Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Бимо в контексте современного времени

Читайте также:
  1. F1:Концепции современного естествознания
  2. I. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
  3. II. Социальная стратификация современного российского общества.
  4. III. Использование рабочего времени
  5. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени
  6. IV. Особенности формы современного Российского государства.
  7. IV. эпоха Нового времени
  8. Lt;variant>С 22 до 06 часов по местному времени
  9. Q Изменчивостью во времени.
  10. Test 3. Переведите на английский язык, употребляя глаголы в требующемся времени.

С течением времени каждое общество проходит в своем развитии целый ряд этапов, которые характеризуются постепенным видоизменением и трансформацией существующих принципов организации, а также формированием качественно новых политических, социально-экономических, религиозных и других институтов и систем. Одной из основных причин данного феномена можно назвать влияние внешних факторов. Даже самые консервативные и закрытые в себе общества не могут вечно оставаться в рамках традиционного уклада жизни, хотя бы потому, что довольно трудно противостоять постоянно усиливающемуся давлению со стороны внешнего мира.

Труднопроходимые районы юго-западного Китая, где в основном и проживал народ ицзу, в силу своих географических особенностей был отрезан от внешнего мира. Полоса гор и непроходимых тропических лесов была огромной преградой для китайских императоров, которые постоянно стремились распространить свое влияние на эти территории. Контакты и связь предков ицзу с сопредельными народами были крайне ограничены и не несли в себе даже намека на изменение издревле существовавшего уклада жизни общества. В силу этих причин, люди ицзу сумели сохранить подлинно-аутентичной систему организации хозяйства, которая переходила из поколения в поколение, не претерпевая существенных трансформаций. При этом, как свидетельствуют факты, не ощущалось острой необходимость изменений установленных порядков. Традиционное общество жило по законам своих предков и не хотело ничего менять. Однако вскоре им пришлось адаптироваться к новым условиям жизни, которые были вызваны проникновением в их среду первых иностранцев и последующим «открытием» Китая внешнему миру.

Уже во второй половине 19 века, когда, в ходе постепенной модернизации и последовательного «открытия» страны, на территорию Китая стали проникать иностранцы. Впоследствии это стало одной из причин крушения монархического строя и установления абсолютно новой для страны политической системы.

По причине существовавших географических барьеров и особенностей рабовладельческой системы в обществе, иностранные ученые стали называть людей ицзу - «независимыми лоло», а район Ляншань получил название «независимой области» [Harrel. 2001, 118].

В горной местности Ляншаня, где изначально не существовало централизованного правительства, традиционно-клановое общество ицзу приняло рабовладельческую систему, которая просуществовала здесь вплоть до 1956 года. Переломный момент в истории народа настал, когда на смену национальному правительству в 1949 году пришел социалистический режим, во главе которого стояла коммунистическая партия Китая. В след за этим по всей стране начали проходить демократические преобразования, в ходе которых в Ляншане в 1956 году была отменена система рабовладения. Стоит отметить, что народ не приветствовал насильно навязывавшихся коммунистами перемен, сопротивляясь любому вмешательству со стороны. Однако противостоять этому было уже поздно. Постепенно в обществе, которое традиционно сохраняло свою клановую организацию многие века, стали происходить координальные изменения, затронувшие все сферы жизни. Особенно сильно этот процесс начался в период Культурной революции в Китае (1966-76), когда древняя самобытная культура и традиционная религиозная система ицзу стала целями кампаний за искоренение «пережитков прошлого» и «идолопоклонничества» [Harrel. 2001, 118].

Прежде всего, это затронуло племенных вождей и высшие слои населения. Лидеров клана суи (suyy), их помощников, почтенные старейшин дэгу (ndeggu) и религиозных деятелей бимо (bimo) постоянно унижали и презирали, пытаясь заставить их отказаться от традиционных методов управления и упразднить старую клановую систему организации общества. Они были подвергнуты гонениям в рамках лозунга борьбы за социалистическое перевоспитание. Были введены жесткие правила и ограничения для представителей этих общественных кругов. Кроме этого, место и время всех деревенских сходок, общественных мероприятий и массовых сборов населения были четко определены и регламентированы. Изымались и сжигались все древние рукописи, большинством из которых были религиозные тексты, древние канонические книги и генеалогии, а также вводился запрет на ведение любой религиозной деятельности.

Однако эти жесткие меры лишь временно принесли результат. Насильственное внедрение новых форм организации не повлияли на стереотипы мышления людей, воспитанных в духе традиционной культуры своих предков. Преобразования лишь поверхностно коснулись деревенского уклада, но не пошатнули коренных устоев общества. Доказательством этому может служить тот факт, что в отдаленных горных деревнях Ляншаня, основного центра проживания ицзу, люди по-прежнему бережно хранят и соблюдают традиции и обычаи своих предков, все больше оживляя в памяти времена до демократических преобразований, и продолжают в тайне практиковать свои традиционные религиозные верования и ритуалы, идущие испокон веков.

С начала 1980-ых годов, когда китайское правительство постепенно стало отходить от курса дальнейшей ассимиляции общества ицзу путем приобщения их к китайской культуре, городское и сельское население стало пытаться самостоятельно восстанавливать основные традиционные институты и все больше обращаться к прежнему образу жизни [Harrel. 2001, 118].

В сельской местности такое движение за культурное возрождение характеризовалось восстановлением клановой организации и традиционной религиозной системы. Здесь, с началом земельной реформы 1980-ых годов, в ходе которой земля была перераспределена в пользование домашних хозяйств, и административных реформ 1990-ых годов, власть центрального правительства была сильно ослаблена и фактически не влияла на общественную жизнь. Заново начал работать механизм сельскохозяйственного сотрудничество на клановой основе. Семьи стали объединяться в союзы, чтобы противостоять стихийным бедствиям и другим внешним факторам. Таким образом, постепенно воссоздавалась единая клановая организация, которая стала во главе всего общества, негласно заменив собой центральное правительство.

Возрождались основные институты племенных старейшин, вождей и религиозных лидеров, которые вмешивались во внутренние дела общества, играли роль своеобразных судей в разрешении спорных ситуаций, выносили решения и вердикты, по мере возможности улаживали конфликты, как между отдельными членами клана, так и между большими семьями.

Стоит отметить, что такую ситуацию можно наблюдать до сих пор: как и прежде, продолжают существовать клановые собрания и деревенские сходки старейшин и религиозных деятелей. Что же касается политических лидеров суи и племенных старейшин дэгу, которые в прежние времена стояли во главе общества, - то они по-прежнему занимают свои позиции в верхних эшелонах власти, ставя под контроль все сферы жизни человека, и руководят кланом с позиций местных вождей.

В рамках сложившихся обстоятельств, такой самопроизвольный процесс возрождения клановых структур обеспечил все условия для одновременного восстановления религиозно-ритуального комплекса. Снова начали появляться и активизироваться различные религиозные деятели. В частности, бимо опять начали играть важную роль сначала в сельской местности, а затем и в городской среде. Если раньше они занимались своей профессиональной деятельностью среди деревенских жителей, то сейчас их все чаще приглашает городская интеллигенция для выполнения той или иной церемонии. Вместе с тем, все больше мальчиков и молодых людей, среди которых были предки бимо, изучают священные каноны и ритуальные тексты, стремясь овладеть секретами мастерства великих религиозных адептов и таинствами их профессии. Впоследствии, пройдя курс специальной подготовки, они становятся служителями религиозного культа - бимо. По некоторым данным, в деревнях, где живут целые родовые семьи бимо, все мужчины либо учатся искусству своих предков, либо занимаются торговлей [Harrel. 2001, 119].

Тем не менее, все они, вне зависимости от своей дальнейшей судьбы, с детства обязаны были знать основы религиозного культа, иметь представление о магических ритуальных действиях, а также хорошо разбираться и уметь читать древние канонические тексты. Примером этому служит тот факт, что любой малыш уже в четыре года может наизусть рассказать простой ритуальный текст или молитву. Согласно данным исследования, в местности Мэйгу в 1996 году примерно 6800 мужчин и мальчиков, что составляло 8% всего мужского населения, уже либо являлись действующими религиозными адептами, либо были неофитами, посвященными в таинства религиозного мастерства бимо. Кроме того, на тот момент насчитывалось более 200 различных видов всевозможных ритуалов и церемоний, которые непрерывно исполнялись (Gaha 1996, 21-22, цит. по: [Harrel, 2001, 119]).

Таким образом, рассмотрев исторический процесс развития системы организации управления и разделения власти в раннеклассовом обществе ицзу, мы видим, что в основе появления и функционирования главных религиозных и политических институтов лежали традиционные представления на мировое устройство и место человека в нем, изначально построенные на религиозных принципах времен первобытного общества. Этот феномен очень хорошо просматривается на примере нынешней ситуации в обществе, где со второй половины 20 века происходит процесс возрождения культурных традиций и старого образа жизни. В частности, на примере современного положения бимо видно, что даже сейчас, в условиях постоянного расширения связей с внешним миров, среди людей ицзу очень сильны традиционные взгляды на общественную организацию. Эта тенденция продолжает расти.

 


[1] Взято из электронной версии словаря (БКРС) для Lingvo

 

[2] Об этимологии слова «гуй» 鬼в китайском языке будет рассказано подробнее в последующих главах, где будет разбираться понятие «дух» и «душа» в религиозной традиции ицзу.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав