Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Значение

Читайте также:
  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  2. I. Сущность и социальное назначение государства.
  3. I. Сущность и социальное назначение государства.
  4. I.Понятие и значение конституционного контроля
  5. III. Установление групповой принадлежности и диагностика, их значение.
  6. Quot;Земля и воля" 70-х годов XIX в. Ее деятельность и значение.
  7. quot;Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".
  8. Quot;Народная воля" и "Черный передел". Их деятельность и значение.
  9. VII.Социальное значение СДВГ
  10. XX съезд КПСС и его историческое значение. Реформаторская деятельность Н. С. Хрущева.

«Сто лет одиночества» — одно из самых читаемых и переводимых произведений на испанском языке. Отмечен как второе по важности произведение на испанском после «Дон Кихота» Сервантеса на IV Международном конгрессе испанского языка, который проводился в Картахене, Колумбия, в марте 2007 года.


8. Искусство и история в романах П.Акройда.

Современные наука, религия и литература большое внимание уделяют учению о множественности миров и времен, их связи и различиях. Физики выдвинули и обосновали теорию так называемых «кротовых нор», которая является своего рода повторением индуистской легенды о рождении миров из дыхания бога Брахмы. Именно этой проблеме посвящен роман современного английского прозаика П.Акройда «Повесть о Платоне» («The Plato Papers»).

П.Акройд – поэт и литературный критик. Наибольшую известность принесли ему биографические книги о Чаттертоне, Т.С.Элиоте, Ч.Диккенсе и О.Уайльде. Его роман «Повесть о Платоне» вышел в свет в 2000 году. В художественной системе этого романа огромное значение имеет хронотоп, который и является предметом нашего исследования. Роман начинается хронологической последовательностью эпох, напоминающей гесиодовский миф о пяти веках:

Ок. 3500 до н.э. – ок. 300 до н. э.: Эпоха Орфея

Ок. 300 до н. э. – ок. 1500 н.э.: Эпоха Апостолов

Ок. 1500 н.э. – ок. 2300 н.э.: Эпоха Крота

Ок. 2300 н.э. – ок. 3400 н.э.: Эпоха Чаромудрия

Ок. 3700 н.э.: Сегодня1.

Затем следуют отрывки из воображаемых дневников, газетных сообщений, гимнов, воззваний, описывающих последствия некоей всемирной катастрофы, произошедшей в эпоху Крота и уничтожившей мир, после чего началась новая эпоха и появились новые «совершенные» люди. Почти весь роман построен на противопоставлении прошлого и настоящего, света и тьмы, верха и низа.

Античная эпоха названа именем легендарного поэта и певца Орфея, чье творчество как бы воплощает в себе всю античную философию и отношение к жизни. Эпохе Апостолов Акройд уделяет сравнительно мало места, считая это время несвободным и довольно мрачным. Особое внимание писатель уделяет эпохе Крота. Именно в эту эпоху спускается из «Сегодня» его герой по имени Платон в поисках ответов на свои вопросы о смысле бытия. Эпоха Чаромудрия ознаменовывается появлением нового мира.

Интересно название – эпоха Крота. Крот живет в вырытых им норах и подземных ходах. Люди эпохи Крота, подобно этим животным, мечутся в темных и полных бессмысленной суеты лабиринтах улиц огромного мегаполиса, тоскуют в одиночестве своих жилищ в многоярусных домах. Их души, о встречах с которыми рассказывает главный герой, неразвиты и испуганы. Но именно эти люди, преодолевая свой страх и одиночество, пытаются прорыть выход к свету, хотя знают, что свет может ослепить их, как кротов. Место действия романа – священный город Лондон, который, как нам сначала кажется, единственный уцелел после катастрофы. Потом мы узнаем, что уцелели и другие города. Но дело в том, что Лондон, описанный Акройдом в романе, – это не современный нам мегаполис с огромными небоскребами, метро, смогом и толпами людей на улице или исторически достоверный город, представленный автором в документальной повести «Биография Лондона». Это Лондон идеальный, который, как средневековый город, окружен крепостной стеной, защищающей его от внешнего мира, но только эта стена из света. Это Лондон, где из небытия появляются те великие памятные места, которые были уничтожены во время многочисленных перестроек города в течение веков и сохранившиеся в современном Лондоне только в виде названий. Автор упоминает реки Флит, Ли и Ай, которые еще в XVII веке были заключены в трубы, поля Финсбери (место прогулок средневековых лондонцев), ворота Нью-Гейт, Тайберн (там совершались публичные казни).

Название романа – «Повесть о Платоне» – у читателя, взявшего роман в руки, в первую очередь, вызывает ассоциации с античным философом Платоном. Затем мы понимаем, что герой романа – Платон – представитель совсем другого мира и времени. Но потом нас начинает преследовать мысль, что это, возможно, все тот же античный Платон, его реинкарнация в другом, светлом мире. Платон в романе является оратором, то есть человеком, который произносит речи возле многочисленных ворот исчезнувшего и вновь воскресшего города. Но в отличие от античных и современных ораторов, произносящих политические речи, Платон видит свою задачу в том, чтобы объяснять значения непонятных слов, явлений и вещей, которые иногда находят в вековой пыли разрушенного города его нынешние обитатели и приносят ему для объяснения. Толкования этих слов и явлений кажутся читателю смешными, ибо мы являемся носителями подобной культуры, живем в ней и не нуждаемся в объяснениях. С другой стороны, слова преподносятся автором в их буквальном смысле, что и приводит к недопониманию и юмористическому эффекту:

Камерная музыка: мрачная музыка тюремного оркестра, пользовавшаяся особой популярностью в эпоху Крота; Литература: слово неизвестного происхождения. Чаще всего его возводят к litter (мусор); Огненная вода: неизвестное нам соединение или состав, возможно, имеющий отношение к первобытному верованию, согласно которому в центре всего сущего находится огонь. См. Электричество (13 – 14) и т.д.

Вместе с тем эти объяснения являются пародией на современную историю, культурологию, антропологию и литературоведение, а также методы их исследования. Так, Платон считает автором «Истории происхождения видов» Чарльза Диккенса, потому что обложка единственного сохранившегося экземпляра этой книги разорвана и от фамилии Дарвин осталась только заглавная буква «Д». На основании современного ему стилистического анализа Платон полагает, что эта книга – юмористический роман, принадлежащий перу автора «Больших надежд». А жизнь Соединенных Штатов изучается на основании книги рассказов Э.По, поэтому американцы кажутся жителям светлого мира утонченными, возвышенными и немного болезненными созданиями.

Иронически осмысливается также одно из основополагающих учений XX века – учение З.Фрейда, которое представлено как руководство к театральному представлению, в частности, к комедии. Платон анализирует сборник «Остроумие и его отношение к бессознательному» и возводит фамилию Фрейд (Freud) к Фрод (fraud – обманщик), считая его профессиональным клоуном. Постепенно Платон начинает осознавать свое невежество и непонимание реальной жизни прошедшей эпохи. Ему хочется увидеть все своими глазами.

Значительное место занимают в романе диалоги Платона со своей душой. Вспомним, что согласно учению античного философа Платона, мышление понималось как беседа человека с самим собой. Здесь также очень важен мотив встречи и узнавания. Платон сначала встречает свою душу, беседует с ней, постепенно узнает ее. Затем, оказавшись в нижнем мире, Платон встречает души людей эпохи Крота. И через образ самого Платона дается характер времени в романе «Повесть о Платоне». В терминах Бахтина можно охарактеризовать роман, с одной стороны, как «авантюрно-бытовой»2, а с другой – как «биографический». Авантюрно-бытовой роман имеет, по Бахтину, следующие отличия: 1. жизненный путь героя дан в оболочке «метаморфозы»; 2. самый жизненный путь сливается с путем странствований, скитаний3.

Сначала мы встречаем Платона-оратора, который живет в своем мире, занимается «научными изысканиями» в области истории. Но затем он преображается. Изменяется его отношение к жизни, к миру, в котором он существует в данный момент. Роман рассказывает нам лишь о первых этапах становления личности Платона, его первом путешествии. Произведение заканчивается тем, что герой уходит из города, поиск правды и знаний о мире продолжается уже в скитаниях.

Так же, как в авантюрно-бытовом романе, время развертывается не в строгом хронологическом порядке, а отражает только исключительные, необычные моменты жизни Платона. Это становление его как оратора, встреча с собственной душой, нисхождение в эпоху Крота и возвращение в новый, светлый мир. Биография Платона рассказана неизвестным автором «сегодняшнего дня», который для нас, читателей, является эпохой очень далекого будущего.

Очень важен в этом романе мотив нисхождения, смерти и перерождения. Платон, спустившись в эпоху Крота, как бы умирает на время и возвращается еще более просветленным, познавшим истину. Он начинает проповедовать детям, сравнивая мир Крота с пещерой, а души людей с тенями, которые не могут выбраться из этого трехмерного мира. Этот отрывок тоже является указанием на философию античного ученого Платона. Но обыватели «светлого» мира похожи на обывателей любого мира и любой эпохи. Платона обвиняют в развращении детей посредством измышлений и небылиц. Но одна из его учениц – Миандра – напишет потом настоящую историю Лондона. Отрывок из этой истории дан в самом начале романа.

Именно после возвращения Платона П.Акройд обращает наше внимание на рост главного героя. Оказывается, по сравнению со своими согражданами, Платон имеет маленький рост, но «голос у него, как у высокого человека <…>» (45). Вспомним, что в представлении средневековых авторов рост и физическая привлекательность человека считались воплощением божественной милости. Подобное отношение не изменилось и в эпоху Просвещения. В «Путешествиях Гулливера», когда герой попадает в страну Великанов, его основным врагом становится карлик. И только романтическая литература подарила миру образ Квазимодо – карлика-уродца, который духовно перерождается на наших глазах в прекрасного человека. Точно так же перерождается Платон в романе Акройда. Один из героев говорит, что после возвращения «его свет так режет глаза» (45). Суд старейшин понимает, что осудить Платона – значит признать значимость его речей, поэтому его объявляют сумасшедшим; так гораздо безопасней. В связи с этим можно вспомнить образы шута, дурака или юродивого в мировой литературе («Король Лир», «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского и т.д.). Путь Платона проходит «через самоуверенное невежество, самокритичный скепсис и через познание самого себя к истинному познанию»4. Важно отметить также, что все выступления Платона происходят в публичных местах, как будто на площади античного города (агоре).

Действие в романе подается с позиции автора (актора), описывающего прошлое, которое, однако, является для читателя далеким будущим. П.Акройд пытается показать нам неизменность человеческой природы в различных временных проекциях. Хронотоп в романе показан в становлении. К концу романа время из разобщенности прошедшего, настоящего и будущего превращается в единое, вечное время, а множественные миры сливаются в единый мир. Но познавший это Платон уходит из «вечного» города Лондона вниз по реке, чтобы проповедовать свое учение дальше, и мы понимаем, что в светлом мире проявился не только Лондон, а значит, есть возможность дальнейшего самосовершенствования не только для Платона, но и для детей, которые остались в городе.

Образ главного героя является основным «связующим звеном» хронотопа в романе П.Акройда «Повесть о Платоне», важнейшим компонентом для создания целостности художественной системы. По мере познания и осмысления Платоном мира эпохи Крота раскрывается личность его самого и внутренний мир окружающих его людей, что и делает возможным слияние разных эпох пластов пространства в хронотопе романа П.Акройда.

 

9. Основные мотивы романа А.С. Байетт «Обладать».

Обладать (англ. Possession: A Romance) — такое название было дано в русском переводе произведению английской писательницы Антонии Сьюзен Байетт. Впервые роман был опубликован в Англии в 1990 году[1], в том же году стал лауреатом Букеровской премии[2], а американский еженедельный журнал Time включил «Обладать» в список ста лучших романов, написанных на английском языке с 1923 по 2005 год[3].

Сюжет

В центре романа две линии: первая — история двух выдуманных поэтовВикторианской эпохи, Рандольфа Генри Падуба (в оригинале его имя — Randolph Henry Ash, а его образ напоминает Роберта Браунинга и Альфреда Теннисона) и Кристабель Ла Мотт (прототипом которой является Кристина Россетти), вторая — история современных учёных и литературоведов Роланда Митчелла и Мод Бейли.

Завязкой сюжета можно считать сцену, в которой Роланд Митчелл, исследователь творчества Падуба, берёт в Лондонской библиотеке том «Оснований новой науки» Вико, принадлежавший некогда поэту, и обнаруживает между страниц черновики писем, адресованных неизвестной женщине. Это обстоятельство интригующе вдвойне: во-первых, Роланду первому попали в руки эти черновики, во-вторых, Падуба всегда считали любящим и верным мужем, ибо до сих не находилось ни одного свидетельства тому, что у поэта могла быть интрига на стороне.

Подчинившись импульсу, Роланд выкрадывает черновики в надежде выяснить, кому писал Падуб, было ли, в конце концов, отправлено письмо и дошло ли оно до адресата. Догадки приводят его к Кристабель Ла Мотт, поэтессе, которую в двадцатом веке оценило по достоинству феминистическое течение в литературоведении. Доктор Мод Бейли из Линкольнского университета, исследующая жизнь и творчество Кристабель Ла Мотт, присоединяется к Роланду в его расследовании. Вместе они находят переписку Падуба и Ла Мотт; в поисках намёков на их отношения перечитывают дневники жены Падуба, Эллен, и подруги Кристабель, Бланш Перстчет (в оригинале — Blanche Glover). Шаг за шагом восстанавливая историю любви двух поэтов, Роланд и Мод влюбляются друг в друга, словно тени давно ушедших из этого мира Рандольфа и Кристабель.

Отношения Падуба и Ла Мотт, стань они известны широкой публике, повлекли бы за собой сенсацию в научном мире, и у Роланда с Мод появляются конкуренты, стремящиеся докопаться до истины первыми, например, профессор Мортимер Собрайл, готовящий фундаментальное Полное собрание писем Рандольфа Генри Падуба. В конечном итоге, однако, автор дарует всем героям примирение: сидя вместе в одной комнате, они читают письмо Кристабель, в котором раскрывается последняя загадка: что стало с незаконнорожденным ребёнком Падуба и Ла Мотт. Печальная и очень викторианская история их любви получает счастливое, хотя и несколько ироничное разрешение посредством романа между Роландом Митчеллом и Мод Бейли, а перед Роландом к тому же открываются достойные перспективы научной карьеры.

Название романа (англ. possession — одержимость, страсть, желание обладать) обыгрывается в тексте с разных сторон: это и страсть влюблённых обладать друг другом, и стремление исследователя узнать истину, и желание коллекционера обладать вещами, которые принадлежали Падубу. В тексте встречаются отрывки из произведений, написанных рукой Падуба и Ла Мотт (а на самом деле, конечно, самой А. С. Байетт), критических работ и исследований, биографий, дневников. В качестве одной из важных структурных деталей, дающих читателю представление о чем будет идти речь, Байетт использует эпиграфы — как к отдельным главам, так и к роману в целом.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав