Читайте также:
|
|
Мнение, что Евангелие от Матфея имеет четкую структуру, является достаточно обоснованным. Оно имеет более разработанный, чем все другие Евангелия, план, и этот факт может объяснить его широкое использование в ранней Церкви. Оно показывает, что автор имел исключительно системное и последовательное мышление, как это видно из ниже приведенного анализа.
В структурной композиции Евангелия от Матфея можно выявить пять логически законченных частей текста, содержащих преимущественно изречения Спасителя.
Первой и самой пространной из них является Нагорная проповедь, помещенная в 5-7-ой главах Евангелия.
Вторая часть содержит наставления двенадцати апостолам и занимает 10-ю главу.
Третья состоит из поучения притчами о Царстве Небесном и находится в 13-й главе.
Четвертая часть, как и вторая, содержит наставления апостолам, преимущественно касающиеся церковно-общинного порядка (Gemeindordnung) и располагается в 18-й главе.
Пятая, как и первая, занимает три главы (23-25) и носит эсхато-апокалиптический характер.
Данные изречения являются органично вплетенными в исторический контекст Евангелия.
Каждая из пяти частей оканчивается формулой, которая варьируется в зависимости от предмета поучения: Когда Иисус окончил (все) слова сии… (7:28; 19:1; 26:1); … окончил наставления двенадцати ученикам (11:1); … окончил притчи сии (13:53). Такое разделение Евангелия на пять условных частей, или даже книг (с.29) содержащих наставления Господа Иисуса Христа, является символичным и имеет композиционную параллель с Пятикнижием Моисея, где был также изложен Закон Господень. В богословии Евангелия от Матфея данные параллели имеют большое значение, так как они подчеркивают связь Ветхого и Нового Заветов, что было необходимо для христиан из иудеев.
Существует также гипотеза, согласно которой одинаковые формулы в 4:17 и 16:21 дают ключ к пониманию структуры Евангелия от Матфея. Дж. Д. Кингсбери считает, что вместе со стихом 1:1, который является заглавием всего Евангелия, эти две формулы отражают хорошо разработанный план. Таким образом, мы имеем следующие разделы: (а) Личность Иисуса Христа; (б) Проповедование Иисуса Христа; (в) Страсти, смерть и Воскресение Иисуса Христа.
Гипотеза, основанная на применении метода хиазма в Евангелии предполагает симметричное расположение материала в нем: в центре стоит гл. 13, а до и после нее идет параллельное развитие материала других глав. Так гл. 11-12 соответствуют гл. 14-17; гл. 10 - гл. 18; гл. 8-9 - гл. 19-22; гл. 5-7 - гл. 23-25; и гл. 1-4 - гл. 26-28. Эта схема отвечает многим особенностям структуры и завоевала много сторонников. Если признать ее правильной, то основной акцент в Евангелии падает на притчи о Царстве.
Таким образом, тщательное планирование книги не вызывает сомнений, несмотря на то, что евангелист не был литератором в принятом смысле этого слова. Авторы были люди целеустремленные, и под руководством Святого Духа они в полной мере использовали свой талант.
Методичный ум автора выражается также в группировании одинаковых изречений или событий. Его излюбленное число - три, хотя встречаются числа пять и семь.
Образцом группы "по три" является деление родословия на три части (1:17); три искушения (4:1-11); три примера праведности, три запрета, три повеления (6:1-7:20); три группы трех видов чудес - исцеления, власти и восстановления (8:1-9:34) и много групп из трех притч, вопросов, молитв и отрицаний.
Методическое расположение материала отличает его от других евангелистов. Вполне вероятно, что Матфей обычно приводил три или более случаев одного типа изречения или события, так как находился под влиянием Моисеева принципа, согласно которому свидетельство должно быть подтверждено двумя или тремя свидетелями. Для него увеличение числа примеров могло означать подтверждение достоверности вводимого им материала.
Как в повествовательном материале, так и в поучениях, целью Матфея было показать различные аспекты служения Иисуса. Так, если гл. 5-7 выражают Его учение, то гл. 8-9.34 - Его дела, в гл. 12.1-45 показаны Его споры с фарисеями, а в гл. 13 - Его поучение притчами.
За этой сознательной целью лежит четкая структура, которую можно сравнить с тем, что содержится у Марка и у Луки. Это говорит об искусстве автора, сумевшего так искусно вписать общую схему в структуру, что Евангелие создает впечатление одного целого. Если понять этот литературный метод Матфея, то становится совершенно ясным, что он никогда не относил свой труд к категории биографии, как это иногда считается.
Литературная структура его Евангелия имеет целью как можно яснее показать основные аспекты жизни и характера Иисуса. По содержанию и последовательности изложения материала именно в повествованиях о Страстях Иисуса Матфей очень близок к Марку и Луке. Вне всякого сомнения, что еще до записи Евангелий существовала принятая структура изложения этих великих событий.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |