Читайте также:
|
|
Нужна ли нам единая история? Александр Чубарьян vs Андрей Зубов
Нужна ли нам единая история? Должна ли наука быть политкорректной? Сколько в истории политики и сколько собственно истории? Об этом в редакции The New Times спорили директор Института всеобщей истории РАН, научный руководитель рабочей группы по разработке концепции единого учебника истории академик Александр Чубарьян и профессор МГИМО, доктор исторических наук Андрей Зубов
Академик РАН Александр Чубарьян
Зачем понадобилась концепция единого учебника истории? И в какой степени наличие единого учебника и единой концепции соответствует Конституции РФ, которая запрещает государственную идеологию?
Александр Чубарьян: Идея унификации учебников по истории бродила довольно давно. Возникла она оттого, что их очень много, больше сотни, на каждый класс 8–10, по XX веку даже побольше. С одной стороны, это проявление одного из наших самых больших достижений — вариативности образования. С другой — это вносило, конечно, сумятицу. И в известном смысле это была профанация. Почему? Ни школа, ни учитель не в состоянии приобрести эти учебники, в том числе по финансовым соображениям. Поэтому идея сравнения не работает, учитель привыкает к какому-то одному учебнику, по нему и учит. Второе, не будем скрывать, — наши ветераны беспрерывно писали письма, что в учебниках искажается история.
А учителя что думают об этом?
Чубарьян: У нас было два съезда учителей истории за последние три года. Это молодые в основном люди, но даже они говорили, что не нужно так много учебников. При этом все высказались против единственного учебника, чтобы не получилось новое издание «Краткого курса». Еще одна вещь подтолкнула — это состояние дел с так называемым региональным компонентом: в каждом регионе к рекомендованному федеральному учебнику добавляется учебное пособие по истории региона. Получается полный разнобой. Где-то это 10 страниц, где-то 20, а в Татарстане — три тома. Один урок в неделю – по федеральному учебнику, другой – по своему. Я спросил главного нашего оппонента, вице-президента Академии наук Татарстана Рафаэля Хакимова: а что, есть противоречия? Да, конечно, говорит. Понятно, что среднестатистическая «Марьиванна» там преподает историю по версии Татарстана. И встал вопрос, что все-таки должен какой-то общий подход. С моей точки зрения — больше этнокультурный. Все это бродило в воздухе, и наш президент объявил об идее создания единого учебника.
А наш президент, он главный историк страны?
Чубарьян: Он историей интересуется. Я с ним встречался много раз, видно, что он историю любит. Вначале было сказано: единый учебник. Потом — что надо выработать единую концепцию учебников по истории.
Что это означает?
Чубарьян: Я не знаю, чем все в итоге закончится, потому что у нас страна малопредсказуемая. Мое личное мнение — это не должен быть один учебник. На базе концепции, которая сформулирована в общем плане, должны быть разные учебники. Но в рамках единой концепции. А дальше учитель выбирает, как преподавать.
Профессор МГИМО Андрей Зубов
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 142 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |