Читайте также:
|
|
Аксиология — это теория ценностей, раздел философии, изучающий вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо - реализованная ценность - полезность. Отсюда следует, что ценность и польза - две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации.
Рассмотрим аксиологические теории в современной философии.
1) Натуралистический психологизм
Натуралистический психологизм представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис, Тугаринов. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.
2) Трансцендентализм
Трансцендентализм разрабатывался в Баденской школе неокантианства (Виндельбанд, Риккерт), и связан с представлением о ценности как об идеальном бытии, соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым», или трансцендентальным, сознанием. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. Поэтому мы должны либо идеализировать эмпирическое сознание, приписав ему нормативность, либо развить идею «логоса», некоторой сверхчеловеческой сущности, на которую опираются ценности.
3) Персоналистический онтологизм
Персоналистический онтологизм развивает вышеупомянутую идею «логоса» (Шелер). Реальность ценности обусловлена, согласно Шелеру, «вневременной аксиологической серией в Боге», где отражением служит структура человеческой личности. Тип личности определяется иерархией её ценностей, образующей и онтологическую основу личности. Николай Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.
4) Культурно-исторический релятивизм
Данная теория связана с именем Дильтея. Он утверждал идею аксиологического плюрализма, означающего множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста. Эти равноправные системы познаются в рамках культурно-исторического развития.
5) Социологизм
Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта. Он применил его к определению социального действия. В последующем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов. Эта социальная система предлагает наличие некоторых ценностей, разделяемых ее членами.
Проблема ценностей в особенно остро возникает в обществе, где обесцениваются культурные традиции и идеологические установки.
В истории освоения ценностной проблематики выделяются несколько эпох. Рассмотрим три основных периода:
I. Предклассический период (1806— 1890). Г. Лотце, вводит категорию ценности в действие практически во всех своих многочисленных сочинениях. «Главным органом» ценностного мировосприятия он считает некое «откровение». Оно определяет ощущение ценностей и взаимоотношения последних. При всей своей субъективности ценности не создаются субъектом (как считал Кант), а лишь «раскрываются» им. Начиная с Лотце, понятия ценностей (эстетических, моральных, религиозных) становятся общезначимыми единицами философской лексики. Обострением интереса к ценностной проблематике философии культура того периода была обязана Ф. Ницше, который провозгласил в книге «Воля к власти» знаменитое афористическое требование «переоценки всех ценностей».
II. Классический период (1890—1930) - «аксиологический бум». Ценностная проблематика мгновенно стала преобладающей проблемой в европейской мысли. Классическую аксиологию следует рассматривать как единство аксиологии «формальной» — изучение предельно общих законов, заключенных в ценностных отношениях, и «материальной» — изучение структуры и иерархии наличных, «эмпирических» ценностей. К этим двум предметностям можно добавить аксиологическую «онтологию» — изучение субъективности/объективности ценностей, их бытийной локализации и соотношения с существованием, а также «гносеологию» — исследование места ценностей в познавательном процессе.
В «формальной» аксиологии систематизировались прежде всего некоторые аксиологические аксиомы, например, 1) существование некоторой положительной ценности = положительная ценность; 2) существование некоторой отрицательной ценности = отрицательная ценность (Брентано); одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной (М. Шелер); формулировки «закона специфического отношения ценностей» (из двух ценностей одна должна быть больше, а другая меньше), суммирования (А+В ценнее, чем А), «ценностной инверсии», ценностного «обмена» (А+В = В+А), сопоставления: если В ценно, поскольку ценно А, то А ценнее, чем В (Т. Лессинг).
«Материальная» аксиология соответствует способам иерархии основных классов ценностей. Э. фон Гартман предлагает следующий ценностный ряд: удовольствие — целесообразность — красота — нравственность — религиозность, а у Шелера иерархия ценностных модальностей описывается в последовательности четырех рядов:
1) ценностный ряд «приятного» и «неприятного»;
2) ценности витального чувства: все качества, которые охватывают противоположность «благородного» и «низкого», а также ценности сферы значений «благополучия» и «благосостояния»;
3) области духовных ценностей: «прекрасное» и «безобразное» и «справедливое» и «несправедливое», то есть область этических ценностей;
4) высшей ценностной модальностью оказывается модальность «святого» и «несвятого»; основной ее признак —проявление только в «абсолютных предметах», все остальные ценности являются ее символами. Каждой из этих четырех ценностных модальностей соответствуют свои «чистые личностные типы»: художник наслаждения, герой или водительствующий дух, гений и святой; соответствующие сообщества — простые формы «обществ», государство, правовое и культурное сообщество, сообщество любви (Церковь).
Другие значительные схемы иерархии ценностей разрабатывались баденской школой неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), а также персоналистом В. Штерном, различавшим ценности-цели и ценности-носители, где вторые являются средствами для первых.
«Ценностная ситуация», как и познавательный акт, предполагает наличие трех необходимых компонентов: субъекта (в данном случае «оценивающего»), объекта (в данном случае «оцениваемого») и некоторого отношения между ними (в данном случае «оценивания»). Так как все три компонента содержатся в ней уже аналитически (входят в само ее понятие), то не было философов, которые могли бы отрицать хотя бы один из них. Расхождения были связаны поэтому преимущественно со сравнительной оценкой их места в «ценностной ситуации». Основные позиции исчерпали все четыре логические возможности.
1. Попытки локализовать ценности преимущественно в оценивающем субъекте. Хр. фон Эренфельс, Р. Гольдшид, А. Фуйе и др. отстаивали натуралистическую трактовку ценностей, связывая их с желательностью и потребностью; Г. Шварц, Мюнстерберг, а также глава марбургской школы неокантианства Г. Коген — волюнтаристическую, основатель имманентной философии В. Шуппе, В. Дильтей, А. Деринг — «сентименталистскую», связывая ценности с внутренним чувством. Аксиологам, настаивавшим на локализации ценностей в каком-то одном аспекте душевной деятельности, противостояли те, кто отказывались от выделения в субъекте какой–либо специальной «ответственной за ценности» способности (Э. фон Гарт-ман, А. Риль, прагматист Ф. Шиллер).
2. К «субъект-объективистам» относятся последователи Лотце и Брентано. Мейнонг подверг критике натуралистический субъективизм: выводить ценность объекта из его желаемости или его способности удовлетворять наши потребности неправомерно, ибо отношения здесь скорее противоположные — желательно для нас и удовлетворяет наши потребности то, что мы уже считаем для нас ценным. Критиком субъективистов-натуралистов был и Дж. Мур, считавший, что не наши эмоциональные состояния обусловливают представления о ценности соответствующих объектов, но как раз наоборот. Ценность можно определить как неэмпирическое, но объективное свойство предмета, постигаемое лишь в особой интуиции. Для Г. Зиммеля ценности — нечто субъективное, но он признавал и их «надсубъективную» значимость. У И. Хейде ценность в собственном смысле есть особое отношение взаимной «приуроченности» между объектом ценности и ее чувством.
3. Объективистская аксиология, являющаяся прямой противоположностью субъективистской, настаивает на существовании онтологически независимого от субъекта царства ценностей, по отношению к которым он оказывается в положении реципиента. Основателем этого направления по праву считается Шелер, частично опиравшийся на идеи Брентано. Носители ценностных качеств, или благ, соотносятся с ценностями как вещи, в которых осуществляются эйдосы. Субъект – это лишь локализация этих иноприродных по отношению к нему и независимых от него идеальных сущностей, способная тем не менее к «диалогу» с ними. Последователь Шелера Н. Гартман развивает концепцию царства ценностей: ценности — это сущности или же то, посредством чего «все причастное им становится тем, что они суть сами, а именно ценным». Они не формальные, бесформенные образы, но «содержания, «материи», структуры», открытые для вещей, отношений и личностей, которые к ним стремятся.
4. Виндельбанд, наоборот, противопоставлял ценности «сущему» как таковому, а Риккерт считал, что простое расширение реальности до включения в нее ценностей не может привести к постижению их значимости. Ценностные значимости «не располагаются ни в области объекта, ни в области субъекта», «они даже не суть реальное». Не будучи реальными, они, однако, «объективны» и могут познаваться теоретическими науками, но не могут опираться на их результаты и быть поколебленными последними. Мы можем сообщаться непосредственно лишь с культурными благами в виде личностей или вещей.
Значение ценностных компонентов в научном познании рассматривалось М. Вебером. Он выдвинул концепцию «ценностной идеи», определяющей его установки и картину мира. Специальное значение «ценностная идея» имеет для наук о культуре, к которым он относил и социологию.
III. Постклассический период (с 1930-х гг.). На этом периоде можно ограничиться двумя моментами современного «аксиологического движения»: отдельными направлениями развития классических моделей аксиологии и некоторыми относительно новыми тенденциями.
Современный аксиологический натурализм исходит из старого постулата о том, что вещь обладает ценностью, поскольку она желаема. Эти идеи отстаивали Р. Перри (ценность как производное от интереса), К.И. Льюис (ценность как «долговременное чувство удовлетворенности»), но наиболее значительная фигура здесь — Дж. Дьюи. Американский прагматист различал объекты, «провоцирующие» ценностное отношение, и сами ценности, побуждения и желания. В желании, лежащем в основе ценностных установок, различаются два уровня — побуждение и интерес, а также фактуальные и ценностные суждения. К. первым относятся: «Мне нравится то-то», «Я люблю то-то», ко вторым — «Это заслуживает внимания», «Этим стоит насладиться». Все эти ценностные суждения – это суждения опыта, а потому подлежат экспериментальной проверке.
Хотя аксиология никогда не была в числе приоритетных областей отечественной философии, все же я хотела бы отметить нашего русского философа идеалиста Николая Онуфриевича Лосского. Он подвергнул критике основные немецкие аксиологические теории. Предпринял попытку построить ценностную модель на основании теистического персонализма, отстаивая понимание Бога как высшую «самоценность» (совпадение бытия и ценности), которая является источником всего тварного ценностного мира.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 229 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |