Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 16. Географія міського сільського та екологічного туризму

Читайте также:
  1. Види автомобілів для цілей туризму та подорожей.
  2. Види екологічного контролю.
  3. Види туризму
  4. Водні види екстремального туризму.
  5. Гірські види екстремального туризму.
  6. Джерела екологічного права
  7. Джерела міжнародного екологічного права
  8. Документ Акапулько по итогам обсуждения действий по постепенному достижению целей, намеченных Манильской декларацией по мировому туризму
  9. Дослідження та аналіз розвитку українського туризму
  10. екологічного права

1. Теория правового государства, исторические предпосылки ее возникновения.

2. Понятие и признаки правового государства.

3. Принципы правового государства.

1. Зачатки теории прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей-философов, Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Мыслители считали, что политическая форма общежития людей, где закон обязателен как для граждан, так и для самого государства, наиболее разумна и справедлива. Хотя, существовавшие в античности образования называть государствами в современном понимании было бы неправильно.

Так, в знаменитых диалогах под названием "Государство", "Политик", "Законы" древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги" Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории развивались также в работах Аристотеля. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", там нет места какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".

В IV – III вв. до н.э. античные авторы еще не разделяли понятия право и закон. Но, тем не менее, начало было положено. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Важным в плане формирования основ теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде "О государстве" он писал: «Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой. Человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон

Средневековая политико-правовая мысль сыграла важную связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще. Показательны в этом смысле политико-правовые воззрения Фомы Аквинского (1225–1274). Естественный закон, согласно Фоме Аквинскому, помимо стремления к самосохранению и продолжению рода, поисков истины и истинного Бога требует также признания и уважения достоинства человека как разумного существа, созданного Творцом по своему образу и подобию. Это положение о достоинстве человека, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного права человека. Отсюда следует, что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать достоинство человека. В соответствии с этим государство как политическая форма выражения общего блага призвано, обеспечить для людей достойные условия жизни.

Следующим этапом формирования идей о правовом государстве можно назвать эпоху Просвещения, Новое время, т.е. это эпоха начавшихся демократических революций (XVII – XVIII вв.).

Значительный вклад в углубление юридического понимания и толкования концепции правовой государственности внесли следующие прогрессивные мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

У Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Главная цель государства, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, был обоснован английским мыслителем Дж. Локком (1632–1704). В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей.

Позже идею правового государства развил немецкий философ Имануил Кант. Он считал, что в правовом государстве источником нравственных и правовых законов выступает практический разум или свободная воля людей.

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII—XX вв., включает: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

 

II. В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”.

Впервые термин «правовое государство» появился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в трудах К.Т.Велькера, Р.фон Моля и других авторов.

В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: «Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.»

Однако единого мнения по поводу теоретического определения правового государства в науке пока нет. Так, проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее вза­имоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и сво­бод человека и гражданина».

Правовое государство одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву.

Как правовая категория правовое государство имеет свои основы, к которым относятся: экономическая основа, социальная основа, нравственная основа.

Экономической основой являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Теория и практика правового государства позволяет выделить его отличительные признаки:

Рассмотрим некоторые из них.

Суверенитет народа.

Наличие развитого гражданского общества. Гражданское общество считается необходимым атрибутом цивилизованного демократического правового государства. Вне развитого гражданского общества нормальное демократическое государство – иллюзия, самообман. К элементам гражданского общества относят:

- добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся общности людей, куда входят:

а) семья,

б) общественные объединения (творческие, спортивные, конфессиональные и другие),

в) политические союзы, партии, хозяйственные корпорации, профессиональные союзы и т.д.

г) собственность, свободный труд, предпринимательство

д) СМИ и др.

Господство права и верховенство закона. Концепция о господстве права и верховенстве закона это необходимый атрибут правового государства. Концепциях правления права подчеркивает независимость права от государства, государственный закон не рассматривается как основной источник права. А идея верховенства закона проникнута верой, что государственный закон, по крайней мере, правовой закон, может обеспечить правовой порядок, ограничить произвол государственной власти.

Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

Разделение властей. Разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Этот признак выражает положение: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека».

Однако правовое государство во многих Конституциях современных государств, в том числе и в РБ, провозглашается как государство социальное, впервые понятие правовое социальное государство ввел в употребление немецкий ученный Хеллер в 1929г.

Социальное правовое государство – это государство которое:

1. обеспечивает такое состояние в обществе, при котором нет гражданских войн, революций, социальных потрясений;

2. содействует обеспечению достойного уровня жизни;

3. проявляет заботу о социально не защищенных гражданах;

4. уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досуга, быта;

5. человек признан высшей ценностью.

Социальное правовое государство - это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права.

3. Говоря о характеристике правового государства, нужно осветить вопрос принципов его функционирования.

1. Принцип верховенства закона.

2. Принцип обеспечения законности и правопорядка в обществе.

3. Принцип равенства всех перед законом и властями.

4. Принцип гарантированности прав и свобод граждан.

5. Принцип приоритета прав и интересов граждан.

6. Принцип единства и взаимосвязи прав и обязанностей граждан.

7. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

8. Принцип обеспечения существования и функционирования институтов демократии.

9. Принцип разделения властей.

10. Принцип независимости суда.

11. Принцип эффективные институты конституционного контроля за законностью.

12. Принцип наличие развитых институтов гражданского общества (государства, права, классов, социальных групп и т.д.)

 

Тема 16. Географія міського сільського та екологічного туризму

 

План: 1. Визначення, головні напрямки та особливості розвитку міського сільського та екологічного туризму. 2. Міський туризм – головні тенденції розвитку та географія. 3. Особливості розвитку сільського туризму. 4. Географія сільського туризму у країнах Європи. 5.Екологічний туризм та його географія.

 

1. Визначення, головні напрямки та особливості розвитку міського сільського та екологічного туризму. Зазначені види туризму умовно поєднуються в одну групу за типом середовища (міський, сільський) та за відношенням до цього середовища (екологічний). Відтак, міський туризм – це організація і здійснення туристичної діяльності у міському середовищі, натомість сільський туризм – те саме, але у сільській місцевості. Міське середовище – історично сформований, планово та структурно організований простір міста. Сільська місцевість (середовище) – (англ. Rural area) — місцевості за межами міст, або території, які не є урбанізованими[1].

Екологічний туризм (екотуризм) – це тип туризму, що полягає у подорожах до природних недоторканих людиною та, часто, природоохоронних територій, намагаючись не здійснювати великого впливу на цю територію[2].

Останні два види туризму (сільський і екологічний) у багатьох джерелах дуже часто споріднені і навіть об’єднані за ознакою спільного середовища і високої екологічної якості цього середовища. Саме на підставі такого об’єднання дуже часто вживаються терміни, які розгалужують поняття сільського і екологічного туризму. Це – агротуризм, зелений туризм, сільський зелений туризм та ін.

Напрямки розвитку міського туризму розвиваються відповідно до наявних туристичних ресурсів. Зокрема, зростає частка таких міських поселень, де туризм уже нині перетворився на основну статтю фінансування місцевого бюджету. Види «міського» відпочинку можна охарактеризувати як активні, конкурентоспроможні, престижні, високотехнологічні, сучасні, індивідуальні та швидкісні. До них належать: вивчення міста, шопінг, дансінг, відвідування спортивних змагань чи розважальних шоу, участь в азартних іграх, відвідування музеїв, зоопарків, тощо.

Напрямки розвитку сільського туризму –відпочинок туристів у сільській місцевості, проживання в умовах, наближених до сільських, і навіть участь в сільськогосподарських роботах. Традиційний набір сільських розваг включає активний відпочинок, включаючи сплави на байдарках, велосипедні та кінні прогулянки, екскурсії по місцевих визначних пам'ятках, знайомство з традиціями і побутом корінних народів або консультації господарів з вирощування сільськогосподарських культур, пляжний відпочинок на березі найближчої річки, полювання та рибалку, посиденьки біля багаття, збір дикоросів, сільську лазню та ін.

Напрямки розвитку екологічного туризму – перший, або американський, включає відвідування малозмінених природних територій, зокрема, місцевих національних природних парків та інших об’єктів ПЗФ. Другий, або європейський, спрямований на відвідування, поряд із малозміненими людською діяльністю природними територіями, і об'єктів традиційної місцевої культури. Саме через зосередження уваги на організації відпочинку насамперед у сільській місцевості, цей напрямок екологічного туризму у нас часто називають сільським або агротуризмом.

2. Міський туризм – головні тенденції розвитку та географія. Впродовж останніх років кількість таких міст невпинно зростає. Основу міського туризму складає розважальний туризм. Зокрема, в Україні найбільш диверсифікована індустрія розваг у столиці, а також у Львові та Одесі. Швидкими темпами вона розвивається в обласних центрах та містах з чисельністю населення понад 100 тис. осіб. Особливе місце в міському туризмі посідає театральне життя та відвідування музеїв. Зокрема, в Києві нині понад 30 театрів, велика кількість театрів (від 7 до 12) знаходиться у таких містах, як Львів, Одеса, Дніпропетровськ. Від 4 до 6 їх у Харкові, Ужгороді, Донецьку, Луганську, Івано-Франківську, Чернігові, Запоріжжі.

Особливою популярністю користуються музеї архітектури та побуту просто неба, зокрема музейні комплекси Києва, Львова, Чернівців і Ужгорода. В останні роки збільшилася кількість туристів, перш за все іноземних, які відвідують картинні галереї Києва, Львова, Одеси, Харкова та інших міст України.

Міський туризм в Україні надзвичайно диверсифікується. Якщо в минулому основою для розвитку туризму в невеликих містах були різні лікувальні ресурси (Трускавець, Моршин, Миргород, Хмільник та ін.), то нині такою основою може стати розширення природно-заповідного фонду (Шацьк, Турка, Путила), відновлення історичної пам'яті (Лубни, Ніжин, Конотоп, Батурин, Чигирин, Новгород-Сіверський, Біла Церква тощо).

Розширення археологічних розкопок навколо історичних міст також становить додатковий туристичний ресурс. У багатьох містах України або біля них виявлено залишки укріплених городищ, поселень, визначні «царські» кургани і т. ін.[3]

Невеличкі міста і містечка, особливо Західної України, зберегли давні українські промисли і традиції, які є базою розвитку туризму. Музей прикладного мистецтва Галичини вже освоєний як об'єкт туризму. У майбутньому створення єдиної мережі міського туризму України з комплексом взаємодоповнюючих і взаємозамінних елементів для туристів з різних регіонів світу і з різними рекреаційними потребами.

У світі головний потенціал розвитку міського туризму пов’язується з найбільшими містами (табл.)




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав