Читайте также: |
|
После разгрома Дубецкого гарнизона надо было ожидать активизации действий со стороны гитлеровцев. Разведчики принесли тревожные сведения, подтверждающие наши предположения. Силами противника, продвигающего от города Сольцы, занята деревня Иловенка. Разведка подтверждает наличие артиллерийской и минометных батарей.
Командованием полка мне поручено принять самолеты из Советского тыла. В ночь на девятое января в небе всю ночь было большое движение. Наши самолеты сделали два авианалета на город Сольцы. А как приятно было слушать разрывы наших авиабомб! К нашему отряду самолеты так и не сумели прилететь.
Утром радисты передали сообщение о том, что самолеты надо ждать и сегодня. Дали нам новые сигналы огней на прием самолетов.
Девятого января части противника, продвигаясь на юг от деревни Иловенки, заняли населенные пункты: Березку, Угощи, Ципино, Высочек, Бережок, с/х Выбити. Отряды Сушко и Симонова стоят в обороне севернее Цивилева.
Очередная карательная экспедиция против нас начинает действовать. Развертывается продвижение и со стороны Витебской железной дороги.
Командование полка отдало приказ - нашему отряду занять деревню Долгое, выставив заслон в количестве одного взвода в деревне Светлицы. Остальным отрядам, оставив Цивилево, отойти на деревню Замошье.
Прием самолета.
С наступлением темноты десятого января все отряды в полной тишине покидают Цивилево. Все мирное население еще накануне ушло в леса, в свои заранее заготовленные землянки. В опустевшей деревне со мной осталась группа партизан для принятия груза с самолетов. Запряженные в сани лошади стояли поблизости. Бесконечно долго длилось время. Внимательно прислушивались к рокоту моторов, пролетавших над деревней самолетов. Надо опасаться – можно на сигналы вызвать вражеский самолет, тогда все пропало, сорвем прием своего. А такие случаи уже бывали.
Летают…не наши…. А наши, так боевые…
Около четырех часов ночи в наступившей тишине расслышали в воздухе постукивание нашего У-2. Прислушались. Кружится над нами!
«Зажечь огни!»
Зажженные связки соломы и мелко наколотые сухие дрова, расположенные кострами по условию приема самолета, ярко осветили окружающие поляну, постройки и кусты. Отбежав в укрытие, ждем.
Рокот мотора затих. Очевидно, летчик выключил мотор и планирует, снижаясь к цели. И вдруг неожиданно в воздухе, освещенным заревом костров, появился самолет. И еще неожиданнее для нас сверху раздался громкий басок летчика:
«Здорово ребята! Принимайте груз!!!»
И через минуту первый баул, ударившись о землю, подпрыгнул, опять ударился и стал медленно падать в сторону опускающегося на землю парашюта. Вслед за первым приземлилось еще несколько баулов.
Обрадованные благополучным исходом дела, партизаны выбежали из укрытий и шумно криками приветствовали летчика.
«Спасибо за груз!»
«Привет Родине!!!», махая ему шапками.
Самолет сделал над нами круг. Потом летчик включил мотор и самолет, набирая высоту, стал удаляться в сторону фронта.
Груз принят. Надо торопиться с его отправкой в полк. Долго путались партизаны с непривычной для нас оснасткой баулов. Наконец, отрезав стропы от баулов, собрали наскоро парашюты, обмотали их стропами.
Находившийся поблизости начальник штаба полка Яковлев прибыл на отблески затухающих костров вместе с группой разведчиков. Они помогли перенести баулы в соседнюю, покинутую всеми избу. Здесь же приступили к вскрытию баулов и распределение посылки с Родины по отрядам.
В каждом бауле было плотно упаковано не менее пятнадцати штук новеньких карабинов, с большим количеством патронов к ним. Там же были упакованы валенки, рукавицы, шапки, тол, шнуры, мины-лилипуты и даже наша русская махорка! Все было пересчитано и в присутствии начальника штаба полка распределено по отрядам. Погрузив все это, включая парашюты и баулы, на сани, в душе сожалея о том, что приходится опять покидать гостеприимное Цивилево, двинулись в лес. Парашюты полностью пошли на шитье маскхалатов. Оставив в штабе полка, расположившегося в лесу под деревней Замошье, все то, что предназначено для других отрядов, едем в деревню Долгое, в свой отряд.
Отряд занял оборону, упирающуюся своими флангами в деревни Быково и Светлицы. В направлении деревень Загородищ и Селище выставлены группы наблюдения.
Командир отряда Починко и переведенный в наш отряд на место убитого в Дубце начальника штаба Солодянкина, Васильев Валентин встретили нас на улице, погруженной в полный мрак, деревни. Огни зажигать запрещено. Деревня Долгое стала передним краем нашей обороны.
Распределив патроны по партизанам, имеющим наши отечественные винтовки, здесь же заменили неисправное или сомнительное оружие новыми винтовками. Сдав все остальное старшине отряда для распределения по взводам, идем в избу, где расположился штаб.
Окна предусмотрительно тщательно занавешены. Хозяева уходят в лес, в свои землянки.
Начальник штаба знакомит с обстановкой. Да, наши силы на таком, довольно большом, участке не велики. Долго ли мы можем сдерживать полусотней людей с тремя пулеметами противника, в несколько раз превосходящего нас численно и обладающего совершенной техникой? Тщательно обсудили положение.
«Ну, а теперь немного отвлечемся» - говорит, обращаясь ко мне, командир отряда Починко, и тут же приказывает караулу привести задержанного подозрительного субъекта.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 84 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |