Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Совокупность.

<P>В своем исследовании проблемы сущности Аристотель насчитывает шесть возможных

ее воплощений. Он говорит, что "сущностью признают субстрат, суть бытия и то,

что из них состоит, а также - всеобщее" (VII, 13, с. 133), или: "...о сущности

Говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком

случае: и суть бытия, и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом

с ними, в-четвертых, [лежащий в основе вещи] субстрат" (VII, 7, с. 115). Обобщая

эти два высказывания, мы и получаем шесть возможных сущностей: 1) субстрат,

Суть бытия, 3) то, что состоит из сути бытия и субстрата, 4) всеобщее, 5)

Общее и 6) род. Они должны пройти испытание критерием сущности.

<P>Два критерия сущности. У Аристотеля два критерия сущности: 1) мыслимость, или

познаваемость в понятии, и 2) "способность к отдельному существованию" (VII,

С. 115). Однако, строго говоря, эти два критерия несовместимы, потому что

лишь единичное "обладает самостоятельным существованием безоговорочно" (VIII,

С. 140 - 141), однако единичное не удовлетворяет первому критерию, оно не

Постигается умом, не выражается понятием, ему нельзя дать определения. Аристотелю

Приходится искать компромисса между двумя критериями. Здесь и выявляются основные

Его колебания между материализмом и идеализмом. Аристотель ищет золотую середину.

Надо найти такую сущность, которая бы была способна к самостоятельному существованию

И была бы познаваема в понятии. С этим требованием он и подходит к шести возможным

Сущностям.

<P>Субстрат. Субстрат ("подлежащее") определяется Аристотелем онтологически и

Логически (в соответствии с параллелизмом онтологии и логики у Аристотеля).

Логически субстрат - это "то, о чем сказывается все остальное, тогда как он

сам уже не сказывается о другом" (VII, 3, с. 115). Онтологически же он то, что

"лежит в основе двояким образом, и ли как эта вот отдельная вещь... или как

материя для осуществленности" (VII, 13, с. 133). В первом случае субстрат совпадает

С третьей возможностью сущности, ибо то, что состоит из сути бытия и субстрата,

И есть единичная вещь. Во втором случае субстрат есть материя (о ней ниже).

Отметим сейчас, что Аристотель отказывает материи в праве быть сущностью - она

Не способна к отдельному сушествованию и она непознаваема в понятии. Так что

Материя не проходиг у него на роль сущности по обоим критериям. Что же касается

Единичной вещи, то она, как уже сказано, хотя и субстрат, однако не сущность,

Ибо не только невыразима в понятии (единичному нельзя дать определения), но




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Светила движутся воздушными вихрями. | Платон говорил, что если Ксенократ нуждается в шпорах, то Аристотель - в узде. | На границе между эллином и варваром. Отношения учителя и ученика никогда не | Платоновского идеализма. В эпоху же Ликея были созданы коллективные труды, выполненные | Этические, политикоэкономические и искусствоведческне произведения. | Лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные | Общий характер или она подвергает рассмотрению какой-нибудь один род бытия и | БЫТИЯ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ | Система противоположностей. | Здесь речь идет о том, как мы мыслим предмет. Но так как для Аристотеля, как |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав