Читайте также: |
|
Я сжигаю мосты. Особенно часто это случалось, когда я еще не знала о своем диагнозе, и в какой-то мере, было следствием этого незнания. Когда что-то не складывалось с работой, отношениями, городом или даже страной, я бросала это и оставляла позади. Как я уже говорила, когда-то я считала, что дело не во мне – это с миром что-то не так. Поэтому я с легкостью оставляла позади сложные ситуации и даже считала это неизбежным. Не всегда это плохо. Некоторые места и люди действительно вредны для нас. Другие способствуют нашему развитию и приносят пользу для ума и духа. Однако, если вы объездили весь мир, достигли зрелого возраста и по-прежнему сжигаете мосты, возможно, пора задуматься и разобраться, что к чему. Когда выяснилось, что у меня синдром Аспергера, мне захотелось никогда больше не отступать и в каждой ситуации стоять до последнего. Но это тоже не всегда верно. Мне пришлось (и до сих пор приходится) учиться решать, что нужно сохранить, а с чем попрощаться.
Сжигать мосты и начинать заново было настолько определяющей чертой моей жизни, что я решила спросить других аспи-девочек, поступают ли они так же. Все, кроме одной, сказали, что это свойственно и им.
«Когда все становится настолько плохо, что я не могу больше терпеть, я ухожу и сжигаю за собой все мосты. Именно поэтому я считаю феникса своим личным символом. Сжечь все и восстать из пепла.» (Brambles)
Это же скрывается в критериях DSM за фразой «неспособность формировать отношения со сверстниками» – мы формируем их на какое-то время, но затем обрываем.
«Когда я сжигаю мосты, я словно испытываю чувство отмщения. Я думаю: “Этим людям будет очень плохо без меня. Они не ценили меня и не понимали, сколько я для них делала.”» (Ann Marie)
Сжигание мостов – это, в некотором смысле, психологическая пиромания. Когда мы выплескиваем свой гнев на кого-то или что-то, мы показываем, что больше не нуждаемся в них – да и не нуждались никогда. Сжигая мосты, мы ощущаем, что берем власть над жизнью в свои руки. Проблема в том, что обычно это совершается сгоряча и под влиянием момента. Остынув, мы понимаем, что все еще хотели бы общаться с этим другом, что нам все-таки нужна эта работа, что мы хотели бы и дальше покупать вещи в этом магазине. Как пиромания, поначалу это приносит чувство удовлетворения, ощущение контроля, но в итоге имеет необратимо разрушительные последствия.
Мы часто сжигаем мосты в результате депрессий. Мы хотим вырваться из непроглядной пелены и ищем новые горизонты.
«Во время депрессии я словно падаю на дно, я срываюсь на всё и на всех. Я ненавижу жизнь, ненавижу себя, ненавижу окружающих меня людей. Я выбираюсь из этого состояния, меняя в жизни все что можно – бросаю работу, разрываю отношения, продаю дом и т. д.» (Sam)
Часто к этому приводят и эмоциональные срывы. Мы злимся на человека, место, вещь и решаем никогда больше не иметь с ними дела. Иногда мы и не можем ничего сделать – нас увольняют, или не желают больше видеть, или наше собственное чувство стыда слишком велико, чтобы вернуться к этой ситуации. Сжигание мостов во многом имеет те же причины, что и сам срыв; это последняя капля непонимания – мы устаем от того, что люди не принимают нас, не ценят, не проявляют к нам любви и поддержки, которых мы, по нашему мнению, заслуживаем. Мы хуже учимся на ошибках, чем другие – в основном, из-за того, что у нас плохая память на эмоции. Часто мы забываем причиненную нам обиду, забываем, почему на кого-то злились. Мы прощаем снова и снова. Вместо того, чтобы защищать себя, мы остаемся уязвимыми. Но это накапливается, и рано или поздно мы взрываемся, раз и навсегда прекращая отношения.
«В неприятной ситуации мне гораздо легче просто уйти и не оглядываться. Обычно это приносит облегчение, но если я избегаю кого-то, мне приходится волноваться о том, чтобы на него не наткнуться, а это дополнительный стресс. При этом у меня довольно плохая память, и если спустя какое-то время я встречаю этого человека снова, я искренне веду себя так, будто ничего не случилось.» (Nikki)
Сжигание мостов может затронуть и нашу семейную жизнь – мы бросаем мужей, родителей, сестер и братьев, друзей, которые нас подвели, людей, которые, по нашему мнению, нас использовали. Это заставляет нас, фигурально выражаясь, полить все керосином и бросить спичку.
«Со мной это происходит довольно часто. Особенно когда в отношениях нет отдачи.» (Dame Kev)
Иногда причиной становится чувство несправедливости – мы не хотим поддерживать какую-либо организацию или человека, чья позиция противоречит нашим твердым убеждениям и принципам. Сжигание мостов влияет и на работу. Когда случается конфликт, часто мы, особенно в молодом возрасте, просто уходим без предупреждения.
«Я действительно сжигаю мосты. На последних двух работах мне стоило бы выдержать двухнедельный срок перед увольнением, но я ушла просто так, и из-за этого было невероятно сложно найти следующую работу.» (Elfinia)
Будучи человеком определенного возраста, я имела возможность видеть, как в моей жизни раз за разом повторяется один и тот же сценарий, и убедилась, что сжигание мостов – это, если позволите, плохая карма. Когда я сжигаю мост с какой-либо частью моего прошлого, это значит, что вскоре я столкнусь такой же ситуацией в будущем. Может быть, это будет в другой стране и с другими людьми, но история будет очень похожа.
Консультируя людей с синдромом Аспергера, я часто сталкиваюсь с тем, что аспи, недовольные своей жизнью, возлагают вину только на других. Им кажется, что если они сменят работу, город и прочее, все будет иначе. Иногда это действительно так. Всегда нужно стремиться найти обстановку и окружение, которые будут вас максимально устраивать. Но если вы бросаете все сгоряча и в спешке, будьте уверены – история повторится. Оставляя что-то позади, нужно действовать взвешенно и предусмотрительно. Если вам не близка идея кармы, возможно, вам будет ближе понятие репутации. Вам могут понадобиться рекомендации и связи, которые вы потеряете, если оборвете все раз и навсегда. Это же касается и отношений – людям будет сложнее вам доверять.
Сжигание мостов похоже на превентивный удар, к которому тоже склонны многие из нас – бросить работу, пока не уволили, расстаться, пока не бросили вас, уйти, пока ситуация не усложнилась. У нас вырабатывается чутье на проблемы. Мы учимся читать знаки, как кошки чувствуют землетрясение, а птицы знают о приближении зимы. Циники могут сказать, что это самовнушенное ожидание, которое мы сами заставляем сбыться.
Иногда наши мосты бывают сожжены за нас, особенно когда наши срывы оказываются слишком сильны. Мне доводилось читать, что у женщин с синдромом Аспергера срывы ярче выражены внешне, чем у мужчин. Исходя из собственных наблюдений и бесед, могу сказать, что, по-видимому, так и есть. Не думаю, что мужчины-аспи так же склонны сжигать мосты и делают это столь же часто. По своему опыту предположу, что это может быть связано с менструальным циклом – по крайней мере, определенная корреляция есть. Когда в нашем организме происходит очищение, того же требует и наша психика. В этот период мы более импульсивны, более склонны говорить то, что не сказали бы в другое время.
«Мне часто необходимо проводить, фигурально выражаясь, уборку, чтобы навести порядок в личной жизни.» (Anemone)
Полагаю, эта склонность к резким переменам сбивает с толку врачей при постановке диагноза. Обычно мы не любим перемен. Мы терпеть не можем, когда закрывается наш привычный магазин и открывается новый, в котором нам нужно заново осваиваться и проверять его на предмет триггеров. Сжигание мостов, в свою очередь, находится под нашим контролем. Это наш способ сказать, что нам вообще не нужен магазин. Конечно, иногда мы оказываемся не правы и можем позже пожалеть об этом.
«Моя жизнь – череда сожженных мостов. В такие моменты кажется, что я поступаю правильно, что я твердо отстаиваю свои права. Часто так и есть. Хотя за последние лет десять я убедилась, что мое мышление бывает очень черно-белым.» (Camilla)
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 153 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |