Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Глава 1 Взаимодействие постмодернизма и христианства в контексте современной литературы

Читайте также:
  1. I) Независимое и зависимое взаимодействие
  2. II. Ограниченность теорий в современной социологии
  3. Банк аргументов из художественной и публицистической литературы
  4. В 2015 году форум приурочен проведению Года литературы в России.
  5. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ
  6. В чувственном превосходстве вхождение в состояние, соответствующее переходу за грань, определяет взаимодействие на родственных началах с сущностями Тьмы и Бездны.
  7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ
  8. Взаимодействие в процессах раскрытия и расследования преступлений
  9. Взаимодействие движущихся зарядов
  10. Взаимодействие и дополнительность ожиданий

История человечества отмечена последовательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название постмодерна. Породившие постмодерн веяния отразили изменения в сознании и коллективном бессознательном человечества, разочарованного результатами реализации господствующих в ХХ веке мировых идей и проектов «законодательного разума», подошедшего к грани самоуничтожения. Весь многовековой опыт подвергается переосмыслению, служит базой для выявления объединяющих человечество ценностей, не привязанных к какой-либо центрирующей идеологии, религии, философии. Постмодерн заявил о себе как «транскультурный и мультирелигиозный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества» [31; с.94]. В политике это выражается распространением различных форм постутопической политической мысли; в философии – торжеством постметафизики, пострационализма, постэмпиризма; в этике – появлением постгуманистических концепций антипуританизма; в эстетике – ненормативностью постнеклассических парадигм; в художественной жизни – принципом снятия, с удержанием в новой форме характеристик предыдущего периода [64; с 8-9].

1.1Истоки и смысл «постмодернизма»

Состояние культуры, сформировавшееся в последние десятилетия XX в. в развитых странах, получило название «эпоха постмодерна». Термин «постмодернизм» впервые был употреблен в книге Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). Впоследствии он был использован у Ф. де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала XX века. Еще чуть позже в работах А. Дж. Тойнби с 1939 по 1947 г. было конституировано содержание понятия «постмодерн», как обозначающего современную (начиная

с Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна. В конце 1960-70-х гг. данное понятие использовалось для фиксации новых тенденций в литературе и архитектуре. Начиная с 1979 г. постмодернизм утверждается в статусе культурофилософской теории, фиксирующей специфику эпохи с середины 1950-х годов [56; Режим доступа URL: http://uchebniki.ws/1584072011864/kulturologiya/istoriya_kulturologii_-_dianova_vm. - 11.07.14].

Постмодернизм – это понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования. Оно содержательно-аксиологически дистанцируется не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирует себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия. Современная культура рефлексивно осмысливает себя как «постмодерн», т.е. пост-современность. Как процессуальность, которая разворачивается «после времени» - в ситуации «свершенности» и «завершенности» истории [55; Режим доступа URL: http://e-reading.ws/bookreader.php/127706/Gricanov_-_Postmodernizm.html. - 11.07.14].

Считается, что официально термин «постмодернизм» ввел в научный оборот А. Тойнби, который при определении постмодернизма опирался на геополитические и политические факторы. Немецкий философ Вольфганг Вельш, который исследовал происхождение этого понятия, определяет и другие случаи его употребления, где постмодернизм рассматривается как промежуточная фаза в развитии литературы между модернизмом и так называемым «ультрамодернизмом». Учредителями постмодернизма считаются: Ф. Ницше, М. Вебер, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, М. Хайдеггер, М. Фуко, Ж. Деррида. Они осуществляли радикальную критику европейской культуры и истории, названную позже деконструкцией. Одну из четких характеристик

постмодернизма дает его известный исследователь Ихаб Хассан. Он отмечает

такие признаки этого явления:

1) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пробелов;

2) фрагментарность, принцип монтажа;

3) «деканонизация» - борьба с традиционными ценностями, сакральным в культуре, человеку, этносе, борьба с логосом, авторским приоритетом;

4) отсутствие психологических и символических глубин;

5) отказ от мимесиса и изобразительного начала;

в) господство иронии, которая утверждает плюралистическая Вселенная;

7) смешивания высокого и низкого жанров, стилевой синкретизм;

8) театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории;

9) имманентность, срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспособиться к их обновлению и рефлектировать на них.

Таким образом, само понятие постмодернизма, суть этого явления стали предметом многочисленных дискуссий в западной и отечественной философско-культурологической мысли. Характер этих дискуссий свидетельствует о сложности и противоречивость феномена постмодернизма, постмодернистской культуры [67; Режим доступа URL: http://uchebnikionline.ru/kulturologia/kulturologiya_-_sheyko_vm/kulturologiya_-_sheyko_vm.htm. - 11.07.14)].

Проблема постмодернизма как целостного феномена была поднята вначале 80-х гг. некоторыми западными исследователями, пытавшимися объединить в единое целое разрозненные явления культуры последних десятилетий, которые в различных сферах духовного производства определялись как постмодернистские. В то же время дата возникновения постмодернизма является одним из спорных вопросов. Ряд исследователей, в частности И. Xассан, К. Батлер и др., полагают, что постмодернизм возник после выхода в свет романа Д. Джойса «Поминки по Финнегану» (1939). Но переход от модернизма к постмодернизму, превращение последнего в господствующую

тенденцию в искусстве пришлись на 1950—1960-е гг. Философско-

социологическое обоснование и осмысление постмодернизм получил позднее: в трудах Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Р. Рорти, Ф. Джеймисона, О. Маркварда [60; Режим доступа URL: http://referati.me/raznyih-stran-filosofiya/primechaniya1.html. -11.07.14)].

Классикой европейского и американского постмодернизма стали новеллы Х. Л. Борхеса, «Лолита» Набокова, «Имя розы» У. Эко, романы Джона Фаулза, Х. Кортасара, Г. Маркеса, П. Хандке, И. Кальвино. Философией постмодернизма стала деконструкция Ж. Деррида, «археология знания» М. Фуко, теория семулякра Ж. Бодрийяра, социологическая школа Ж. Ф. Лиотара. Западные теоретики определяют постмодернизм как культурное сознание «позднего капитализма» (Ф. Джеймсон), как порождение цивилизации масс-медиа (Ж. Бодрийяр), «конца истории» (Ф. Фукуяма). Хотя эти характеристики мало применимы к советской культуре, тем не менее на рубеже 1960-1970-х годов – т. е. фактически одновременно с первыми манифестами постмодернизма на Западе – в русской литературе появляются произведения Андрея Битова, Венедикта Ерофеева, Саши Соколова, Иосифа Бродского и некоторых других авторов, которые впоследствии (в конце 1980-х) были оценены как первые шаги русского постмодернизма, во многом предопределившие его дальнейшую динамику [61; с. 376].




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 40 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

На пути к «абсолютной правде»: постмодернизм и христианство | Т. Н. Толстой, Л. С. Петрушевской и Л. Е.Улицкой | Мотив инкарнации и реинкарнации личности в прозе Л. Петрушевской | Живой и мертвый мир Татьяны Толстой |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав