Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные этические требования к работе психологов

Читайте также:
  1. D. Требования к структуре и оформлению курсовой работы.
  2. I. Диагностика: понятие, цели, задачи, требования, параметры
  3. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  4. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ И НАПИСАНИЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  7. I. Основные свойства живого. Биология клетки (цитология).
  8. I. Основные цели
  9. I. Связь с Трудовым кодексом Российской Федерации. Общие требования
  10. II. Анализ программ по чтению и литературной подготовке учащихся начальной школы и УМК к ним. Познакомьтесь с требованиями ФГОС.

Из кн.»Психолог. Введение в профессию//Под ред. Е.А.Климова. М.:Академия., 2008.

Существует ряд положений, являющихся универсальными для всех видов и сфер деятельности психолога, которые отражены в этических кодексах психологов разных стран. Главный этический принцип в работе психологов, как и в работе врачей, состоит в том, что их действия не должны наносить вред человеку.

Психолог отвечает за результаты своих действий — правильное применение методов исследования и обработки данных, досто­верность выводов и полезность рекомендаций. Это особенно важ­но при участии психолога в постановке диагноза больному, в ра­боте комиссии, оценивающей возможность освоения ребенком школьной программы, в судебной и трудовой экспертизе. Важ­ным условием соблюдения принципа «не навреди» служит компе­тентность психолога.

Во многих странах тщательно отслеживается соответствие ква­лификации психолога при выполняемой им работе. Например, в США выделено несколько уровней компетенции психолога. Человеку, сдавшему экзамены и защитившему исследовательскую работу по избранной теме, присваивается звание психолога (док­тора философии по психологии). Другой путь профессионального роста человека, освоившего учебный курс по психологии и ус­пешно окончившего учебное заведение, — практика в течение двух лет под руководством более опытного специалиста и затем получение лицензии. Звание (первый случай) и лицензия дают право самостоятельно работать в области психологии. Более высо­кий уровень квалификации, необходимый, например, для полу­чения права на использование тестов, присваивается Американ­ским советом профессиональной психологии. Для его достижения необходимо иметь звание психолога, опыт самостоятельной рабо­ты в течение пяти лет, а также сдать специальный экзамен для работы в одной из областей психологии. В США такое право мо­жет получить только человек, получивший такую квалификацию и внесенный в специальный каталог.

Окончание учебного заведения, получение искомых степеней, документов о квалификации и назначение на должность психоло­га не означает, однако, что профессиональная подготовка закон­чена. Сами по себе должностные обязанности психолога предпо­лагают постоянное повышение квалификации, освоение новых методов и видов работы.

Этические кодексы требуют от психолога, чтобы он был в курсе современных достижений в своей области, но в работе пользовался только хорошо зарекомендовавшими себя и освоенными им самим методами и не брался за решение проблем, в которых он не чув­ствует себя компетентным. Правда, нельзя сказать, что такими тре­бованиями полностью решается этическая проблема компетентно­сти психолога. Ведь не достигнешь высокого уровня мастерства, если не осваиваешь новые области профессиональной деятельно­сти, а приобретение нового опыта невозможно без ошибок.

Понятно, что ошибки психолога могут дорого обходиться тем, с кем он работает. Имеет ли он право делать их? Это — один из тех нравственных вопросов, которые скорее ставятся, чем решаются с помощью этических кодексов. Каждому психологу приходится идти к его решению собственным путем, самостоятельно, учиты­вая особенности многообразных конкретных ситуаций и опираясь на свою профессиональную подготовку и совесть.

Вопрос о компетентности психологов в нашей стране стоит достаточно остро. Долгое время этих специалистов у нас готовили только в нескольких вузах. Включение в 90-х гг. прошедшего сто­летия психологов в штатное расписание школ, средних специаль­ных и высших учебных заведений потребовало резкого увеличе­ния количества этих специалистов. Психологов начали спешно обучать в различных институтах и даже на краткосрочных курсах, которые не могли дать достаточного уровня подготовки по этой специальности. Вместе с тем преподаватели-психологи, уже имев­шие большой опыт в обучении психологии, давали фундамен­тальные знания, но больше были ориентированы на подготовку специалистов для исследовательской, а не для практической дея­тельности, столь востребованной в современном обществе.

Если иметь в виду, что сегодня любые методики может приоб­рести любой психолог (и не психолог тоже), то станет очевидной опасность вреда, который может быть нанесен человеку. К тому же такая опасность будет усилена авторитетом дипломированного профессионала, который на самом деле таковым не является, использующего признанные во всем мире психологические мето­ды, которыми он не умеет пользоваться достаточно хорошо.

Непременным условием соблюдения принципа «не навреди» в работе психолога является конфиденциальность — соблюдение про­фессиональной тайны. Бывают случаи, когда нарушение конфи­денциальности психологом очевидно. Например, выпускница пси­хологического вуза свою работу на предприятии решила начать с проведения социометрического опроса. Этот метод позволяет оп­ределить статус (общественное положение) каждого члена груп­пы: кого в коллективе любят и уважают, к кому относятся безраз­лично, кого отвергают. Люди, принимающие участие в таком ис­следовании, обычно интересуются его результатами. Так было и в этом случае. К психологу обращались многие из ее респондентов с просьбой рассказать что-нибудь о полученных данных. Чтобы не терять времени на индивидуальные беседы с каждым, молодой специалист решила просто повесить схему, в которой был обо­значен групповой статус каждого. Ее поступок вызвал шквал воз­мущения, обид и конфликтов в коллективе. Дело кончилось тем, что ей пришлось уволиться, поскольку работать с этими людьми она больше уже не смогла. Вместе с тем был нанесен непоправи­мый урон представлению этих людей о работе психолога, и вряд ли они когда-нибудь добровольно станут участвовать в подобных обследованиях.

Иногда нарушения конфиденциальности не столь очевидны. Если бы в описанном эпизоде молодой специалист не сделал гру­бую ошибку, обнародовав полученные данные, но сообщил их администрации цеха или предприятия, информация не получила дальнейшего распространения, если бы те, к кому она попала, оказались достаточно деликатными и осторожными. Однако под­вергать обследуемых риску получить психическую травму, рассчи­тывая на чуткость информированных, психолог не имеет права.

Не должна разглашаться не только информация, полученная в ходе психологического обследования, но и сам факт обращения к психологу. Если психолог хочет навести справки о клиенте, посо­ветоваться о нем с кем-то другим или сделать магнитофонную запись либо видеозапись беседы, он обязан получить на это его согласие. Запрещается публиковать данные, по которым личность испытуемого может быть опознана, установлена (идентифициро­вана). Чтобы информация об обследуемых не стала достоянием гласности, разработаны специальные правила ее хранения.

Конечно, администрация организации, в которой работает психолог, имеет право знать, чем он занимается. Но информа­ция, предоставляемая руководству, должна иметь самый общий характер

В ряде случаев результаты психологического исследова­ния могут быть сообщены другим людям, например родителям школьника или родственникам больного. Однако решение об этом зависит от конкретных обстоятельств — возраста ребенка, состоя­ния больного и т.п.

Особая ситуация возникает, когда в ходе консультирования испытуемый сообщает, что он собирается покончить жизнь само­убийством, и рассказывает о плане реализации своего намерения. В этом случае по закону, принятому, например, канадской пси­хологической ассоциацией, психотерапевт обязан подвергнуть его принудительной госпитализации и сопроводить в психиатричес­кую клинику для проведения экспертизы. Конечно, это вызывает возмущение со стороны клиента, нередки даже с его стороны угрозы психологу, нарушившему условие конфиденциальности консультирования, однако когда речь идет об опасности для жиз­ни клиента, этим приходится пренебрегать.

По законам канадской и американской психологических ассо­циаций, еще более решительно нарушается конфиденциальность консультирования, когда клиент сообщает психологу о намере­нии посягнуть на жизнь другого человека. В такой ситуации психо­лог обязан немедленно проинформировать об этом полицию и предполагаемую жертву.

Еще одно условие ненанесения вреда человеку в процессе психо­логической работы — правильная осведомленность клиента о ее целях и особенностях. Человек, принимающий участие в психологическом обследовании, должен быть поставлен в известность об условиях его проведения, должен знать о поставленных задачах, предполагае­мых методах работы, об анонимности обследования и о возможных его результатах. Иногда, правда, такая информированность может помешать исследованию, так как повлияет на результат и может исказить их. В этих случаях информация должна быть предоставлена клиенту (испытуемому) после окончания обследования.

Как и какую информацию можно и нужно предоставлять кли­енту — далеко не простой вопрос. Этические кодексы психологов требуют, чтобы информация не принесла ему вреда. Особая осто­рожность необходима с людьми тревожными, неуверенными в себе. Полученная от психолога информация может еще больше сни­зить их самооценку, фрустрировать (сильно расстроить), вызвать стресс (чрезмерное душевное напряжение) и даже ухудшение со­стояния здоровья. Известны случаи, когда человек, склонный к суициду (самоубийству), после контакта с психологом, который неосмотрительно объяснял ему начистоту все, что о нем думает, совершал попытку самоубийства

И наоборот, тому, у кого самооценка завышена, негативная информация о нем может принести пользу, если ее сообщить профессионально грамотно. Такая информация должна «не заго­нять в тупик», а, наоборот, стимулировать человека к поиску воз­можностей личностного роста.

На третьем съезде Российского психологического общества в 2003 г. был принят кодекс профессиональной этики психолога. Появление такого документа, безусловно, способствует повыше­нию профессиональной культуры психологов. Вместе с тем сразу возникает множество вопросов, связанных с контролем за его соблюдением. Необходим, вероятно, специальный комитет, на который должна быть возложена функция разбора случаев нару­шения кодекса. Неясно, какими правами должен обладать такой комитет, какие санкции (меры против нарушителей) он может налагать, чтобы его деятельность была полезной.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 132 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав