Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

В Кряжевском лесу

 

Приближался рассвет 14 декабря 1943 года. Партизаны с трудом вытаскивают ноги из размешанной грязи. Вышли на поле. Справа в полукилометре от нас – деревня. Дорога ведёт через кустарник. Опять поле, и, наконец, перейдя какое-то болото, в лесу отряд остановился. В чём дело? Иду в голову колонны. Оказывается, отряды под прикрытием первых рощ большого Кряжевского леса ожидают нас.

Встретил АНТОНОВА. Быстро написанное боевое донесение направляем в штаб бригады. Партизаны, используя привал, располагаются на бугорках, пнях, на валежнике, а то и прямо на дороге, на снегу. Усталость даёт себя знать. Поголовно все с мокрыми чуть не до колен ногами терпеливо переносят все невзгоды, выпавшие на их долю.

Кое-где завязывается беседа, делятся впечатлениями прошедшей ночи. Находятся нигде и никогда неунывающие и всегда бодрые весельчаки-балагуры. Где они, там – остроты, шутки, а иногда и сдержанный смех. Проходя мимо одной такой группы партизан узнаю знакомый голос. Подхожу ближе. Предрассветная темнота не позволяет ещё видеть в лицо людей. Прислушиваюсь. Узнаю знакомый голос Миши МОРЯКА из отряда АНТИПОВА.

«Миша, а ты как попал сюда? Ведь ваш отряд в голове колонны», - спрашиваю его.

«Командир направил меня к вам за последними известиями. Вас ищу!» - отвечает он.

Весельчак, балагур, смелый, никогда не унывающий партизан, Миша был принят мною в отряд ещё в Бедринских лесах, за д. Сосенкой. Бывший Балтийский матрос, оказавшись в плену, быстро сколотил группу таких же, под стать себе смельчаков, и уже через несколько недель группа из 4-х человек совершила смелый побег из лагеря. Все его товарищи показали себя в деле отважными бойцами. В отряде его так и звали – Миша Моряк. Многие партизаны даже не знали настоящей его фамилии.

Начинался медленный рассвет.

Связной передал приказ штаба бригады:

«…при возможном появлении самолётов противника движение прекратить. Принять все необходимые меры к маскировке…»

Колонна продолжает движение в том же порядке.

Чем дальше мы продвигались, тем сильнее давала себя знать усталость. В густом высоком лесу колонна остановилась. Пока проходило совещание при штабе бригады, разведчики прощупывали окружающие нас леса. Рассредоточили отряды. Обоз и раненые размещены в центре расположения. Сразу приступили к организации круговой обороны. На обнаруженных дорогах выставлены заслоны и секреты. Партизаны, свободные от заданий, располагались, по возможности, поудобнее. Сплошной смешанный лес надёжно укрывал нас от воздушной разведки. А её надо было ожидать, поэтому разведение костров было категорически запрещено. Партизаны получили сильно уменьшенный сухой паёк.

Наступившее на рассвете похолодание сменилось поднявшимся ветром, затем начался снегопад. Большие хлопья снега падали на землю. Погода нам благоприятствовала. Во-первых, путь нашего отхода стал густо покрываться хлопьями падающего снега, а во-вторых, нелётная погода даёт нам возможность развести костры и просушить мокрую одежду и обувь. А это было крайне необходимо, так как у некоторых, слабых здоровьем партизан начались явные признаки простуды.

Разрешили жечь костры.

Короткий зимний день клонился к вечеру. Партизаны сделали укрытия из веток и еловых лапок, там можно было, спрятавшись от ветра, коротать долгую зимнюю ночь.

С наступлением темноты погода резко изменилась. Начинало подмерзать. Небо очистилось от облаков. В такую ночь надо ожидать воздушную разведку. Пришлось нам костры погасить.

Разведка, возвратившаяся из-под д. Загузье, донесла, что там горит несколько деревень. Каратели вымещают свою злобу на местном населении. Другие группы разведчиков пока ещё не возвратились.

Ещё в полночь, как и надо было ожидать, над лесом появился самолёт. Через полчаса их уже летало 5-6 штук. Ищут нас, хотят уточнить, в каком же краю леса мы расположились.

Не многим из нас в эту ночь удалось отдохнуть, да и до сна ли было, когда мокрая одежда замерзала и топорщилась на тебе, как деревянная.

Радисты наладили связь с Советским тылом, доложили обстановку.

Здесь на восток, за болотами, раскинутыми недалеко за этим лесом, - линия фронта. Где-то по этим же болотам в 1942 году прорвались через линию фронта несколько партизанских отрядов, когда снятые с фронта гитлеровские дивизии навалились на Партизанский край.

А через год и мы оказались примерно в таком же положении. У нас самое сильное оружие – ручные пулемёты. Противник бросил на нас полки пехоты с артиллерийскими и миномётными батареями. У него танки и авиация. Сжимая кольцо окружения, он будет добиваться поставленной цели – уничтожить нас. Ну что ж, поживём – увидим!

С самого утра 16 декабря начался артиллерийский обстрел леса. По разрывам снарядов безошибочно определили калибр – били лёгкие батареи. Снаряды ложились довольно далеко на запад от нас. Через некоторое время разрывы стали яснее, ближе. Для нас было несомненно, что бьют по площадям с переносом огня. Значит, разведка с воздуха нас пока не обнаружила, иначе не зачем бы им вести такой огонь.

«Рамы», медленно пролетая над лесом и чуть не задевая за верхушки деревьев, явно провоцировали нас на открытие огня. Так, с небольшими интервалами, продолжалось в течение всего дня. С наступлением темноты отряды углубились в лес на более удобные места.

Ночью самолёты противника, очевидно, потеряв надежду установить точное наше расположение, начали бросать авиабомбы в разных краях необъятного леса, изредка наугад простреливали лес из пулемётов. Так продолжалось всю ночь до утра.

На рассвете 17 декабря артиллерия противника, очевидно подтянутая с севера, начала вести по лесу методический огонь. Положение усложняется. Надо срочно принимать меры по выводу отрядов из явно сжимаемого кольца окружения.

Штаб партизанского движения запретил идти на прорыв через линию Фронта. Да и бесцельно. Если удалось год назад партизанам прорваться в летних условиях через линию Фронта, то теперь, да ещё зимой, по данным армейской разведки, этот участок нам не по плечу. Это было бы преступлением – вести людей на явную гибель в то время, когда назревающие на Волховском и Ленинградском фронтах события говорят за то, что наша деятельность в тылу врага нужна, как никогда.

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 71 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

С партизанским отрядом Семенова | Разгром вражеского гарнизона | Переход в леса под д. Брянск | Бой за д. Брянск | Встреча с партизанами Пестрикова. Объединение в полк. | Оборона лесного лагеря | Бой под деревней Залесье. | Рейд на юг. Переход железной дороги Дно - Старая Русса. | В полку Антонова | Вторая карательная экспедиция |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав