Читайте также:
|
|
В 6-м веке до н.э. Древняя Индия вступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития. Именно в это время возник и получил широкое распространение буддизм, ставший первой мировой религией. Его основатель Сиддхартха Гаутама (ок.583 – 483 гг. до н.э.),впоследствии был назван Будда (“пробужденный”).
В классический период древнеиндийские врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром. По мнению древних индийцев, окружающий мир состоял из 5 стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие 3-х субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье – это результат уравновешенного соотношения 3-х субстанций, болезнь – это нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека 5 стихий. Буддийские предания сохранили славу о чудесных целителях чарако и сушруто. Основные направления древнеиндийской медицины отражены в двух памятниках аюрведической письменности: 1) Чарака Самхита (1 и 2 в. до н. э.) 2) Сушрута Самхита (4 век до н. э.). Чарака Самхита посвящена лечению внутренних болезней и содержит 8 разделов: 1)лечение ран, 2)лечение болезней области головы,3)лечение болезней всего организма, 4)лечение психических заболеваний, 5)лечение детских болезней, 6)противоядия, 7)эликсиры против старческого дряхления, 8) средства повышающие половую активность.
Сушрута Самхита посвящена оперативному лечению. В ней описаны более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и более 650 лекарственных средств.
Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких и т.д.
Сушрута описал 3 стадии воспаления:
незначительные боли;
стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар и нарушение функции;
уменьшение припухлости и образование гноя.
Для лечения воспаления Сушрута предлагал местное лекарственное, а также хирургическое лечение.
Тактика лечения определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания (так же как и в других странах древнего мира). Лечение было направлено на уравновешивание нарушенного соотношения субстанций, что достигалось:
во-первых, диетой; во-вторых, лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.д.); в-третьих, хирургическими методами лечения.
Хирургическое лечение в древней Индии было самым совершенным в древнем мире. Сушрута считал хирургию “драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба – близнецы Ашвины). Еще не имея научных представлений об асептике и антисептике, индийские врачеватели добились тщательного соблюдения чистоты во время операции. Они производили лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции, удаление катаракты.
Они “умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую влоть до 18 века”.
Способ ринопластики, подробно описанный в трактат Сушруты, вошел в историю под названием индийского метода.
В древних индийских текстах впервые описана операция удаления катаракты (помутневшего хрусталика). А хрусталик в древней Индии считался одной из важнейших частей организма, в которой сохраняется “вечный огонь”.
Врачевание в древней Индии тесно связано с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений - поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из 2-х уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 142 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |