Читайте также:
|
|
Мы уже видели, что главной отличительной чертой Евангелия от Матфея является преобладание ветхозаветных цитат и параллелей. Это необходимо прежде всего учитывать при выяснении цели автора.
Он пишет свое Евангелие с определенной точки зрения, и его целью является показать, что главные события в жизни Иисуса происходили во исполнение пророчеств.
Как бы сильны ни были еврейские акценты у Матфея, его основной целью было показать, что христианство значительно шире, чем иудаизм. В этом и было исполнение ветхозаветных пророчеств в самом широком его смысле - мессианском.
Несомненно, что это Евангелие имело апологетическую цель. Оно могло ответить на многие обвинения, выдвинутые против Господа клеветниками. Повествование о детстве Иисуса, например, могло ответить на любые обвинения в Его незаконнорожденности. То же самое можно сказать и об апологетическом характере некоторых подробностей в повествовании о Воскресении, которые типичны для Матфея (например, повествование о подкупе стражи, опровергавшее всякое заявление о том, что ученики Иисуса украли Его тело). Исходя из этих соображений, Р. В. Таскер называет это Евангелие "раннехристианской апологией".
Литругическую цель разделяет Д. Килпатрик, который считает, что Евангелие является переработкой еврейских лекционариев для литургических нужд христианской общины. Признавая теорию двух источников - Евангелия от Марка и "Q", он полагает, что в этой общине два эти документа читались во время богослужения и к ним был добавлен другой письменный материал. Согласно этой теории Евангелие становится произведением всей общины, хотя и работой одного автора, которому было официально поручено это сделать.
Данные гипотезы приводят нас к основной, катехизической цели Евангелия. Евангелие от Матфея очень хорошо отвечало такой цели, предлагая конкретные методы проповеди. Вполне вероятно, что автор сам проповедовал в своей собственной Церкви и поэтому хорошо знал нужды своих читателей.
Для апостола Матфея, для общины, в которой он проповедовал, также как и для ранней Церкви, понимание заповедей Христа было неотделимо от исполнения их в жизни, что прекрасно видно на примере Наогрной проповеди. Слышание и делание были неотделимы друг от друга. Экзегетические принципы, которыми руководствовались первые христиане, согласно У. Луцу, можно представить в виде следующих пунктов:
1. Христианская этика, изложенная Спасителем в Нагорной проповеди, - это этика контраста, этика Царства Небесного, которое должно придти и которое принципиально отличается от земного мира. Жить по данным этическим нормам - значит являть миру знамение этого Царства Божия.
2. Этика Царства Божия также не предполагает, что мир может быть предоставлен самому себе, но направлена на его совершенствование, почему и содержит фундаментальные вопросы человеческого бытия. Именно поэтому Нагорная проповедь представлена апостолом Матфеем как руководство для жизни всех христиан, которое может быть реализовано не только лишь человеческими усилиями, но с помощью благодати Божией.
3. Более того, заповеди Нагорной проповеди не являются лишь «внутренним руководством для христиан», но предполагают, особенно в четвертой, пятой и шестой антитезах (Мф. 6:19-34) активное взаимодействие христианской общины с окружающим миром.
4. Таким образом, благовестие для апостола Матфея это прежде всего воплощение заповедей Нагорной проповеди в жизни, в соответствии с призывом Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф. 5:16).
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |