Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

III. Основные направления в философии НВ.

Читайте также:
  1. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  2. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ И НАПИСАНИЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  5. I. Основные свойства живого. Биология клетки (цитология).
  6. I. Основные цели
  7. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  8. I. Специфика русской философии
  9. II Направления психотерапии
  10. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ

1. Рационализм и эмпиризм. Теория познания или гносеология рассматривает вопросы: "Может ли человек что-либо познавать?", "Что он может познавать?", "Как он может познавать?" К 17 веку в наличии у человека познавательных способностей никто не сомневался. Также не было сомнений в возможности познания объектов окружающего мира. Мышление постигает бытие, и в этом сущность мышления и состоит. То есть по первым двум вопросам дискуссий не было, потому что не было сомнений. Дискуссии развернулись по вопросам: "Каким образом происходит познание объектов окружающего мира? Каким образом происходит познание законов окружающего мира? Каковы критерии истинности этих законов? Существует ли абсолютно достоверное знание?" Выбор разных путей решения этих задач обусловил появление рационализма и сенсуализма.

 

Гносеология

       
   


Сенсуализм[1] – фил уч, считающее, что в сознании нет ничего того, чего не было бы получено с помощью чувств Рационализм[2] – филуч, считающее, что источником достоверного знания является сила логического (абстрактного) мышления
Дж. Локк (основоположник эмпиризма) ФР. Бекон (сенсуализм) «Знание – сила» Т. Гоббс Дэвид Юм Р. Декарт (скептецизм) Лейбниц Б. Спиноза.
Индуктивный метод познания – от части к общему Дедуктивный метод познания – от общего к части.

НО!!! Есть характерная особенность, одинаково присущая как эмпиризму, так и рационализму: ее можно обозначить как ОНТОЛОГИЗМ – т.е. большинство мыслителей полагают, что человеческий разум в состоянии познать бытие, что наука и соот-но философия, раскрывают действительное строение мира, закономерности природы!

Правда, достигнуть такого познания не так то легко – человек подвержен заблуждениям, и пр. поэтому так необходимо найти средства для устранения этих помех – идеальный метод познания.

 

Основателем сенсуализма и эмпиризма Нового времени стал Френсис Бэкон (1561 - 1626).

Гл задачей философии считал создание нового метода научного познания.

Цель научного познания – в принесении пользы человеческому роду. В отличии от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и только в этом находит свое оправдание.

Общая задача всех наук – в увеличении власти человека над природой

Наука – это средство, а не цель сама по себе, ее миссия – в том, чтобы познать истинную причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей.

В "Новом Органоне" он не просто провозгласил опыт главным двигателем человеческих знаний. Основным источником приобретения новых знаний, открытия новых эффективных истин, согласно Бэкону, должен стать не опыт, как пассивное наблюдение и созерцание мира, природы и человека (в основном таковым он и был в аристотелизме, затем и в средневековой схоластике), а опыт как эксперимент, посредством которого исследователь "вопрошал" природу и получал конкретные ответы. Делая стержнем своего метода постепенное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте, Бэкон признавал необходимость максимальной опоры на разум при анализе этих фактов. Используя популярный образ ренессанской литературы Бэкон порицал как тех грубых эмпириков, которые подобно муравью бездумно собирают всё, что им попадётся (это прежде всего алхимики), так и тех умозрительных догматиков, которые подобно пауку стремятся из себя ткать паутину знания (а это прежде всего схоластики). Свой же метод Бэкон уподобляет искусству пчелы, которая, собирая дань на полях и в садах, перерабатывает её в мёд собственным умением.

Путь муравья Путь пчелы Путь паука
Узко эмпирический – сбор разрозненный фактов , при неумелом их обобщени Подъем от ощущений к наиболее полным описаниям, от эмпирии к теории совершается «медленно и постепенно» Односторонний рационализм – попытка выведения истин из чистого сознания
Ошибочен Соединяет достоинства крайних методов и лишен их недостатков Крайняя степень ошибок – пренебрежение фактами

Т.е. всякое познание и всякое изобретение должны двигаться от изучения еденичных фактов к общим положениям. Такой метод носит названия ИНДУКТИВНОГО. Индукция – (в пер. – наведение) была описана еще Аристотелем, но тот не придавал ей такого значения.

Бэкон пытался создать «ИСТИННУЮ ИНДУКЦИЮ» - т.е. считал необходимым искать факты не только подтверждавшие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Т.обр., естествознание должно пользоваться « средствами: 1) перечислением и 2) исключением. Причем гл значение имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где данное явление отсутствует. → Если удается найти к-л признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда данного явления нет – этот признак и можно считать «природой» данного явления. Напр., с помощью своего метода Бэкон нашел, что «формой», «природой» теплоты является движение мельчайших частиц.

 

Предпосылка преобразования науки - критика всей существующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной.

Недостоверность известного доселе знания → обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства.

1)Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. До Б. философы, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.

2).Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка, театра.

Идолы рода - предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. В человеческом мире законны вопросы: зачем? Для чего? В природе всё подчинено действиям причин и здесь законен лишь вопрос: почему?

Они свойственны всему человечеству

Идолы пещеры - их источник - индивидуальные особенности восприятия.

Идолы рынка - из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями. Слова способны подменить обозначаемую ими вещь и взять ум в плен.

Идолы театра - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету.

 

У истоков рационалистической традифии Новоевропейской фиолсофии стоит имя Р. Декарта.

Рене Декарт (1596-1650). Родился в дворянской семье. В 1604-1614 годах учился в основанной иезуитами коллегии Ла-Флеш. В качестве вольнонаёмного офицера участвовал в 30-летней войне. С 1629 года жил в Нидерландах.

Он поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. Он подчеркивает значение рационального начала в познании, т.к. лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание.

Декарт начинает свое философское построение именно с критики, которая носит у него форму универсального сомнениясомнения не только в истинности, но и вообще в реальности существования самого мира.

Основной принцип : «.. никогда не принимать за истинное нечто, что я не делал бы таковым с очевидностью…включяя в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению…»

Методологическое сомнение. Сомневаться можно и должно во всём содержании нашего знания. В пучине сомнений имеется один надёжный момент. “Я мыслю – следовательно я существую”. Сделать существование мира совершенно достоверным можно, убедившись в существовании Бога, как последнего гаранта всякого существования. Сомнения человека свидетельствуют о его несовершенстве. Отрицательное понятие несовершенства требует устойчивого критерия – абсолютного совершенства. А это и есть Бог. Обычный ход мысли в онтологическом аргументе – от привилегированной идеи актуально-бесконечного абсолюта к нему самому.

Гносеологический оптимизм: “не может существовать истин ни столь отдалённых, чтобы они были непостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть”.

Предмет философии: “Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике”.

Декарт отстаивал противоположный бэконовскому метод разыскания истины, не индуктивный, а дедуктивный, не от опытных фактов к обобщённым понятиям и законам, а от самых общих положений метафизики шаг за шагом к частным положениям конкретных наук, доставляющим людям нужные им плоды.

Главная познавательная способность человека, как интуиция. Он понимал интуицию не в прямом смысле этого латинского слова как непосредственно-чувственного познание предмета и не в смысле некоего внутреннего просветления, выражающего высшее проявление познавательных сил человеческого духа. Примерно так говорил об интуиции предшественник Декарта - Николай Кузанский, приблизительно так понимаем интуицию и мы. В одном из ранних трактатов Декарта "Правила для руководства ума" содержится знаменитое определение того, что потом стали называть интеллектуальной интуицией. "Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств, и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остаётся совершенно ни какого сомнения относительно того что мы разумеем, или, что тоже самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума." И далее Декарт говорит, в чём же у ясного ума не остаётся не каких сомнений "Каждый может усмотреть умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничен только тремя линиями."

Итак, 1) интуицией мы можем утвердить аксиомы, а 2) из них дедукцией вывести следствия "Те положения, которые непосредственно выводятся из первых принципов, познаются в зависимости от их рассмотрения то посредством интуиции, то посредством дедукции, сами же первые принципы-- только посредством интуиции, отдалённые следствия-- только посредством дедукции." Декарт провозглашает, что "все другие пути к истине надо отвергнуть."

Может возникнуть вопрос, откуда берутся у человека те идеи, которые легко и отчётливо понимает "ясный и внимательный ум". Декарт отвечает на этот вопрос своим учением о "врождённых идеях". Их отличительными признаками являются: полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчётливость и простота, свидетельствующие о независимости от воли. Врождёнными понятиями являются: знание, сомнение, незнание, протяжённость, фигура, движение, существование, единство, длительность и т.д. Высшее врождённое понятие-- Бог. Наряду с врождёнными понятиями существуют и врождённые аксиомы, представляющие собой связь между понятиями нашего мышления. Например, "две величины, равные третьей, равны между собой", "из ничего не может произойти нечто", "невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и небыло", а также исходная истина всей декартовской метафизики "я мыслю, следовательно, я существую". Число таких врождённых положений согласно Декарту, бесчисленно. Они выявляются в самых различных случаях научного исследования и в повседневной жизни.

Метод Декарта.

1. Признавать истинным только то, что познаётся с предельной очевидностью и отчётливостью. Интеллектуальная интуиция – понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, чем сама дедукция.

2. Мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы.

3. Необходимо придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы её от самых простых элементов к познанию наиболее сложного.

Интуиция служит исходным пунктом для длинной цепи дедукции, однако опыт не игнорируется.

 

2. Эзотерическая философия – мистическая философия, философия для посвященных. (Николай Кузанский – епископ, кардинал, Якоб Бёме – пастух, сапожник, Сведенборг и др.)

Основные идеи связаны с космологией.

 

3. социально-политическая философия.

Дж. Локк – автор одной из 1х ам. Конституций

Ф. Бэкон – идеи о происхождении государства, разделении властей и пр.

Екатерина II, Монтескье «о духе законов» - эпоха «просвященного абсолютизма»

Гоббс – идеи о происхождении государства

 

4. Философия Просвещения.

- фил Англ просвещения – Дж. Локк;

- фил Фр. Просвещения – фр.энциклопедисты: Вольтер, Дидро, Руссо,и пр.

- Русское просвещение – Аничков, Козельский, Радищев + просветительское направление русских масонов.

18 векстал называться не случайно эпохой просвещения. И хотя здесь продолжаются тенденции, заложенные Новоевропейской философией, есть и новые акценты:

1) в 18 в. стали значительно сильнее подчеркиваться связь науки с практикой, ее общественная полезность.

2). Критика теперь обращена в большем случае против метафизики – просветители объявляли метафизическую систему в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном винмании к опыту и экспериментам.

3) Наука и прогресс – 2 гл лозунга.

 

 


Деизм. Эволюция. Космогоническая гипотеза.

Дуалистическая метафизика. Существует только две прямо противоположные субстанции. Одна – материальная или телесная, её исчерпывающий признак – протяжённость. Другая субстанция – духовная, её атрибут – мышление. Их создал Бог. Психофизическая проблема. Богом объясняется гармоничное взаимодействие двух субстанций.

Барух Спиноза (1632-1677).

Три рода познания. 1Чувственное знание – представление, воображение. Идеи выступают как образы, более или менее субъективные. 2. Рассудок или интеллект оперирует общими понятиями, прежде всего математическими. Связность понятий в дедуктивном процессе. 3. Интуиция (интеллектуальная). Определения понятий интуиции, т.е. общих понятий, являются аналитическими суждениями, в которых предикат раскрывает признаки субъекта. Абсолютизация адекватное истины.

Бог-субстанция-природа. Критика деизма. Бог имманентен природе. Он не отдалённая причина всех вещей, а ближайшая причина. Отвержение креацианизма. “В природе нет творения, а только порождение”.

Конкретные вещи – порождения субстанции, модусы (единичные проявления). Такие порождения – ограничения (самоограничения) актуально-бесконечного существа. “Ограничение есть отрицание”. Монизм. Вещи не имеют качественной определённости.

Субстанция содержит и решающие свойства, которыми объясняется качественное различие единичных вещей, - атрибуты. Субстанция – абсолютно-бесконечное, атрибут – бесконечное в своём роде. Бесконечное число атрибутов у субстанции, но для человека известны два – протяжённость и мышление.

Детерминизм. Чудо, будет ли оно противо- или сверхъестественно, есть чистый абсурд. Фатализм “Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены”.

Свобода воли. Человеческая душа не представляет собой некоего субстанциального целого, а слагается из дискретных мыслей-идей, в ней не может быть особых способностей – разумения, желания, любви, воли. Люди осознают свои желания не понимая причин их вызывающих. Отсюда убеждённость в свободе воли. Эмоциональная жизнь состоит из аффектов. Свобода человека – результат господства над внешней природой

Добро – польза или удовольствие, зло – конкретный вред.

Источник истины не Священное Писание, а разум.

Теодицея? Монада?

Готфрид Вильгельм Лейбниц. (1646-1716).

Интуитивные истины основываются на логическом законе тождества, математические истины – законе противоречия. Это вечные истины. Истины факта более или менее случайны. Научное осмысление опыта основывается на законе достаточного основания.

Непознанное связывал с мистифицирующей функцией Бога, познанное – с субстанцией. Деист.

Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие св-ва, из которых могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число субстанций бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Первичные качества монады - самостоятельность, самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного самодвижения.

Субстанция, монада – главное для них “естественное постоянство, противящееся изменению”.

“Субстанция есть существо, способное к действию”

Т.к. способность представления присуща всем монадам, Л. делает вывод о том, что природа одушевлена. Монада не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная". В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Души – монады, восприятия которых “более отчётливы и сопровождаются памятью”. Животные – машины. В человеческом организме душа трансформируется в дух. Высш. ступень - отчетливое представление. Душа обладает перцепциями, дух – ещё и самопознанием (апперцепция). “Думать о каком-то цвете и сознавать, что думаешь о нём – две различные вещи”. Субъект богаче объекта. Высшая монада - Бог.

Монады не имеют окон, но они “живые зеркала универсума”. Монады творятся Богом. Весь мир - отражение Бога. Источник их согласованности – божественная мудрость (учение о предустановленной гармонии.)

Невозможна свободная воля, но возможна свобода. Он мыслит её в единстве с необходимостью. Только у духов самопроизвольность становится свободой.

Паскаль Блез (1623-1662).

Противник слепой веры в авторитет.

“Человек с трудом удерживается на грани двух бездн – бездны бескончности и бездны небытия. От людского взгляда скрыты непроницаемой тайной начало и конец мироздания, он улавливает лишь видимость явлений, но не способен познать ни из начало, ни их конец.

Величие человека тем и велико, что он сознаёт своё ничтожество.

Пари Паскаля.

Сенсуалистическое истолкование знания, имевшее в Англии наиболее длительные традиции (со времён Оккама и других номиналистов 14 века) и столь энергично защищавшееся Бэконом было продолжено Томасом Гоббсом(1588 - 1679). У него мы находим основную формулу сенсуализма "Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения"(4.,т. 2, с. 9)Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Органы чувств дают знание фактов, которого достаточно в обыденной жизни. Но его совершенно не достаточно для научного знания, в котором теоретические утверждения должны быть всеобщими и необходимыми. Уже в первом своём философском произведении "Человеческая природа" он утверждает: "Мы не можем вывести из опыта заключение, что какая-нибудь вещь должна быть названа справедливой или несправедливой, истинной или ложной и вообще не можем получить никакого положения, имеющего характер всеобщности."(4. т.1 с. 524)В этом важнейшем положении своей методологии Гоббс отклонился от бэконовского эмпиризма и приблизился к линии рационализма. Также как и Спиноза, Гоббс отождествлял науку прежде всего с математикой.

Джон Локк(1632 - 1704).

Критика представлений о врождённости идей, об априорности, внеопытности по крайней мере основных наших знаний. Для преодоления этих представлений Локк в своём "Опыте о человеческом разуме" выдвигает радикальный принцип: "Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно"(5. т. 1, с. 96). Раскрытие этого пути Локк осуществляет в основном на материале психологическом и генетическом. Он обращается к фактам детской психологии и психологии людей, у которых так или иначе отсутствует психическая норма. Результат такого анализа-- отрицание всех принципов, представляющихся полностью всеобщими: математических, логических, метафизических. Такими не являются, по Локку, ни математический принцип "целое больше части", ни логические законы тождества и противоречия. Ни детям, ни идиотам, ни множеству необразованных людей эти законы неведомы. Поэтому нельзя, по Локку, считать их врождёнными. Все без исключения общие принципы только кажутся нам таковыми, в действительности же за ними скрывается опыт, более или менее бессознательно накапливаемый. В качестве последовательного сенсуалиста и эмпириста Локк отрицает врождённость и внеопытную данность идеи Бога, которая представлялась Спинозе основой всякой истинности. Отвергнув всякую врожденность доопытных идей, Локк закономерно приходит к утверждению, согласно которому человеческая душа в самом начале своей жизни представляет то, что издревле именовалось латинским выражением tabula rasa-- "белая бумага без всяких знаков и идей"(5., Т. 1, с. 154). Жизненный опыт, заполняющий такой лист всё новыми и новыми письменами, Локк называет внешним опытом. Однако Локк не мог пройти мимо человеческого мышления, человеческого сознания и его внутренней специфики. Локк стремился трактовать и внутренний, познавательный мир человека как некий глубинный опыт, не просто переживаемый, но и познаваемый, понимаемый. Поэтому он называл его внутренним чувством или размышлением. Но внешнему опыту всегда принадлежит хронологическое первенство. Без этого опыта невозможна жизнь любого человека, ибо в детстве преобладает именно внешний опыт, оказывающий решающее воздействие на формирующуюся психику. Идеи - всё то, что воспринимается душой в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта. Опыт-- как внешний, так и внутренний-- непосредственно ведёт лишь к возникновению простых идей. Ум не мпособен изобрести простые идеи. Для того, чтобы наша душа получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление не является, однако, сущностью души, а лишь её свойством. Поэтому "мыслю" Декарта не может быть первичной, исходной достоверностью.

В каких отношениях чувственные восприятия адекватно представляют нам характер вещей, а в каких нет? Первичные качества вещи - это пространственно временные характеристики вещи (протяжённость, фигура, плотность, движение), Вторичные - цвет, звук, запах, вкус.

Неизбежность государственной власти обосновывается на основании теории общественного договора и естественного права. Правительству передаётся только часть естественных прав (отправление правосудия, внешних сношений) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной. Правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право ниспровергать безответственное правительство.

Юм (1711---1776). Юм структурирует опыт восприятия ощущений. Из чего состоит опыт? В нашем сознании мы имеем восприятия, что за ними - неизвестно, восприятиями чего являются наши восприятия? Мы не можем выскочить за наше восприятие. Могут быть впечатления, а могут быть идеи (в этом Юм следует Локку: простые и сложные идеи; простые---восприятие качеств). Бывает большая или меньшая степень ясности у впечатлений; в прошлом и настоящем разная красочность.

Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возникают сами в сознании (хоть некоторые). Мы не имеем права говорить о субстанциях и причинности. Пример: играем в биллиард. Попадая мы говорим, что хороший удар стал причиной попадания шара в лузу. Видим последовательность событий, движение другого шара. Солнце всходит на Востоке, и мы верим, что и завтра оно встанет так же, верим в однородность событий. Мы сделали это заключение на основе принципа индукции, но это очень недостоверный способ получения информации. Это психическая привычка. Юм полностью проблематизирует эту сторону нашего опыта. Также он смотрел на субъект познания. На основе чего мы знаем о своем сознании? Наше сознание также неуловимо как и материя. Это тоже агрегат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует. Где тот, кто спрашивает: кто такой Я? Вы постоянно себя отодвигаете дальше. Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть вообще в целом объяснить самому себе не дано. Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое представление. Тупик познания и во внутреннем мире и во внешнем.

Юм стремился показать утопизм теории общественного договора, он считал, что власть это результат насилия одной группы людей над другими. Юм отказывается признать исходную данность религии. Произведение: "Естественная история религии". Эволюция религиозного сознания: идолопоклонство, фетишизм, политеизм, монотеизм. Причина возникновения религии в страхе и надежде людей. Человеческое сознание должно развиться, чтобы создать монотеистическую идею.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.045 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав