Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

III.Отечественная историография о прошлом и настоящем: общее и особенное.

Читайте также:
  1. I. начальное общее и основное общее образование
  2. I. Общее положение
  3. I. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
  4. II этап. Общее и специальное исследование гинекологической больной
  5. II. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) общее образование
  6. VII. Общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования.
  7. XVIIIв. – эпоха Просвещения и модернизации. Общее и особенное.
  8. Анти-ГАВ-IgG – специфические антитела, наличие которых свидетельствует о перенесенном в прошлом гепатита А
  9. Более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило

Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

Историография – имеет два основных значения: история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например: историография Октябрьской революции, историография средних веков), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография.).

Историография как история исторической науки. Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы.

Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эп ос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию.

В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков.

В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись "волей богов". (Муза истории - КЛИО, дочь Зевса).

Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания стала античная историография. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот(481-425 гг. д.н.э.), (прозванного "отцом истории ),который в своём труде " История" (V в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени. «История Греко-персидских войн»

И особенно Фукидид (460-390 г.д.н.э.); для него характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутреннюю причинно-следственную связь событий, элементы исторической критики - попытка отделить достоверные факты от вымысла. В Риме - ТАЦИТ, ПЛУТАРХ

Для историографии эпохи средних веков, когда характер исторического мышления определяла преимущественно церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление "божественного плана". На западноевропейскую феодально-христианскую историографию наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного, на мусульманскую историографию – Коран. Религиозная парадигма трактует историю как процесс, который приобретает смысл лишь при рассмотрении его в контексте вечности и осуществления Божественного замысла и Божественного провидения.

Главной чертой религиозных концепций исторического процесса являются дуализм (двойственность) и провиденциализм.

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям - иудаизму,христианству, исламу Основателем христианской концепции исторического процесса считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г., но законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.) в его произведении «О граде божьем».

Августин противопоставлял земное и небесное существование. История земного человечества в границах от грехопадения Адама и Евы до страшного Суда является полем борьбы двух человеческих сообществ: 1) сообщество грешных людей «людей плотских», которые наслаждаются дьявольскими призраками – земными благами; 2) сообщества праведных людей «людей неба», которые лишь пользуются этими благами.

История трактовалась Августином, как результат деятельности отдельных личностей, в которую властно вмешиваются потусторонние силы.

Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому "царству Божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

В 17 в. эти идеи развивал Ж. Б. Боссюэ (Франция). Начиная с Возрождения и, особенно в эпоху Просвещения, в противовес религиозной парадигме развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс - осуществление "естественного закона", разума и т.п. Однако в 19-20 вв. П. продолжал оставаться основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века - Ж. М. Де Местр, Ф. Шлегель; Л. Ранке и др.).

Наиболее распространёнными формами исторических сочинений наряду с агиографической литературой (жития святых) были анналы - "всемирные истории" - обзоры всемирной истории от "сотворения мира". Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий – анналы. На Руси их аналогом были летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов - " Повесть временных лет "). Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

В развитии российской исторической науки можно выделить ряд этапов:

Возникновение русской историографии в 18 в.

Наиболее существенный вклад в ее становление внес В.Н. Татищев (1686-1750гг.), в 5-ти томном труде «История России с самых древнейших времен». Считается основоположником «дворянской» исторической науки. Современник Петра 1.

В это период в российской Академии наук складываются первые научные школы, дискутирующие по вопросу происхождения русского государства: норманская (Байер, Миллер) иантинорманская (М.В. Ломоносов) (1711-1765гг.

2. Оформление русской историографии в 19 векекак самостоятельной дисциплины, в рамках которой складываются следующие направления:

а) Консервативное направление в этот период былогосподствующим (крупнейший представитель 1-й пол. 19 в. - Н.М. Карамзин (1766-1826гг). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского". Считал, что решающую роль в истории России играют великие люди. Современник Александра 1.

б) Государственная школа считала государство движущей силой исторического развития. Ее представители (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и Соловьев С.М.) признавали закономерности исторического развития, стремились установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривали историю как процесс развития политических и юридических институтов - при особом внимании к истории государства (с которой нередко отождествлялась история народа). Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской

 

в) Революционно-демократическая концепция истории сложилась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Они при постановке вопроса об объективных законах истории, придавали особое значение развитию экономического быта, изменениям в социально-экономическом положении народных масс. Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей.

г) Особое место в русской историографии XIX века занимают работы В.О. Ключевского, концентрировавшего своё внимание на анализе социальных и экономических факторов (особенно в работах 80-х гг.). Ключевский противопоставлял свои взгляды исторической концепции государственной школы и рассматривал историю как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством. Ученик С.М. Соловьева, представитель государственной школы, В.О. Ключевский (1841-1911гг.) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933гг.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.

 

д) В 70-х гг. XIX в России в работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая существование единого мирового исторического процесса. Формируется цивилизационный подход - это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах, который получил дальнейшее развитие в работах западных исследователей О. Шпенглера, и А. Дж. Тойнби.

е) Марксистская историография нашла свое выражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства, порождающих всю общественную структуру. В рамках этой концепции было сформулировано учения об общественно-экономических формациях в которую было вписано все мировое развитие.

В России марксистская историография получила развитие в работах В.И. Ленина. Он разрабатывал проблемы буржуазных революций и социалистической революции, роли народных масс в истории, рабочего, демократического и национально-освободительного движения, особенности феодального строя в России, генезис капитализма, вопросы пореформенного социально-экономического и политического развития России и др. Он предложил свою периодизацию истории России и русского революционного движения.

3. Историография советского периода

а) Официальная историография сложилась в СССР после октябрьской революции, когда сформировалась советская историческая наука, которая полностью опиралась на труды Маркса, Энгельса, Ленина, отвергнув все другие историографические концепции.

Советская историография в силу господствующей идеологической установки концентрировалась на изучении классов иклассовой борьбы в разные исторические периоды, на истории буржуазных революций (особенно Великой французской революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, русского революционного движения, большевизма, истории Великой Октябрьской революции и практически не уделяла внимания социальной (повседневной) истории.

С середины 30-х гг. в советской исторической науке окончательно сформировалась концепция всемирно-исторического процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма (коммунизма), Изучение социально-экономических отношений, положения непосредственных производителей заняло центральное место в исторических исследованиях. Ведущими советскими историками становятся Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков.

В 60-70-е гг. в советской историографии сформировался ряд исследовательских направлений, отличающихся определённой спецификой в разработке больших проблем истории, например М. Н. Тихомирова - по русской истории эпохи феодализма, А. Л. Сидорова - по истории российского империализма, И. И. Минца - по истории Великой Октябрьской революции, М. В. Нечкиной - по истории русского революционного движения 19 в. и т.д.

б) альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепции. Л.Н. Гумилев, автора пассионарной теории, предложил рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. Пассионарности теория – Лев Николаевич Гумилев рассматривает исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Л.Н. Гумилев считал, что этносы цементируются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадения или несовпадение колебаний вибраций разных этносов делает их враждебными или дружественными. Появление этноса на свет происходит за счет космического энергетического толчка, порождающего пассионарность. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса).

Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев), высшую ступень развития (акме), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замены пассионариев субпассионариями) и фазу гибели этноса. Когда ведущий этнос гибнет, периферийный перехватывает у него эстафету. Так движется история.

4. Современное состояние российской исторической науки.

В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории (на основе положений « школы Анналов »), истории отдельных социальных групп (например: интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др. Наблюдается тенденция к использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др. Школа «Анналов» («новая историческая наука») – научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром журнала, выходившего под названием «Анналы» (1929 – 1939 гг.), «Анналы социальной и экономической истории» (1939 – 1941 гг.). С 1994 г. – «Анналы. История, социальные науки».

С формированием данного направления связывают революционные изменения в исторической науке. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории – повествования» «историей – проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. В трудах последователей школы «Анналов» произошел решительный разрыв с традициями позитивизма в истории. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.

Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук - социологии, этнографии, географии и т.д., а также расширения круга исторических источников. Сторонники «новой исторической науки» привлекают результаты исследований археологии, истории техники, лингвистики, проповеди, жития святых и др. Это привело к эпистемологическому повороту в исторической науке: источник сам по себе нем, вопросы ему задает исследователь, следовательно, ценность приобретает даже фальсифицированный источник, так как он может рассказать почему фальшивка появилась, кому это было выгодно. Так в трудах сторонников школы «Анналов» возникает диалог с прошлым – важнейший элемент нового подхода к изучению истории.

Позитивизм – направление в гуманитарной мысли, основанное на принципе, что все подлинное («положительное») знание может быть получено лишь как результат функционирования отдельных наук. Французский мыслитель О. Конт в 30-е годы XIX века провозгласил разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо философии. В «Курсе позитивной философии» он отстаивал идею, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят. Наука познает не сущности, а феномены. В рамках позитивистской парадигмы историческая методология была ориентирована на выявление, описание и упорядочение эмпирических сведений. «Люди, занимавшиеся историческими исследованиями в конце XIX века, очень мало интересовались теорией того, что они делали. В полном соответствии с духом позитивистской эпохи историки того времени считали профессиональной нормой более или менее открыто презирать философию вообще и философию истории в частности», - так характеризовал познавательную ситуацию американский теоретик Р. Дж. Коллингвуд. Современные ученые характеризуют такую модель исторического исследования как европоцентристскую, опирающуюся на относительно стабильные представления об объекте исторического исследования.В начале XX века позитивистская парадигма пришла в противоречие с запросами общества. Выходом из познавательного кризиса стало появление в европейской исторической науке школы «Анналов». Сторонники позитивизма работают и сегодня, хотя чаще всего они не заявляют о своей позиции.

С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 92 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав