Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Приложение 4. Теория А. Донини, применительно к развитию религии славян.

Читайте также:
  1. I. Общая теория и функции систематической теории
  2. III. Зрелая теория Хорни
  3. IV. Приложение
  4. Product placement и теория социального научения
  5. V Полиэтиологическая теория (Н.Н.Петров)
  6. V. Приложение №1.Тезаурус архитектура Афинского акрополя
  7. А орфического. Как религия орфизм противостоял олимпийской религии и мистериям,
  8. Ақша – несиелік реттеудің теориялық негіздері
  9. Альтернативная теория
  10. АНТРОПОЛОГИЯ А . КРЁБЕРА - ЦЕЛОСТНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Дата Бытовое развитие Развитие веры
700 тыс. лет назад Стремление к недоступному Почитание духов в образе тотемных зверей
8-5 тыс. лет назад Возникновение иерархии. Появляются изображения людозверей и захоронения с фрагментами звериных тел Зверь-помощник приобретает человеческие черты.
5-4 тыс. лет назад Возникновение и развитие земледелия. Стали важны погода и календарные наблюдения за светилами. Зверобог переносится на небо.
3 тыс. лет до н.э. Матриархат. Почитание Всеобщей Матери и миф о рождении Вселенной.
3-2 тыс. лет до н.э. Развитие ремесел. Миф о сотворении Вселенной как продукта ручного труда. Появление неодушевленного тотема.
Ок.7в. до н.э. – 5 в. н.э. Преобразование общин в города (города Северной Европы, территориально близкие к славянам – Баркаэр – 2700 лет до н.э., Бискупин - 700г.до н.э., города предположительно славянских племен – гелонов – 7-3 вв.до н.э., невров – I-II вв. н.э., города восточных славян – 5 в. н.э.   «Должностная» иерархия вытесняет родовую.

 

 


Приложение 5. Составляющие особенности язычества славян:

 


I Индивидуальные особенности строения пантеонов II Форма строения пантеонов III Дуализм природных циклов и бинарность Добра и Зла. IV Форма проявления старшего демиурга V Субординация в отношениях между богами и людьми VI Индивидуальные особенности развития религии
а) Религия восточных славян – наиболее сложная и обширная система. Особое почитание богов земного и небесного плодородия. (Юг – Перун, Север – Велес). б) Религия поляков – мало сведений, сложно выстроить единую систему. в) Религия чехов – обширный пантеон, сильное сходство с восточно-славянской г) Религия балтославян – акцент на три рода деятельности: плодородие, скотоводство и войну. Общая “милитаризо-ванность” пантеона   родовая Дуализм ярко выражен, бинарность наличествует. вселенский творец или же составленный всей вселенной крайне слабая см. след. таблицу

Приложение 6. Индивидуальные особенности развития религии славян:

 

Период Характеристика Божества
Ок. 800 тыс. лет назад. Освоение человеком огня. (предположительно) Культ огненного божества.   ? Огонь
700 тыс. лет назад Культ злых и добрых духов (упырей и берегинь). берегиня упырь
60 тыс. лет назад Ритуальные погребения людей в скорченном виде и медведей. Вера в перерождение души.
. Культ звериного бога (Велеса). Велес
(предположительно)Культ смерти (Мораны). ? Морана
23 тыс. лет назад Охотничья магия.   Лада-Жива
Культ Живы-Лады (старшей Рожаницы).
8-5 тыс. лет до н.э Земледелие и аграрная магия. Жива- Лада Мокошь-Пеперуда
Усложнение культа Рожаниц.
(предположительно) Формирование культа Лели. ? Леля
Культ солнца и его света. Даждьбог Ярило
3 тыс. лет до н.э. Появление представлений о Всеобщей Матери – Вселенной. Всеобщая Мать
Появление изображений крылатых псов и (предположительно) культ Семаргла. ? Семаргл
2800 лет до н.э. Матриархат сменяется патриархатом. Мужское божество Вселенной и женское – Земли. Род Земля
Разделение культа Рожаниц на Живу и Ладу. Жива Лада
Появление (закрепление) культа Лели. Леля
Первые явные следы культа Огня. Огонь
Идея подземного царства – Нави.   Навь
(предположительно)Культ Перуна и Зеваны. ? Перун ? Зевана
1 тыс. лет до н.э. Появление железа и кузниц. Возникает культ Сварога. Сварог
7 в до н.э. Идея небесной обители для умерших. Правь
Скифское влияние на славян. Культы Хорса, Стрибога, Даждьбога и Семаргла. Хорс Даждьбог
Стрибог Семаргл
6 в. до н.э. Культ Ярилы как бога плодородия. Ярило
5 в. до н.э. Разделение Мокоши-Пеперуды на Мокошь и Пеперуду. Мокошь Пеперуда
8-9 вв н.э. Проникновение на Русь балтийских культов.  
Ок.980г. н.э. Первая религиозная реформа князя Владимира.  
           

 

Приложение 7. Иерограммы славян:

Символ движения солнца, иначе – времени: спираль с солярными символами.
Символ дождя: молоко небесных олених. Символ засеянного поля, беременности и богатства: лунки с семенами. Произошел от меандрового узора. Символ огня: три огненных “языка”.
Символ грозы, иначе – роданика: шестилепестковый “цветок” или “снежинка”. Символ растении: побеги, тянущиеся из семени. Символ солнца, иначе ярга или свастика: переходная ступень между меандровым узором и колесом.
Символ солнца: крест в круге или “колесо” с четырьмя спицами. Символ солнца: “колесо с четным числом изогнутых “спиц”. Символ цветка:заключенные в круг четыре лепестка.

 

 

Иерограммы славян (продолжение):

 

Меандровый узор – родоначальник ярги и символа плодородия.

 

Солярные иерограммы славян («солнечные кресты») на стене церкви Богоявления Господня в Санкт-Петербурге.

 

Растительные иерограммы славян на стене церкви Богоявления Господня в Санкт-Петербурге.

Приложение 8. Славянские календари:

 

 

Сосуд из Альмашфюзите (Венгрия) XVIII в. до н.э.

 

 

Сосуд из Ромашкова (Киевщина) IV в. н.э.

 

Славянские календари (продолжение):

 

 

Сосуд из Лепесовки IV в. н.э.

 

 

Приложение 9. Орудия земледелия:

 

Соха с роговыми наконечниками.

 

 

Соха с металлическим наконечником.

Борона-суковатка.

 

Орудия земледелия (продолжение):

 

 

 

 

Лопаты и мотыга.

 

Серп.

Приложение 10. Ткацко-прядильный инструмент и национальная одежда славян:

 

Прялка.

Ткацкий стан.

Ткацко-прядильный инструмент и национальная одежда славян (продолжение):

Костюм мужской: штаны, рубаха с обережной вышивкой и знаками рода, кушак (полотняной шитый пояс) или кожанный ремень и шапка с околышком, так и называемая «русской» (характерна тем, что на нее удобно надевать конический или сфероконический шлем).

Ткацко-прядильный инструмент и национальная одежда славян (продолжение):

Костюм женский: рубаха с обережной вышивкой и знаками рода, понева (верхняя клетчатая юбка) – знак вступления девушки в брачный возраст, и, обязательно, головной убор (см. ниже).

Ткацко-прядильный инструмент и национальная одежда славян (продолжение):

 

Девичий венчик – головной убор незамужней девушки.

Кика – головной убор замужней женщины.

 

Ткацко-прядильный инструмент и национальная одежда славян (продолжение):

Корзно – плащ, ставший в X веке у славян символом княжеской власти под влиянием византийской моды.

Приложение 11. Кузнечный инструмент и оружие славян:

Клещи.

 

 

Молоты.

Наковальня.

Кузнечный инструмент и оружие славян (продолжение):

Мечи: (слева направо) средний (ок. 96 см.) с долами и полуторной рукоятью (VIII – XII века) и короткий (ок. 80 см.) с ромбовидным сечением и одноручной рукоятью (IX – XI века). Первый – “каролингский” был заимствован у франков времен Карла Великого (возможно – через посредничество викингов); на востоке такие мечи называли “франкскими”, а на юге – русскими, поскольку последние значительно модернизировали технику изготовления.

Кузнечный инструмент и оружие славян (продолжение):

 

Кольчуга (бронь кольчатая). Форма общеевропейская, но, скорее всего, была изобретена славянами: Г. Вейс утверждал, что русские кольчуги сплетались из проволочных колец, а у раннеевропейских металлические кольца нашивались на кожанную рубаху заходя друг на друга.

Кузнечный инструмент и оружие славян (продолжение):

 

 

Бронь дощатая (чешуя) – нашитые или наклепанные заходя друг на друга на кожанную основу пластинки. Предположительно, заимствована из Византии, которая взяла за пример доспех парфян или сарматов.

Кузнечный инструмент и оружие славян (продолжение):

 

 

 

 

Шлемы: а) Шлем сфероконический (VI – XII века). Форма общеевропейская, предположительно был заимствован славянами у готов. Здесь изображен с бармицей, закрывающей лицо;

б) Шлем сферический с наличьем, иначе – «совиный» (VIII – X века). Предположительно, заимствован у скандинавов. Здесь изображен с чешуйчатой (кожа с наклепанными пластинками) бармицей. Масштаб не соблюден.

 

Кузнечный инструмент и оружие славян (продолжение):

 

 

Щиты: а) Щит круглый – деревянная основа, покрытая дубленой кожей, а сверху оббитая железными полосами и окантовкой. Здесь изображен с пятью умбонами (металлические конуски); б) Щит миндалевидный (универсальный – конно-пехотный), деревянная основа, покрытая дубленой кожей, а сверху обитая железными полосами и окантовкой. Общеевропейская форма, но, скорее всего, изобретен славянами. Масштаб не соблюден.

Приложение 12. Столярно-плотницкий инструмент:

а) пила; б) пила лучковая; в) струг; г) топор; д) долото; е) тесла.

Приложение 13. Эволюция славянских жилищ:

Пещера (700тыс. лет назад – 8 тыс.лет до н. э.).

Укрытие из жердей и шкур (60 тыс. лет назад (отдельно от пещер, шалаши в гротах строили ок. 400 тыс. лет назад) – 8 тыс. лет до н. э.)

Эволюция славянских жилищ (продолжение):

Землянка (ок. 8 тыс.лет до н. э. – ок. XVIII в. н. э.).

Общинный дом (7 - 5 тыс. лет до н. – VIII в. н. э.). Здесь изображено двойное жилье бискупинского типа.

 

Эволюция славянских жилищ (продолжение):

Реконструкция славянского жилища VIII – IX вв. Краеведческий музей г. Павловск Воронежской обл.

Эволюция славянских жилищ (продолжение):

Изба (VIII – XX в. н. э.).

Терем (VIII – XVIII в. н. э.).

 

Эволюция славянских жилищ (продолжение):

Княжий замок (X – XI в. н. э.).

 

 

Приложение 14. Эволюция славянских святилищ:

Пещерное святилище (ок. 60 тыс. лет назад – ок. 8 тыс. лет назад)

Палеолитическая «венера» (от 30 – 12 тыс. лет назад до 3 тыс. лет до н. э.).

Эволюция славянских святилищ (продолжение):

 

Наскальная живопись (от 20 – 10 тыс. лет назад до 8 тыс. лет назад). Охотничья магия и протоиконопочитание.

 

«Красный» угол в избах (VIII тыс. лет до н. э. – XXI в н. э.). На полке стоят идольцы.

Эволюция славянских святилищ (продолжение):

Печной храм (конец IV – начало III тыс. лет до н. э.). Внутри – большая круглая печь, алтарь с женскими статуэтками и большой «рогатый» трон.

Эволюция славянских святилищ (продолжение):

Святилище с жерновками (XV – XII в. до н. э.). Внутри – скамьи и ров, содержащий обожженные жерновки, золу и мелкие кости.

 

Эволюция славянских святилищ (продолжение):

Идол и священные костры ((вероятно) от 10 тыс. лет назад до наших дней).

Капище, иначе – мольбище или требище ((вероятно) от 10 тыс. лет назад до наших дней).

. Эволюция славянских святилищ (продолжение):

 

Горное святилище (1500 лет до н. э. – XVII в.н. э.). Дорога к мольбищу отмечена каменными скульптурами медведей и камнями с вырезанным крестом.

 

Эволюция славянских святилищ (продолжение):

 

Аркона – укрепленное святилище Святовида на острове Руян (IX – XII в. н. э.).

 

Эволюция славянских святилищ (продолжение). Славянский многосрубный храм:

 

Эволюция славянских святилищ (продолжение). Пояснения:

 

 

Славянский многосрубный храм, метод строительства которых, согласно мнению ученых, ныне применяется при создании русских православных церквей (реконструкция Лифантьева С.С. и Лифантьевой Ю.В.). Представляет из себя венчатый сруб-четверик с четырьмя угловыми срубами – приделами, каждый из которых является местом почитания одного из божеств пантеона. Лемешковые крыши-шатры с полицами увенчаны прямоугольными барбанами; крыши придельных барабанов шатровые, крыша же барабана центрального сруба – «бочка». Крыльцо представляеть собой одновсходный рундук-пеперть.

Считается, что многосрубные придельные храмы отражают собой память о кольцевых открытых капищах, где вокруг основного идола, или иного культового предмета, располагались «младшие» идолы.

 




Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 187 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | <== 38 ==> | 39 | 40 | 41 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.034 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав