Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

История возникновения и развития права собственности Русской Православной Церкви.

Читайте также:
  1. A) Господство частной собственности.
  2. B) Сокращение государственной собственности.
  3. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  4. I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
  5. I этап развития логопедии (античность – 18 век).
  6. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  7. I. Из истории развития методики развития речи
  8. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  9. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  10. I. История возникновения службы телефонной помощи населению.

Право собственности русской церкви в дореволюционный период прошло три главнейшие стадии: скопление недвижимости, ограничение и секуляризация права собственности. С момента своего появления на Руси и до конца XV в (т.е. в период феодальной раздробленности) русская церковь пользовалась неограниченным правом приобретения в собственность любого имущества. При этом использовались разнообразные способы приобретения имущества: жалованные грамоты князей, дарения, завещания, отказы со стороны частных лиц, оккупация незанятых земель, мена, купля, обращение в церковную собственность заложенного церквям и не выкупленного в срок имения и др. Именно в этот период русская церковь накопила огромные материальные ценности, принадлежащие ей на праве собственности. [31]

Церковные землевладения в России учреждаются с укреплением в стране христианского вероучения, когда заботы о Церкви,- попечение над ней земной власти столь же необходимо, как заступничество самой Церкви за мир. С рубежа XI - XII вв. земля начинает передаваться в церковную собственность, причем с запретом передачи, в том числе перепродажи, в иные руки. Способы приобретения земель в собственность церковью выделяются в этот период следующие: 1) пожертвования со стороны князей; 2) покупка на церковные средства; 3) покупка на личные средства епископа. В последнем случае по смерти епископа по канонам имущество должно было оставаться при кафедре.[32]

Обретение земельной собственности, в частности, дало церковным иерархам большую независимость от светской власти, возможность формировать собственную политику, в том числе и в противоположность княжеским стремлениям.

В период политической раздробленности происходит активное расширение монастырского землевладения за счет освоения ранее пустовавших земель и через практику «поминальных отказов» монастырям, в том числе и земель в собственность. Особенно много монастырей в этот период основывается на северо-востоке Руси, где они выступают проводниками колонизации, расчищают места для хлебопашества и монастырского, крестьянского строительства, налаживают торговые пути.[33]

В период нашествия монголов на Русь они стали увеличиваться быстрее и сделались еще значительнее. Этот рост объясняется через бегство населения от татарского тягла, потому как духовенство освобождалось от переписи: «и сочта всю землю Русскую,... только не сочта игуменов, попов, черновцев и кто служит святым церквам», а также от всех податей и повинностей, притом все ханы давали Русскому духовенству жалованные грамоты, или подтверждали грамоты своих предшественников.

Таким образом, время монгольского присутствия на Руси можно назвать одним из самых благоприятных периодов для накопления Церковью собственности. В этот период происходит освобождение монастырей и принадлежащих им территорий от податей. Тем самым, социальная мимикрия дала возможность не только выжить, но и создать новое хозяйство, заложить основы для бурного подъема Московского государства.

Церковные земли в период объединения русских земель сохраняли значительную обособленность от иных категорий, однако по сравнению с периодом монгольского владычества их положение ухудшилось, поскольку они утратили иммунитет от налогообложения и в целом сопряженные с церковными землями льготы теперь подлежали утверждению у великих князей московских. Московское государство пыталось освободить земли для государственных нужд и путем секуляризации (изъятие боярских земель даже не рассматривалось, поскольку в тот период именно боярство выступало основой власти московских князей), эта необходимость способствовала возникновению идей о пополнении государственной казны за счет церковных и монастырских имуществ.

По мере централизации власти на Руси стали приниматься ограничительные меры, направленные на недопущение роста архиерейских и монастырских владений (решения Московских Соборов 1551, 1573, 1580 гг). Эти ограничения выражались в том, что церкви запрещались новые приобретения земель (за исключением монастырей «убогих»), а также в отобрании того, что приобретено вопреки запрещению.

Третий период в развитии права собственности русской церкви – период секуляризации недвижимого имущества – совпал с периодом политического господства государства над церковью. Он начался с Петра Великого и учреждения Святейшего Синода. Данный период характеризовался процессом отбирания церковных и монастырских земель в казну. В праве приобретения движимого имущества русская церковь ничем не была ограничена. При этом недвижимое имущество, в том числе и земельные наделы, в указанный период приобретались русской церковью посредством пожертвования, духовных завещаний, купли. Причем купля совершалась только с высочайшего соизволения. Церковные организации (установления) могли приобретать недвижимое имущество и по давности владения им. Таким образом, дореволюционной секуляризации подверглись только земельные владения церкви. Иное имущество у церкви не отнималось. Незыблемым оставалось и само право собственности Русской Церкви.

После революции 1917 г Церковь была лишена «права владеть собственностью». Началась конфискация, уничтожение, распродажа церковного имущества, которая происходила в 20-30-е годы.

Третий этап в развитии права собственности Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций начался в начале 90-х годов, когда РПЦ и религиозным организациям была возвращена правоспособность юридических лиц, после чего частично было передано принадлежавшее им прежде на праве собственности имущество.[34]




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 44 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав