Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Финансы как историческая и экономическая категория.

Читайте также:
  1. I. Экономика и экономическая теория
  2. II категория. Проблемные кредитные организации
  3. Административно-командная экономическая система.
  4. Б) финансы экономических субъектов
  5. Бизнес и финансы
  6. Билет № 1. Экономическая эффективность туризма.
  7. Большинство ученых-экономистов считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки.
  8. Брак как социально-демографическая категория. Определение и показатели брачности.
  9. В – 3. Финансы как отражение денежного потока.
  10. В – 4. Финансы и расширенное воспроизводство.

Расширение границ понятия «искусство». Искусством считается всё, что попадает в ситуацию художественного восприятия. Материалом искусства становится буквально всё. Включение в живопись, скульптуру вторичных материалов, фрагментов реальных вещей.
Техники: коллаж - составление плоскостных композиций из фрагментов реальных предметов, газет, обоев, тканей и т.п.; материальный подбор (контррельеф) – составление объёмных композиций, имеющих заднюю плоскость, из разного рода реальных материалов и фрагментов вещей; объёмные конструкции – объекты. Значение работы в нетрадиционных материалах и техниках для архитектуры и дизайна, для занятий с детьми (развитие образного, конструктивного мышления, чувства материала, творческого воображения).

Кубизм (Пикассо, Брак) – сохранение изобразительности, преобладание образного начала, возможность узнавания в композиции натурного прототипа
Конструктивное направление: беспредметность, динамичные пространственные построения. Макетирование архитектурных форм (Памятник Ш интернационалу). Родченко, Н.Габо – конструктивные объекты, статичные и кинетические (движущиеся).

Группа «Дада» (10 – 20-е гг.) – обыденная банальная вещь как предмет созерцания в качестве художественного объекта. Отрицание буржуазных ценностей, эстетический и интеллектуальный протест.
Марсель Дюшан (Франция) – конструкции из реальных материалов, обыкновенные как выставочные экспонаты. Изображения на стекле – парадоксальное включение изображенного объекта в реальное пространство.
К.Швиттер (Германия) – «мерц» – композиции из мусора, принципиальный антиэстетизм материала.
Макс Эрнст (Германия) – техника фроттажа – протирки на бумаге реальных фактур, микрорельефов, комбинирование из них оригинальных композиций.

Поп-арт (популярное искусство), 50-е гг. – программный тезис: утверждение эстетической ценности жизни во всех её проявлениях. Артефакт – любой объект как произведение искусства. Инсталляция – натурная установка, объёмно-пространственная композиция из реальных объектов. Акция – символическое событие в реальности, имеющее художественное прочтение; возможно участие зрителей. Перформанс – символическое действие, представление в реальности, имеющее художественное прочтение.
Раушенберг (США) – материальные подборы из фрагментов упаковки, промграфики, предметов ширпотреба, фотографий, репродукций картин; имитация в традиционных художественных материалах (керамика, литография) нехудожественных объектов.
Г.Юккер (Германия) – гвозди и другие обыденные предметы как материалы и предметные символы. Работа в различных техниках поп-арта.

Кинетизм – продолжение традиций конструктивизма. Художественные объекты с включением в их структуру различного рода реального движения, изменения пространственной конфигурации, фактора времени.
Татлин, Родченко (Россия, 20-е гг.), А.Колдер, Н.Габо, Ж,Тэнгели, Г.Юккер (Западная Европа), Колейчук, Инфанте (Россия, наши дни).

Боди-арт – художественные акции с участием реального человека как объекта созерцания. Гилберт и Джордж (Англия).

Лэнд-арт – инсталляции и акции с объектами реального ландшафта. В.Бахтов (Украина).

Современное актуальное искусство - для самостоятельного знакомства.

25. Архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн второй половины 19 – 20 вв.

Факторы развития архитектуры:
- новые функциональные задачи – технические объекты, промышленные сооружения, крупные общественные, спортивные сооружения; необходимость в перекрытии больших площадей, в новых объёмно-пространственных решениях для новых форм организации жизненных и производственных процессов;
- новые конструкции, материалы (металл, железобетон, каркас…);
- смена стилей, эстетических представлений (внутрихудожественные тенденции развития).

В 19 веке функциональные и конструктивные новшества опережают эстетическое развитие. Новаторская структура сооружений облекается в традиционный декор (эклектика, модерн).

Дж. Пакстон (Англия), Кристалл-Палас (1851) – экспозиционный павильон для Всемирной выставки в Лондоне. Чугунные конструкции, стеклянные стены и перекрытия.
Г.Эйфель (Франция), башня и экспозиционные павильоны на Всемирной выставке в Париже (1889) –чугунные конструкции, сооружения большой высоты, перекрытие больших площадей.
В.Шухов (Россия), павильоны Нижегородской ярмарки (1896), водонапорные башни, дебаркадер Киевского вокзала в Москве, Радиобашня (нач.20 в.) - различные типы инженерных конструкций, высотные объекты, перекрытие больших пространств.
Л.Салливен (США, 90 – 10-е гг.) – конторские здания повышенной этажности, каркасная конструкция, железобетон (прототипы небоскрёбов).

В начале 20 века происходит очищение архитектуры от декора. Роль формального эксперимента в станковом искусстве для сложения художественного языка архитектуры (Малевич, «супрематизм» – разработка пластического языка простых геометрических форм).

Ф.Л.Райт (США, 10 – 50-е гг.) – частные сельские дома, конторские и др. общественные здания. Свободные асимметричные планы, взаимоперетекание открытых пространств, остекление стен. Гармония архитектуры и природной среды.
Ле Корбюзье (Франция, 20 – 60-е гг.) – провозгласил 5 принципов современной архитектуры (независимость планировки интерьера и расположения стен от несущего каркаса, опора свободно стоит в интерьере; свободный план, пластика пространства; свободный фасад; плоские обжитые крыши; облегчение основания здания, дома на «ножках»). Градостроительные принципы: свободно стоящие здания, типовая застройка.
В.Гроппиус, Л.Мис ван дер Роэ (Германия, 20 – 3-е гг., учебное заведение Баухауз; с 40-х гг. – США) – строгий функционализм, максимальное упрощение и геометризация форм, дома – «коробки».
А.Алто (Финляндия, 30 – 50-е гг.) – органическая архитектура, смягченные криволинейные формы, естественные материалы, гармония сооружения с природной средой.
И.Утцон (Австралия, 60-е гг.) – образное начало в функциональной форме (театр в Сиднее, сходство с парусами).
Фрай Отто (Германия, 70 – 80-е гг.) – зонтичные, вантовые, плёночные и др. современные конструкции и их пластическая разработка.

Россия:
20 – 30-е гг. – конструктивизм. Формы сооружений заданы функцией и конструкцией. Эстетика конструкции, рациональные объёмно-пространственные решения, свободная планировка, асимметрия, динамика форм, Эстетика чистой формы, отрицание декора. Братья Веснины, Мельников, Голосов, Леонидов и др. Учебное заведение – ВХУТЕМАС.
Консервативное направление (существовало и на Западе, наиболее ярко представлено в России и Германии). Опора на стереотипы восприятия, культивирование традиционных ордерных форм, декоративизм. Продолжение тенденций неоклассики начала века.
А.Щусев – мавзолей Ленина.
1933 – 1935 – конкурс на Дворец Советов. Победил проект Иофана, Гельфрейха, Щуко: ярусная башня со статуей наверху. Образ величия, стабильности. Декоративность архитектурных форм (возрождение ордера).
Архитектурные объекты 30 – 50-х гг. в Москве: ансамбль ВСХВ. Метро, высотные дома – идеальный образ социализма, помпезность, декоративизм. Противоречие современной конструкции и функции архаичным планировочным решениям и обилию накладного декора («излишества»).
1954 г. – постановление ЦК КПСС о борьбе с излишествами, начало развития массового типового жилищного строительства. Возвращение к эстетике конструктивизма в обеднённом виде (обезличенность, пластическая невыразительность форм, казённый монументальный стиль).
Современное состояние архитектуры – постмодернизм (стилевая эклектика, цитатность). Принципы новаторской архитектуры 20 века вошли в традицию наряду с историческими стилями. Свободный выбор и причудливое сочетание разнородных элементов. «Лужковский стиль» - возрождение ретроспективизма, излишеств.
Новейшие тенденции – экология в архитектуре, идеи охраны природной и исторической среды. Тактичное включение новых построек в ландшафты.

Декоративно-прикладное искусство 20 века – разнообразие тенденций, роль массового промышленного производства.
Вторая половина 19 в. – эклектика, национальные и исторические стилизации (Фаберже, работы Строгановского училища, Абрамцевских мастерских).
Конец 19 – начало 20 в. – стиль «модерн» - органика форм, парадоксальность материалов.
10 – 20-е гг. – влияние абстрактного искусства, функциональность и геометризм форм, появление рационального художественного проектирования – производственного искусства (основа современного дизайна).
На Западе 20 – 30 -е гг. – стиль «ар нуво» – смягчённый модный геометризм с элементами ретроспекции и экзотики. С 40-х гг. – различные направления в дизайне (совокупность методов художественного проектирования изделий промышленного производства, опирается на принципы технической эстетики).
Россия: 20-е гг. – концепции, художественная и учебная практика производственного искусства. Работы Малевича, Татлина, Родченко, Поповой, Степановой, и др. в различных видах декоративно-прикладного искусства (интерьеры, мебель, фарфор, ткани, костюм…). Учебное заведение (прогрессивные методы художественного обучения) – ВХУТЕМАС. Техническая эстетика и агитационная тематика в традиционных художественных производствах (агитационный фарфор, ткани). Обновление художественного языка традиционных народных промыслов на основе восстановления утраченных традиций (Палех, Мстёра, Хохлома и др.)
30 – 50-е гг. – реализм и ретроспективизм, повышенный декоративизм форм. Утрата школы художественного проектирования.
Конец 50-х – первая половина 60-х гг. – очищение и облегчение форм, массовое производство изделий ширпотреба, новые синтетические и искусственные материалы, борьба с излишествами и «мещанским» вкусом, возрождение художественного проектирования (дизайн). Возвращение художественных промыслов к подлинным традиционным истокам (керамика Гжели).
Вторая половина 60-х – до наших дней – новый расцвет декоративизма, развитие «станкового» декоративного искусства (выставочные художественные объекты, по формам восходящие к утилитарным предметам, но лишенные функциональности, выполненные в традиционных материалах и техниках декоративного искусства; свобода творчества и формообразования). Профессиональное развитие, специализация различных отраслей дизайна. В художественных промыслах – консервация, формализация и утрата традиций, нарастание многодельности, декоративной перегруженности форм.

 

Финансы как историческая и экономическая категория.

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в результате регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного производства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Наука о финансах базируется на экономической теории, которая включает такое важнейшее звено, как теорию финансов.

Теория финансов – это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существование государства.

В рамках данной теории финансы рассматривают как историческую и как экономическую категорию.

Финансы как историческая категория, обусловлена тем, что они имеют стадии возникновения и развития, т.е. изменяются во времени. Можно выделить два основных этапа развития финансов:

1 этап. Докапиталистическая формация. Этот этап характеризуется: возникновение государства; выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха; появлением денежных отношений и началом развития товарного производства; началом формирования фондов денежных средств; возникновением и началом развития финансовых отношений, государственных финансов.

2 этап. Капиталистическая формация. Данный этап характеризуется тем, что: товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер; финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода станы; основные финансовые средства капиталистических государств стали концентрироваться в бюджете.

Эпоха государственно-монополистического капитализма этого этапа характеризуется: централизованным регулированием государством процессов воспроизводства; расширением сферы перераспределительных отношений: а) государство начинает аккумулировать ресурсы не только в бюджетной сфере, но и в многочисленных внебюджетных фондах; б) значительное расширение получают финансы предприятий различных форм собственности, которые обслуживают кругооборот значительных форм собственности.

В целом, возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:

1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

4) создание централизованного государства.

Финансы как экономическая категория выражают совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы – необъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД. Денежный оборот составляет материальную основу финансов.

Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и НД. Без участия финансов НД не может быть распределен. Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни. Сферами распределения являются: 1 – материальное производство; 2 – сфера услуг (не материальное производство); 3 - обращение; 4 – потребление. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне – государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости – на микроуровне; и перераспределение этой стоимости - на макроуровне.

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

1) формирование фондов денежных средств.

2) распределение средств через финансовые инструменты.

3) использование денежных фондов

Уровни финансового распределения: федеральный уровень; территориальный (на уровне субъектов федерации); местный. Виды финансового распределения: внутрихозяйственное; внутриотраслевое; межотраслевое; межтерриториальное; межгосударственное.

Каждый названный вид финансового распределения обслуживается разными звеньями финансовой системы: Внутрихозяйственное – финансами предприятия, компаний, ассоциаций. Межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами. Межгосударственное – государственными финансами и бюджетами союзов государств.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП и регионального валового продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Эта система прямой и обратной связи распределительного процесса, сигнализирующая о возникающих отклонениях от намеченных пропорций. Сущность финансового контроля – сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях.

Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигают таких же результатов.

 


2.. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья.

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих отношений осуществляется через звенья финансовой системы. Таким образом, финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

2) фонды страхования;

3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

В общегосударственных финансах главную роль играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами


Финансовая политика, ее содержание, цели и задачи

ФП в отличие от финансов является формой сознательной деятельности отдельных субъектов, является элементом надстроечных отношений в обществе и таким образом может быть подвергнута влиянию отдельных субъектов. Главный субъект ФП - государство. Прежде всего в лице главы государства, законодательных и исполнительных органов, которые и определяют, устанавливают основные направления развития финансов, финансовых отношений, законодательно закрепляют формы финансовых отношений, регламентируют порядок их функционирования.
Объекты ФП - финансовые отношения и финансовые ресурсы, которые формируются и используются в различных сферах и звеньях финансовой системы государства.
ФП - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.

Содержание ФП раскрывается в следующих структурных элементах:
1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов в обществе которые должны базироваться на действии объективных экономических законов учитывать перспективы развития производственных сил и производственных отношений в обществе, и особенности экономического и социального развития государства. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла экономики конкретного государства, субъекты государственной власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и на текущий период. Эти направления основываются на важнейших целях и задачах экономической политики государства; Выделение в составе различных отраслей экономики наиболее приоритетных; установление направлений перспектив развития социальной сферы. 3. Реализация, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
Финансовую политику классифицируют:
1. по территориальному признаку:
- общегосударственная
- финансовая политика отдельных территорий и регионов
2. По временному признаку:
- финансовая стратегия
- финансовая тактика
Финансовая стратегия включает крупномасштабное глобальные цели и задачи ФП, которые будут оказывать влияние на различные стороны развития общества и решения которых носит долговременный характер.
Финансовая тактика - совокупность мероприятий в области ФП, которая реализуется в конкретном периоде относящимся к определенному этапу экономического социального развития государства, отдельных территорий, направленная на решение стратегических задач.
Задачи ФП на любом этапе развития государства:
1. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического социального развития государства в определенный период. 2. Установление и соблюдение оптимальных пропорций в распределении мобильных финансовых ресурсов по различным сферам общественной деятельности, отраслям экономики.
3. Организация эффективного рационального, целевого использования финансовых ресурсов по различным направлениям, мероприятиям. ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:налоговую политику;бюджетную политику;денежно-кредитную политику;ценовую политику;таможенную политику;социальную политику;инвестиционную политику;политику в области международных финансов.


Под бюджетной политикой понимают определение государством:источников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников финансирования бюджетного дефицита;

Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной.деятельности. Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечениепрямыхиностранныинвестиций. Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденноймиграции.Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

 




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 152 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав