом на этот раз оказалась квантовая механика (теория, описывающая энергетическую взаимосвязь микрочастиц на дискретных уровнях). Многие выдающиеся теологи возвестили об этом гиганте, как о "величайшей современной угрозе христианству".1 Помимо Стефена Хокинга, несколько знаменитых физиков и многие сторонники движения Нового века начали сотнями издавать популярные книги, в которых спекулировали по поводу сложной и таинственной природы квантовой механики в целях подрыва христианского взгляда на происхождение мира.

Это нападки еще раз подтверждают упорное непризнание растущих физико-астрономических доказательств того, что Вселенная — материя, энергия, пространство и время — началась с акта творения, и что она была специально создана для жизни, о чем пойдет речь в следующих разделах. Подобных свидетельств сейчас достаточно для того, чтобы отвергнуть все теологические модели, кроме одной — библейской. Очевидно, такой неожиданный поворот в исследованиях является далеко не утешительным для тех, кто не согласен видеть в Иисусе Христе единственную возможность спастись.

Упорно отрицая, что Создатель, существование Которого неопровержимо, и есть библейский Бог, исследователи пытаются найти ему хоть какую-нибудь замену. В дополнение к "Вселенной как волновой функции"Стефена Хокинга (обсуждавшейся в разделе «Странная теология») были предложены три квантовые модели.

КВАНТОВЫЙ ТОННЕЛЬ

Британский астрофизик Пол Дейвис в своей книге "Бог и новая физика", написанной в 1983 году, ограничивает причинно-следственный феномен временным измерением Вселенной. Поскольку в акте сотворения присутствует причинно-следственная связь, он ограничен во времени, что, по словам Дейвиса, свидетельствует против участия Бога в сотворении космоса.2

Очевидно, что Дейвису не известно (или не было известно) о том, что, в соответствии с Библией, Бог способен производить причинно-следственные действия вне и до возникновения временного измерения нашей Вселенной. Как указано в табл. 1 (см. раздел «Бог – познаваемый»), в Библии также говорится о существовании измерений вне пределов нашего времени и пространства, о сверхизмерениях, в которых Бог существует и действует.

Дейвис начал с указания на то, что виртуальные частицы могут вдруг возникнуть из ничего через квантовый тоннель (см. рис. 1). Такие частицы могут возникать из абсолютного ничто, при этом они превращаются вновь в ничто, прежде чем человек-наблюдатель сможет обнаружить их появление. Фактически, это означает, что частицы, производимые таким образом, должны исчезнуть менее, чем за одну квинтильонную долю секунды.

Рис.1 Квантовый тоннель

В классической физике стеклянный шарик, отпущенный с высоты Н, скатится вниз по стенке чаши и при отсутствии силы трения поднимется вверх по другой стенке до той же высоты Н. Поскольку верх чаши находится на высоте Н + dН, стеклянный шарик будет вечно двигаться внутри чаши. Но принцип неопределенности квантовой механики утверждает, что для квантовой частицы всегда должен существовать минимум неопределенности в энергии частицы. Эта неопределенность предполагает, что квантовая частица, отпущенная с высоты Н, имеет определенную вероятность превышения высоты Н + dН на другом конце. Чем меньше dН относительно Н, тем больше эта вероятность. Также, чем быстрее частица преодолевает расстояние от одного края до другого (чем круче стенки чаши), тем больше эта вероятность. Итак, принцип квантового тоннелирования предполагает, что квантовая механическая частица может преодолеть пределы чаши, в то время как обычный стеклянный шарик не может.

Далее Дейвис обратился к большим все обобщающим теориям физики элементарных частиц и предложил идею о внезапном возникновении космоса в результате тех же процессов. Однако он забыл учесть, что для системы с такой массой, как Вселенная, время необходимое для того, чтобы вернуться в ничто, должно быть меньше чем 10-103 секунды (102 нуля между десятичной точкой и единицей) — период, который "чуть короче", чем возраст Вселенной.

Примечательно, что аргумент, выдвигаемый Дейвисом против Божьего сотворения, может быть обращен против его же гипотезы. Квантовая механика основывается на концепции, что квантовые события происходят согласно конечным вероятностям в пределах конечных интервалов времени. Чем больше интервал времени, тем больше вероятность, что данное квантовое событие произойдет. Это значит, что если интервал времени равняется нулю, вероятность того, что квантовое событие произойдет, тоже равняется нулю. Поскольку время началось, только когда Вселенная была сотворена, интервал времени равняется нулю, что исключает возникновение квантового тоннеля как возможного способа возникновения космоса.

Конечно, некоторые могут возразить, что, поскольку мы точно не знаем, что произошло до того, когда Вселенной исполнилось 10-43 секунды, необходимо допустить вероятность того, что обычная зависимость между количеством времени и вероятностью квантового события в тот крошечный временной интервал могла быть нарушена. Однако этот аргумент чисто умозрительный, использующий множество допущений. Сначала нужно допустить, что произошло нарушение обычной зависимости. Затем надо допустить, что этот сбой произошел в необходимый момент времени и в необходимой точке пространства. Затем нужно допустить, что этот сбой случился таким образом, что произошло квантовое тоннеллирование целой Вселенной.

 

ЧТО ТАКОЕ НИЧТО?

 

 

Физики используют слово ничто в четырех различных значениях. Поэтому важно понять контекст любого утверждения о ничто. Физики могут иметь ввиду: (1) отсутствие материи, (2) отсутствие материи и энергии, (3) отсутствие материи, энергии и четырехмерного пространственно-временного многообразия, а также (4) отсутствие какой бы то ни было сущности или размерности.

По мере того, как будут расти наши знания об измерениях помимо длины, ширины, высоты и времени, мы можем ожидать других определений ничто, которые можно было бы добавить к этому списку.

 

Любой студент-философ знает, что в области неизведанного предполагать можно все, что угодно, вплоть до не существования самого предполагающего. В своей книге Дейвис признает необходимость избегать таких философских головоломок постоянным обращением к правилу бритвы Оккама3. Бритва Оккама — это ведущий принцип западной науки, по которому самым правдоподобным и убедительным объяснением является то, которое содержит самые простые идеи и самое малое количество предположений. Концепция возникновения Вселенной в результате квантового тоннелирования не отвечает требованиям этого принципа.

К чести Дейвиса, в другой книге "Сверхсила", опубликованной в 1984 году, он пересматривает свои позиции. В ней он пишет, что законы физики "кажутся сами продуктами исключительно гениального плана".4 В недавно опубликованной книге («Космический проект», 1988) он ставит вопрос: "Если новые уровни организации просто появляются из ничего без каких-либо причин, почему мы наблюдаем такую четкую иерархию Вселенной — от начальных структур до сложнейшего разнообразия?"5 Он пришел к выводу, что мы имеем мощное свидетельство, что за всем этим что-то стоит".6 Дейвис, похоже, быстро продвигается к какой-то форме теизма.

БЕСКОНЕЧНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Поразительно, но астрономы имеют достаточно хорошее представление о развитии Вселенной, начиная с того момента, когда ей было всего 10-43 секунды. Однако на этом наши возможности кончаются — дальше проникнуть не удается. Согласно Алану Гуту, изобретателю инфляционной модели "Большого Взрыва", прямые исследования условий, существовавших, когда Вселенной было меньше 10-43 секунды, потребуют ускорителя частиц длиной более сорока триллионов миль, т.е. такого устройства, которое, по его словам, имеет "мало шансов получить финансирование от республиканской администрации" (скорее всего, и от любой другой).

Этим бесконечно малым периодом, о котором мы не знаем ничего, воспользовался еще один американский астрофизик — Ричард Готт. Он предположил полную потерю информации о событиях до 10-43 секунды. Эта потеря информации произойдет при допущении идеализированной формы инфляционной модели "Большого Взрыва" Гута, идеализированной в том смысле, что очень короткий процесс гиперрасширения, или инфляции, должен произойти при максимальной скорости и в течение максимального периода времени.7 При столь полной потери информации, говорит он, все становится возможным, включая "сотворение бесконечного количества вселенных".8

Предположенная Готтом "возможность" возникновения бесконечного количества вселенных, дает некоторым атеистам шанс, как они считают, заменить Бога случайными, или точнее, произвольными флуктуациями изначального радиационного поля. Другими словами, они предполагают, что какая-то флуктуация из бесконечного числа возможных в первичном поле излучения породила Вселенную со всеми условиями, необходимыми для нашего существования.

Это предположение не соответствует теории вероятности. Оно основано на бесконечности числа случаев, тогда как нет признаков, что это число превышает единицу.

Рассмотрим следующий пример. Если человек крутит 101567 (цифра один с последующими 1567 нулями) рулеток тысячу раз каждую, какая-то из этих рулетов может быть и выдаст тысячу зеро подряд. Но если у человека только одна рулетка, то независимо от того, сколько на свете существует рулеток, если его рулетка выдаст тысячу зеро подряд, то придется признать, что рулетка настроена так, чтобы все время выпадало зеро.

Остаются и другие вопросы. Если до 10-43 секунды Вселенная имела нулевой уровень информации, то каким образом в последующем она достигла столь высокого информационного уровня без усилий со стороны разумного, личностного Творца? Как без участия личностного Творца могло возникнуть первичное радиационное поле излучения?

В данном случае мы являемся свидетелями известного подхода под названием "Бога нет, потому что в природе есть тайны". Кажется, многие неверующие учёные (как и некоторые другие) рассчитывают на подобные белые пятна, а в данном случае на очень незначительное белое пятно как на способ избежать теистических выводов из установленных наукой фактов. Что и говорить, большая работа по сбору доказательств впереди у тех, кто предполагает, что существует более одной вселенной или что физические законы были совершенно другими в период до 10-43 секунды.

На самом же деле доказательств существования других вселенных не будет никогда. Как указывает сам Готт, его гипотетические вселенные не пересекаются.9 Больше того, они и не могут пересечься. Путешествия из одной вселенной в другую невозможны.10

РЕАЛЬНОСТЬ, СОЗДАННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЕМ

В популярных книгах по квантовой механике редко проводится четкое разделение между физикой, философией и религией квантовой механики. Поэтому позвольте мне кратко объяснить разницу:

В 20-х и 30-х годах квантовая физика подвергалась критике, более всего со стороны Эйнштейна.11 Но не теперь. Доказательства, полученные в результате опытов, делают физические принципы квантовой механики неоспоримыми.

Один вопрос, тем не менее, остается, и заключается он в философском осмыслении квантовой механики в свете физики. Датский физик Нильс Бор оставил такой значительный след в ранней истории квантовой механики, что его «Копенгагенские толкования» были восприняты многими как одна из основ физических принципов. Но это не так.

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

ТВОРЕЦ и космос | ПАРАДОКС ТЕМНОГО НОЧНОГО НЕБА | СИЛА ОТТАЛКИВАНИЯ ЭЙНШТЕЙНА | ЭВОЛЮЦИЯ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО СОТВОРЕНИЯ | КРИТИЧЕСКАЯ МАССА ВСЕЛЕННОЙ | Получение нужных электронов | Постоянная слабого ядерного взаимодействия | Соотношение экзотической материи к обычной материи | Аргумент 4. Порядок, вышедший из хаоса. | Аргумент 5. В результате эволюции мы станем Творцом. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.038 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав