Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Праксиология. Философское обоснование деятельности

Читайте также:
  1. A. распада деятельности психической и болезненных свойств личности, и пр.
  2. b) соблюдение частными военными и охранными компаниями и их сотрудниками национальных законов стран происхождения, транзита и осуществления деятельности;
  3. C) Методы стимулирования поведения деятельности
  4. C. Торговля результатами научно-технической деятельности
  5. d) вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения
  6. I Задачи научно-исследовательской деятельности учащихся.
  7. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  8. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  9. I. Права на результаты интеллектуальной деятельности
  10. I. Сопровождение перехода на новый образовательный уровень (обучение в школе) Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов

Праксиология – как один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности. Понятие деятельности. Деятельность как активное преобразовательное отношение человека к миру. Практика как философская категория. Социально-философское описание деятельности: деяние, поступок, поведение. Психологическое понимание деятельности: потребности, мотивы, средства.

Атрибуты деятельности: предметность и субъектность; сознательность и целесообразность.

Семиотический (знаковый) аспект деятельности. Труд, игра, творчество. Роль деятельности в формировании и развитии человека. Внутренние и внешние формы регуляция деятельности человека (мотивы, нормы, ценности).

 

52. Социальная философия: общество, культура, цивилизация

◘ Общество как предмет философского исследования. Основные моменты развития социально-философских взглядов в истории философии (античность, философия средневековья и Нового времени). Философия истории Г.Гегеля. Позитивная философия О.Конта. Развитие философского анализа процесса общественного развития в трудах: Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса, Т.Парсонса. Базовые сферы общественного бытия (социальная, экономическая, политическая, духовная, моральная, религиозная, научная). Понятие общественно-исторического процесса и общественно-экономической формации. Сущность прогресса и регресса. Культура и цивилизация как предмет философского осмысления (Шпенглер, Данилевский, Тойнби, Сорокин).

Культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека. Человек есть субъект деятельности. В таком случае развитие культуры связывается с развитием личности. В основании культуры лежит потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой человеческой природы, развертывание креативной деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

Спектр вопросов философии культуры:

В 1983 г в Канаде состоялся всемирный философский конгресс посвященный вопросам культуры Проблемы: почему культуры будучи уникальным и целостным феноменом так многообразна? Культуры перестали быть герметически закрытыми ареалами. Исторические судьбы национальной культуры. Выработка модели универсальной культуры и т.д.

◘ Генезис культуры.

Концепции, объясняющие развитие культуры:

· Орудийно-трудовая концепция (марксизм – труд как взаимодействие человека и природы. Орудия труда сыграли большое влияние на процесс изменения не только окружающей предметной действительности, но и на самого человека)

· Психологические – З. Фрейд выделял совесть, как важное качество, выделяющее человека из животного мира. Основание культуры, по Фрейду коренятся в человеке, его желаниях и общественных табу, упорядочивающих деятельность человека. К.Г. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и т.д.

· Антропологические. М. Шелер, Н. А Бердяев. Человек натуральный, человек разумный, человек духовный.

· Социокультурные – Эрнст Касирер в «Философии символических форм» (1923-29) нем. выдвигает теорию культурогенеза; предпринимает анализ всей совокупности творческой деятельности человека. Человек был изначально обладал «неразвитыми», приглушенными инстинктами (вспомним = идея Ницше; теория недоразвитого животного), а поэтому предрасположен к надприродной, внеинстинктивной деятельности, которая помогает ему выжить. Это есть теоретический и практический опыт бытия человека (как положительный, так и отрицательный) – Человек символический.

· Игровая концепция Й. Хейзинга (1882-1945) – голландский историк культуры – культура возникает и развивается в игре.

Культ и культура

П. А. Флоренский – Система понятия есть система, сопровождающая культ. Н. А. Бердяев о символической природе самой культуры.

Природа и культура.

А. де Бенуа: «Человек и культура связаны неразрывно», подобно растению и почве, на которой это растение произрастает». Культура - это природа, которую пересоздает человек. П. А. Флоренский: Природа и культура, не существуют вне друг друга, а лишь друг с другом.

Культура и цивилизация.

Н. Я. Данилевский обосновал понятие культурно-исторического типа, т.е. особой культуры, которая раскрывает свои возможности в конкретный исторический период:. Данилевский отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Он полагал ошибочным разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Так, падение римской империи в 5 веке, означавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но не для Китая и остальной части света. Рим, Греция, Индия, Египет и др. культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды.. Он так же разделяет народы на три класса:

· позитивные творцы истории

· Негативные творцы

· Народы, творческих дух которых еще задерживается.

Циклизм культур:

· О.Шпенглер

· Н.А.Бердяев,

· Н.Я. Данилевский

Культура, субкультура и контркультура.

Нем. Поэт Гельдерлин (1770-1843) – культура многогранна и полна противоречий. Торговец и ремесленник отличаются особым жизненным укладом – выведение понятия «субкультура» – определенные отсеки культуры. М.М. Бахтин – об официальной и народной культуре. Карл Манхейм (ХХ в) – вывел, что противоречия в культуре объясняются объективными причинами смены поколений. Появление конркультурных ценностей означает начало нового этапа развития в едином культурном пространстве.

Кризис культуры - обязательный и закономерный этап развития культуры вообще.

◘ Равноправие культур.

Схема относительности цивилизационного формационного и этно-национального развития обществаÞ




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 62 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав