Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ГЛАВНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ

Читайте также:
  1. I. ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ИЗУЧАТЬ СТОРОНЫ И СВОЙСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА?
  2. II. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
  3. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ
  4. II. Стороны в материально-правовом смысле
  5. III. Анамнез жизни (anamnesis vitae)
  6. III. Другие оценки коллективной душевной жизни
  7. III. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО.
  8. III. ПОСТ И КУЛЬТОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
  9. III. Упражнение на воспитание воли в обыденной жизни
  10. IV. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО

Как было сказано выше, после окончания школы и на­чала самостоятельной жизни продолжается выбор жизнен­ного пути, завершающийся в конце периода окончатель­ным самоопределением. Основные линии онтогенеза обус­ловлены сформировавшимися в ранней юности типами жизненного мира (табл. I. 3).

Линии онтогенеза, связанные с гедонистической Направ­ленностью личности (атавистические аналоги простого и лег­кого и простого и трудного жизненного мира), вообще не пред­полагают самоопределения; «выбор» предопределен самой ге­донистической установкой. В случае простого и легкого жиз­ненного мира она реализуется посредством-паразитического существования. Одним из его вариантов является существова­ние за счет родителей. Неспособность к систематическому тру­ду, сформировавшаяся на предыдущих возрастных этапах, при-еодит к неспособности самостоятельного обеспечения своей жизни. Попытки найти работу, совместимую с этой неспособ­ностью, обычно кончаются неудачей. Вспомним, как прохо­дила и чем закончилась служба у гончаровского Обломова:

«...Будущая служба представлялась ему в виде какого-то се­мейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тет­радку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаим­ном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутствен­ного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто не­расположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть по край­ней мере землетрясению, чтоб не'прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не быва­ет; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.

Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его за­ставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, пи­сать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками; причем все требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое.-.

...Все это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» — твердил он.

...Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Ас­трахани в Архангельск. Дело объяснилось; стали отыскивать ви­новатого...

Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и при­слал медицинское свидетельство.

В этом свидетельстве сказано было: «Я, нижеподписавшийся, свидетельствую, с приложением своей печати, что коллежский сек­ретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного, а равно хроническою болью в печени, уг­рожающею опасным развитием здоровью и жизни больного, како­вые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хож­дения в должность. Посему, в предотвращение повторения и усиле­ния болезненных припадков, я считаю за нужное прекратить на время г. Обломову хождение на службу и вообще предписываю воз­держание от умственного занятия и всякой деятельности».

Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, — а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в дол­жность. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась — и потом уже не возобновлялась — его государственная деятельность».

И.А. Гончаров показывает, как сформировалась эта не­способность Обломова к каким-либо занятиям, требующим усилий:

«...Он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет, в пансионе; потом старики Обломовы, после долгой борь­бы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца.

Робкий, апатический характер мешал ему обнаруживать вполне свою лень и капризы в чужих людях, в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков. Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздо­хами выучивал задаваемые ему уроки.

Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи».

Другой вариант данной линии онтогенеза связан с за­мужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразити­ческого существования за счет супруга (супруги). Этот ва­риант более характерен для девушек. Тем не менее, как показывает отмеченное немецкими социологами увеличе­ние количества браков совсем юных молодых людей со зре­лыми женщинами, он не так редок и у юношей.

При атавистическом аналоге простого и трудного жиз­ненного мира гедонистическая установка реализуется че­рез механизм терпения. Жизненный мир подконтролен принципу реальности, выступающему как отложенный

принцип удовольствия. Здесь для обеспечения существова­ния, сведенного к удовольствиям и'развлечениям, прихо­дится прибегать к той или иной активности, т.е; соответ­ствующей деятельности.

Одним из вариантов данной линии онтогенеза является существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в кри­минальных структурах. Другой вариант — выполнение про­стой, не требующей ответственности работы. Это устрой­ство неквалифицированными подсобными рабочими, иног­да грузчиками (при не слишком обременительных нагруз­ках) и т.п. Для обоих вариантов обычно характерна та или иная степень алкоголизации. Чаще всего эти варианты со­четаются друг с другом: отсутствие устойчивых моральных принципов обусловливает стремление к Легким противо­правным путям добывания денег и при трудоустройстве.

Еще один вариант рассматриваемой линии онтогене­за — вступление в брак, в котором ради реализации гедо­нистической установки необходимо выполнение тех или иных обязанностей, которые могут оказаться и обремени­тельными. Одним из примеров является героиня рассказа Чехова «Анна на шее».

Муж Ани, «немолодой и некрасивый, но с деньгами», заставлял ее кланяться при встречах всем нужным себе людям, которые ей были незнакомы:

«...Поклонись же, тебе говорю! — ворчал он настойчиво. — Голова у тебя не отвалится».

Аня кланялась, и голова у нее в самом деле не отваливалась, но было мучительно. Она делала все, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее как последнюю дурочку. Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества*.

Весьма обременительны оказались и супружеские обязаннос­ти: «... Она боялась сказать что-нибудь против и натянуто улыба­лась и выражала притворное удовольствие, когда ее грубо ласка­ли и оскверняли объятиями, наводившими на нее ужас».

При перемене обстоятельств в благоприятную сторону эта линия онтогенеза легко меняется на ничем не обреме­ненное паразитическое существование. Получив на балу большой успех у сильных мира сего и поставив тем самым мужа в зависимое от себя положение, героиня чеховского рассказа резко изменила отношения с ним:

«После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в

спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро... Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексе-ича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требо­вала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.», или; «немедленно уплатить 100 р.».

Совершенно перестала ее интересовать и нищенская жизнь отца и малолетних братьев. «А Аня все каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала и все реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг».

Отсутствие у представителей характеризуемых линий онтогенеза самоопределения как такового, четких жизнен­ных планов, а также способности к полноценной трудовой или учебной деятельности обусловливает и отсутствие же­лания получить образование, овладеть какой-либо профес­сией. При необходимости прохождения службы в армии они обычно сравнительно легко приспосабливаются к неустав­ным отношениям, являясь послушными исполнителями указаний «дедов».

Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направлен­ностью личности (сложным и трудным жизненным ми­ром), в отличие от рассмотренных выше характеризуются достаточно сформированной иерархической системой цен­ностей и, соответственно, доминированием тех или иных эгоистических мотивов..

Одна из этих линий соответствует престижной мотива­ции. Жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства (если считается, что к этому есть предпосылки), получить пре­стижную профессию и т.п. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей родителей, а также собственных склонностей и способно­стей выбираются наиболее перспективная с точки зрения поставленных целей профессия и соответствующий вуз. Главным принципом выбора обычно становится поиск оптимального сочетания по параметрам: значимость жиз­ненных целей — их достижимость.

Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержено влиянию конъюнктуры, моды, дру­гих внешних условий и обстоятельств. Самыми престижны­ми и модными у нас в разное время становились те или иные технические вузы и факультеты (авиационный, фи-

зико-технический, инженерно-физический и др.), гума­нитарные (исторический, психологический, иностранных языков и др.), естественные (физические, математичес­кие, геологические, химические) и т.д. Всегда были пре­стижны и популярны МГИМО, юридические факульте­ты, театральные и литературный вузы, факультет журна­листики. В настоящее время лидируют экономические и экономико-управленческие вузы и факультеты, школы бизнеса и т.п.

При престижной мотивации встречается еще один путь достижения жизненной цели: брак с человеком, обладаю­щим известностью и влиянием в соответствующей области. Такие браки имеют место, например, в артистической сре­де: молодые девушки, выходя замуж за известных актеров, режиссеров, артистов эстрады, рассчитывают с их помо­щью сами добиться успеха. Известны аналогичные случаи и в научной среде.

В данной линии онтогенеза, как и во всех других лини­ях с эгоистической направленностью личности, могут иметь место и сущностные мотивы, в том числе весьма значимые. У пушкинского Сальери (речь идет о литера­турном персонаже, а не исторической личности) любовь к музыке с детства была очень значимой сущностной свя­зью с миром:

Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался — слезы Невольные и сладкие текли.

В то же время любовь к музыке сочеталась у него с еще более сильной престижной мотивацией, что предопреде­лило общую эгоистическую направленность личности. Упо­миная свои первые юношеские творения, Сальери уже со­относит их с будущей славой: «Я стал творить, но в тиши­не, но в тайне, не смея помышлять еще о славе». Венцом усилий для него выступает именно слава:

Усильным, напряженным постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава

Мне улыбнулась...

Доминирование престижной мотивации, отсутствие общей ориентации на духовно-нравственные ценности и предопределили нравственную несостоятельность этого пушкинского персонажа: главным для него оказалась все-

таки не музыка, воплощенная в своем высшем проявле­нии в Моцарте, а ущемленное самолюбие, собственный престиж.

Другой вариант эгоистической направленности личнос­ти связан с мотивами власти, доминантности. В зависимо­сти от особенностей характера, конкретных интересов, учебной и физической подготовки, а также возможностей родителей способствовать выбираемой карьере молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры, выбирают те или иные военные училища, службу в специальных войс­ках (ВДВ, морская пехота и др.) или в милиции (ОМОН, спецназ) и т.п. В советское время они составляли значи­тельную часть слушателей учебных заведений по подготов­ке руководящих партийных кадров (высшие комсомольс­кие и партийные школы), активно продвигались по линии партийной, комсомольской или профсоюзной работы.

Еще одним распространенным вариантом линий онто­генеза, связанных с эгоистической направленностью лич­ности, является преимущественная ориентация на мате­риальную сторону жизни: от обычного материального дос­татка, комфортных бытовых условий до стремления к обо­гащению и накоплению материальных ценностей. Эти мо­тивы в той или иной степени присущи и другим вариантам эгоистической направленности личности, а мотив матери­ального достатка — вообще большинству людей. Здесь же они доминируют и играют решающую роль в выборе жиз­ненного пути.

Мотив- материального благополучия как один из вари­антов эгоистической направленности личности следует от­личать от гедонистической установки, сопряженной с ме­ханизмом терпения. Прежде всего здесь речь идет о слож­ном жизненном мире, который представлен иерархически построенной системой различных мотивов. В этой системе материальный достаток — главный, но не единственный мотив. Он обычно сочетается с мотивами самоуважения и престижа, обеспечения будущей семьи и т.д. Кроме того, в этом случае имеет место самоопределение, выбор конк­ретного жизненного пути с конкретными планами на бу­дущее, чего нет при гедонистической направленности лич­ности. Даже осуществляя ту или иную деятельность по реа­лизации мотива удовольствий и развлечений, ее носители живут заботами лишь ближайшего будущего, фактически — настоящего.

Выше мы отмечали, что мотив хорошего заработка при профессиональном самоопределении особенно актуален r настоящее время, в условиях резкого снижения общего уровня жизни. Многие юноши и девушки предпочитают продолжению учебы поиск хорошо оплачиваемой работы, не требующей специального образования и длительного обучения. Многие идут в коммерческие структуры либо пытаются организовать собственный бизнес. У части из них доминируют мотивы обогащения.

Мотив богатства никогда не встречается в чистом виде. Деньги, как и другие материальные ценности, являются выражением могущества и власти. Если это реальная власть, реализуемая в соответствующей деятельности, то мотив богатства становится одним из проявлени-й мотива власти. Однако иногда богатство выступает лишь как источник потенциальной власти и тогда фактически представляет со­бой ценность само по себе.

Вспомним героя пушкинского «Скупого рыцаря». Сидя в тайном подвале над сундуками с золотом, он испытыва­ет ощущение своего могущества:

Что-не подвластно мне? Как некий демон Отселе править миром я могу; Лишь захочу — воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится, И добродетель, и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды.

Реальные же отношения барона и его денег предстают в словах жалующегося на него сына:

О, мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ; и сам им служит. И как же служит? Как алжирский раб, Как пес цепной. В нетопленной конуре Живет, пьет воду, ест сухие корки, Всю ночь не спит, все бегает да лает. А золото спокойно в сундуках Лежит себе...

Один из путей реализации мотивов материального бла­гополучия и обогащения — вступление в выгодный брак. В отличие от аналогичного случая при гедонистической ус­тановке здесь, как отмечалось выше* помимо доминирую­щего (связанного с материальной-стороной жизни) имеют место и другие мотивы, а также четко намеченный

неннып план. У девушек, например, кроме престижной мотивации и других эгоистических мотивов это может быть мотив создания благополучной семьи.

Духовно-нравственная и сущностная направленность лич­ности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира) предполагают в юности поиск призва­ния, выбор профессии, наиболее отвечающей склоннос­тям. Даже в том случае, когда главной целью в жизни явля­ется создание счастливой семьи, вуз или место работы никогда не выбираются по принципу близости от дома или по каким-либо иным соображениям, не связанным с ин­тересом к самой профессии. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью. Известны случаи, когда аби­туриенты при большом конкурсном отборе поступали в вы­бранный вуз с пятой — седьмой попытки.

Вместе с тем и при этих линиях онтогенеза выбор про­фессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленно­сти личности. Здесь он не зависит от моды и конъюнктуры, других внешних обстоятельств, облегчен, как отмечалось выше, широтой круга интересов. Однако это далеко не все­гда гарантирует оптимальный вариант выбора. Можно ска­зать, что выбор при многих вариантах будет соответство­вать склонностям и интересам. Но будет ли он тем самым выбором, что отвечает предназначению человека, той его «сказкой», которую «необходимо постигнуть» (М.М. При­швин), зависит от очень многих, часто случайных причин.

Даже при линиях онтогенеза, связанных с духовно-нрав­ственной и сущностной направленностью личности, не все потенциальные сущностные стороны человека открывают­ся ему к моменту выбора жизненного пути. Иногда оконча­тельный выбор делается позже, уже за порогом юности, нередко же своя истинная «сказка» так и не постигается. В любом случае профессиональное самоопределение явля­ется очень трудной задачей.

В предыдущей главе мы приводили отрывок из дневни­ковой записи 18-летнего Л. Толстого, где он на ближай­шие два года ставил цели изучить юридические науки, медицину, иностранные языки, сельское хозяйство, ис­торию, географию, статистику, математику, естествен­ные науки, а также написать диссертацию, достичь «сред­ней степени совершенства в музыке и живописи» и т.д. Подробная программа самосовершенствования включала

различные аспекты духовно-нравственного и интеллекту­ального развития,

В последующие 5 лет (19—23-й годы жизни) продолжался трудный процесс самоопределения. Большинство из постав­ленных целей оказались неосуществленными; не был закон­чен Казанский университет, где Толстой, проучился 3 года. Первые упоминания о литературных замыслах и занятиях описаньем» появляются в дневниковых записях конца 1850 г. (на 23-м году жизни). 1852 г. можно считать годом окончатель­ного профессионального самоопределения: опубликовано первое литературное произведение, повесть «Детство».

Непросто шло и личностное самоопределение. В днев­никах этого периода отражена сложность внутреннего жиз­ненного мира будущего писателя, постоян-ная борьба сущ­ностных и несущностных мотивов.

«17 июня [1850]... Зиму третьего года я жил в Москве, жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели; и жил так не потому, что, как говорят многие, в Москве все так живут, а просто потому, что такого рода жизнь мне нравилась...»

«1850. 8 декабря... Пустившись в жизнь разгульную, я заметил, что люди, стоявшие ниже меня во всем, в этой сфере были го­раздо выше меня; мне стало больно, и я убедился, что это не мое назначение».

«29 декабря [1850]. Живу совершенно скотски; хотя и не совсем беспутно, занятия свои почти все оставил и духом очень упал».

*28 февраля [1851]. Много пропустил я времени. Сначала зав­лекся удовольствиями светскими, потом опять стало в душе пус­то; и от занятий отстал, то есть от занятий, имеющих предметом свою собственную личность. Мучало меня долго то, что нет у меня ни одной задушевной мысли или чувства, которое бы обус­ловливало все направление жизни...»

«8 марта [1851]... Смотрелся часто в зеркало. Это глупое, физи­ческое себялюбие, из которого кроме дурного и смешного ниче­го выйти не может... Хотел Кобылину дать о себе настоящее мне­ние (мелочное тщеславие)...»

«13 марта [1851]... Дома ленился выписывать. С Иславиным лда- тел себя выказать, то же и у Беер...»

«20 марта [1851]... Две главные страсти, которые я в себе заме­тил, это страсть к игре и тщеславие, которое тем более опасно, что принимает бесчисленное множество различных форм, как-то: желание выказать, необдуманность, рассеянность и т.д....

Приехал я в Москву с тремя целями. 1) Играть. 2) Жениться. 3) По­лучить место. Первое скверно и низко, и я, слава богу, осмотрев положение своих дел и отрешившись от предрассудков, решился по­править и привести в порядок дела продажею части имения. Второе,

благодаря умным советам брата Николеньки, оставил до тех пор, пока принудит к тому или любовь или рассудок, или даже судьба... Последнее невозможно до двух лет службы в губернии, да и по прав­де, хотя и хочется, но хочется много других вещей несовместиых...

Много слабостей имел я в это время. Главное, мало обращал внимания на правила нравственные, завлекаясь правилами, нуж­ными для успеха...»

«Много других вещей», «несовместных» со службой чи­новника, примат «правил нравственных» над «правилами, нужными для успеха» и определили после периода труд­ных поисков жизненный путь будущего классика мировой литературы.,

Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последую­щую -жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Мно­гие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пыта­ясь решить проблему самоопределения методом проб и оши­бок. Несмотря на то что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в пре­дыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняет­ся и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучи­тельных поисков. Окончательное самоопределение, позво­ляющее начать утверждать себя в жизни, и является цент­ральным-возрастным новообразованием юности.

 

ГЛАВНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ

Любовь и семья. Молодость часто называют возрастом,любви,'Для нее характерно оптимальное сочетание психо­логических, физиологических, социальных и других фак­торов, благоприятствующих выбору спутника жизни и со­зданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наи­большей половой активности, время, когда организм жен­щины лучше всего приспособлен к рождению первого ре­бенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают

друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

^Конечно., любовь между мужчиной и женщиной свой­ственна не только молодости.? Слова Пушкина «Любви все возрасты покорны», безусловно, справедливы. Но моло­дость с полным основанием можно считать возрастом, сен-зитивным к созданию семьи. После 30 лет первые браки заключаются чрезвычайно редко. Социологические иссле­дования показывают, что люди, не создавшие семьи до 28—30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, ста­новятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, всту­пает в новый этап своего жизненного устройства. Одновре­менно он удовлетворяет одну из своих главных потребнос­тей (для многих — главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С по­явлением ребенка родители уже не просто женщина и муж­чина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими се­мья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения чело­веческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу че­ловека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сто­рон социальной ситуации развития в молодости. Соответ­ствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

Несмотря на сензитивность молодости к созданию се­мьи и все сопутствующие данному возрасту благоприят­ные факторы, задача выбора спутника жизни далеко не всегда решается успешно. Статистика разводов, совершае­мых в молодости же, очень красноречива — более 50%. К

этому нужно добавить, что многие семьи, созданные в мо­лодости, распадаются в период зрелости, а многие, не­смотря на взаимную неудовлетворенность супружескими отношениями, сохраняются до конца жизни. Каковы ос­новные причины неблагополучия большинства создавае­мых семей?

Пожалуй, наиболее частой формулировкой причины расторжения брака является пресловутое «не сошлись ха­рактерами». Эта формулировка настолько стандартна, что обычно в гражданском суде как серьезная не воспринима­ется. В то же время она предполагает те или иные трудности психологического порядка. Другая очень распространенная формулировка фигурирует обычно не как официальная, а скорее в качестве осмысления и объяснения для самих себя: «семейная ладья разбилась о быт».

Эти две на первый взгляд различные причины выража­ют, по сути, одно и то же: несбывшиеся надежды на гар­моничные супружеские отношения, т.е. неудачную из-за появления оказавшихся непреодолимыми трудностей по­пытку супружеской любви. Браки, заключающиеся по тому или иному расчету, «не по любви», как правило, не рас­торгаются по этим причинам.

Но если семейная жизнь, как это бывает в большинстве случаев, начинается «по любви», как могут любящие друг друга супруги не сойтись характерами или не выдержать бытовых неурядиц? Ведь любовь — сущностная связь с миром, а значит, внутри этой единицы жизни ни сложно­сти, ни трудности не являются значимыми, не определя­ют сути отношений. Для ответа на поставленный вопрос еще раз вернемся к феномену любви и различиям между любовью и влюбленностью.

Напомним, что любовь, по-определению П. Тейяра де Шардена, «соединяет сутью». С.Л. Рубинштейн писал, что любовь направлена на раскрывающуюся в ней сущность любимого человека. Что же означает единение сутью в любви между мужчиной и женщиной?

Выше (в главе 3 раздела I) мы определили сущность человека как его способность к любви, непреходящим глу­боким интересам и увлечениям, привязанностям и т.п. Все это можно назвать различными проявлениями любви. Если иметь в виду под словом «люблю» именно сущностность отношения (а не предпочтение в еде, питье и прочих ве­щах, приносящих лишь удовольствия), можно сказать, что человек — это то, что он любит.

Сущностные отношения между людьми обычно осно­ваны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанности чаще всего воз­никают вследствие этого созвучия. С другой стороны, если сущностные связи двух людей не имеют взаимного сход­ства, между ними чрезвычайно редко бывают в полном смысле слова сущностные отношения. Они возможны при этом лишь как безусловная любовь, характерная в основ­ном для родителей.

При безуслопной родительской любви мы имеем вари­ант развития сущностного мотива вследствие осуществле­ния деятельности, побуждаемой мотивом заботы о потом­стве. Такое развитие сущностной мотивации возможно не только з отношениях родителей и детей. Вспомним разго­вор Маленького принца с розами в сказке Экзюпери:

«Маленький принц пошел взглянуть на розы... «Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто...» Розы смутились.

«Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она —• моя».

Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчему дому, родным местам, ко всему «своему». В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязаннос­ти, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира.* Суть таких отношений хорошо выражена в афоризме кубинского писателя Хосе Марти: «Наше вино терпкое, но это — наше вино».

В безусловной родительской любви дети выступают в качестве объекта, сущностность которого принимается как данность. Как и во всех перечисленных выше аналогичных связях с миром, разделенность отношений здесь дана не­посредственно (мое — значит близкое, родное) и не тре­бует объективного подтверждения. Свои, любимые сын или дочь — все равно любимые, даже если нет их ответного чувства. Гораздо реже, но встречается объективно неразде­ленная привязанность детей к родителям. Литературным

примером может служить героиня романа Диккенса «Дом-би и сын». Более обычны случаи взаимной, объективно разделенной любви между родителями и детьми, не имею­щими созвучия в сущностных связях с миром. Если же это созвучие есть, сущностные отношения между родителями и детьми становятся одними из наиболее значимых в их жизни, раскрываются во всей полноте подлинного едине­ния сутью.

В отличие от родительской любви в любви между муж­чиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Здесь единение сутью происхо­дит в первую очередь на основе созвучия, близости сущно­стных связей с миром. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объе­диняли бы обоих. Прежде всего это касается, конечно, са­мой их любви. Она должна быть не только взаимной, но и одинаково значимой, ее роль в жизни каждого из них дол­жна быть равнозначной. Иначе невозможна полная, подлин­ная разделе нность.

Выше мы отмечали, что каждая сущностная связь с миром раскрывает какую-то сторону сущности человека. Это относится, безусловно, и к любви между мужчиной и жен­щиной. В то же время любовь между мужчиной и женщи­ной означает гораздо больше, чем одна из — пусть чрезвы­чайно важных — сущностных связей с миром.

Известный русский философ B.C. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием об­ретения им своей сущностной целостности является еди­нение с предназначенной ему половиной. Мужчина и жен­щина, имея противоположность характеристик, в единстве друг с другом достигают завершенности и целостности.

Следует отметить, что представления об обязательнос­ти в любви между мужчиной и женщиной дополняющих друг друга противоположностей обычно не подтверждает­ся жизненной практикой. В счастливых парах между любя­щими гораздо чаще наблюдается сходство, а не различие. Конечно, бывает, что «крайности сходятся». Вполне веро­ятно, что это можно объяснить и взаимным дополнением противоположностей. Но.не в этом заключается главная особенность любви мужчины и женщины.

Мужчина и женщина во взаимной любви действитель­но становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завер-

шают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и жен­щиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь, целиком.

B.C. Соловьев полагал, что все другие виды любви — между родителями и детьми, братьями и сестрами, дру­жеские связи, любовь к своему делу, виду искусства и т.д. — не дают человеку возможности полностью раскрыть свою индивидуальность. Но в том-то и дело, что каждая отдель­ная любовь раскрывает определенную сторону его индиви­дуальности, а все вместе — ее в целом. Представим себе человека, у которого совсем нет этих других видов люб­ви — нет других привязанностей, нет увлечений, нет глу­боких постоянных интересов. Что тогда будет представлять собой этот человек, чем же он дополнит свою любимую, чтобы она стала более завершенной в единстве с ним?

Любовь между мужчиной °п женщиной нельзя противо­поставлять другим видам любви, поскольку она в опреде­ленном смысле синтезирует их, ее содержание определя­ется их наличием. Наш гипотетический человек, не имею­щий никаких других видов любви, был бы не в состоянии по-настоящему любить и женщину.

Ранее мы отмечали, что любви между мужчиной и жен­щиной, как и всем другим сущностным связям с миром, присущи две главные особенности: разделенность и непре-ходящесть.

Разделенность любви раскрывает каждого из любящих, делает более самим собой. Им всегда легко и просто быть вдвоем, они становятся как бы продолжением один друго­го. Став одним целым, они каждый в отдельности действи­тельно становятся более целостными, завершенными. В от­личие от B.C. Соловьева, П. Тейяр де Шарден связывает способность любви завершать человека, делать его более самим собой именно с ее сущностностью, разделенное -тью: «Любовь по той простой причине, что соединяет су­щества их сутью, способна... завершать существа как тако­вые, объединив их».

С разделенностью связана, пожалуй, самая важная для любящих функция любви — понимание. В главе 2 раздела I мы подробно останавливались на познавательной функции любви, на связи с ней процессов интуиции. Любовь дает знание объекта любви. В любви, в сущностном единении мужчина и женщина обретают знание друг друга, и это

взаимное знание рождает между любящими понимание, так необходимое каждому человеку. -

Понимание со стороны близкого тебе предполагается во всех сущностных связях с миром, в том числе не являю­щихся отношениями между людьми. Оно является ключе­вым моментом чувства разделенности и способности быть самим собой. Но если взаимность и понимание в любви к природе, своему делу, родным местам принимаются бе­зусловными, то понимание со стороны любимой женщи­ны (мужчины) целиком зависит от сущностности ответ­ного чувства. В. Франкл писал, что любовь позволяет наи­более глубоко проникнуть в личностную структуру люби­мого человека, понять его «духовное ядро».

В то же время распространено мнение, что «любовь сле­па», что она вводит в заблуждение, «ослепляет» любящего. Стендаль, например, полагал, что для любви характерна «осо­бая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкива­ется, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами». «Достаточно подумать о каком-нибудь совершенстве, чтобы увидеть его в любимом суще­стве». Этот процесс Стендаль назвал «кристаллизацией»:

«В соляных копях Зальцбурга в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спу­стя се извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами. Даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бес­численным множеством подвижных и ослепительных алмазов; пре­жнюю ветку невозможно узнать».

В этом очень красочно описанном Стендалем процессе «кристаллизации» следует различать два различных фено­мена пристрастности.

Первый феномен — особая зоркость любящего. Вспом­ним секрет Лиса, поведанный им Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не уви­дишь». Видение любящим положительных сторон личнос­ти и даже их преувеличение не есть ослепление. С.Л. Рубин­штейн отмечал, что любовь выступает как пристрастный проявитель всех хороших качеств в двояком смысле: делает их более видимыми для любящего (делает его более зор­ким) и, кроме того, вызывает их к жизни.

Согласно B.C. Соловьеву, идеализированное восприя­тие любимого человека — это не неправильное, а другое восприятие, при котором любящий видит в объекте своей любви не только то, что там есть на сегодняшний день, но и то, что там будет или по крайней мере может быть. Иде-

ализация в данном случае не противоречит знанию, зна­ние любимого человека — действительно другое, отличное от представлений о нем беспристрастных людей и, в опре­деленном смысле, более точное знание. Феномен этого более точного знания, знания того, каким может быть любимый человек, хорошо выражен словами М.М. Пришвина:

«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше

себя».

Второй феномен процесса «кристаллизации» связан именно с «ослеплением», когда, по выражению Стендаля, «действительность спешит придать себе форму, соответству­ющую желаниям». Здесь пристрастность не делает человека более зорким, не приводит его к более точному знанию объекта своих чувств, а, наоборот, вводит в заблуждение, воплощает в воображении несуществующие в настоящем и невозможные в будущем идеальные качества. Идеализация выступает не как проявление, открытие потенциальных возможностей другого человека, а как самообман.

Этот феномен имеет место тогда, когда нет «единения сутью», когда чувства, направленные на другого человека, целиком определяются лишь их субъектом — его собствен­ными личностными особенностями, идеалами, ожидани­ями. В таких случаях, в случаях отсутствия главного призна­ка любви — «единения сутью» — правомерно, как мы от­мечали выше, говорить не о любви, а о влюбленности.

Влюбленности свойственно бурное, интенсивное про­явление чувства. С этим обстоятельством во многом связа­но наделение объекта желаемыми для влюбленного иде­альными чертами. Любовь тоже обычно начинается бурным «половодьем» чувства, что позволяет говорить о влюблен­ности и как о первоначальной фазе собственно любви.

Субъективно, в аспекте феноменологии переживания чувства, влюбленность достаточно близка любви. Этому способствует отмеченный в предыдущей главе механизм веры — актуализация ощущения «единения сутью» с объек­том, который наделяется желаемыми качествами. Тем не менее и в этом плане между любовью и влюбленностью существуют очень важные принципиальные различия. Ме­ханизм веры не может дать знания; оно появляется только тогда, когда есть действительное единение сутью. Даже при взаимной влюбленности (не говоря уже о безответном чув­стве) отсутствие «единения сутью» не позволяет прийти к знанию, а значит, и к пониманию друг друга. Сама взаим-

ность при обоюдной влюбленности оказывается, таким образом, неполной. А главное, отсутствие полного пони­мания означает невозможность до конца раскрыться, быть до конца самими собой в отношениях друг с другом.

Отсутствие «единения сутью» и обусловленного им зна­ния определяет еще одно существенное, отличие влюблен­ности от истинной любви. Важнейшим свойством любви между мужчиной и женщиной, как и всех других сущност­ных отношений, является непреходящесть. Непреходящесть своей любви осознается любящими, дана им как непос­редственное знание. Это знание является очень важной ха­рактеристикой субъективного переживания чувства любви. Непосредственное знание не преходя шести своей любви вместе с ощущением полной разделенное™, понимания со стороны любимого чедовека, до конца "раскрывают лю­бовь, делают ее полноценной и завершенной.

При влюбленности нет непосредственного знания не-преходящести чувства, и этот дефицит вынужденно вос­полняется верой. Но у веры совсем другая феноменология, поэтому указанный дефицит также сказывается на полно­те и завершенности чувства.

Ранее (глава 3 раздела I) мы подчеркивали, что непре­ходящесть всех проявлений любви, в том числе любви между мужчиной и женщиной, обусловлена их сущностностью. Ведь сущность по определению неизменна; возникнув, рас­крывшись, каждая сторона сущности человека остается с ним навсегда. Ведь человек — это то, что он любит, его сущностные связи с миром не могут быть преходящими. Напомним, что и в том случае, когда те или иные сущно­стные мотивы в силу, например, физической невозмож­ности их реализации, перестают быть предметом внешней деятельности, они все равно продолжают участвовать в структуре сущности.

Даже утрата (уход из жизни) любимого человека не спо­собна перечеркнуть связанную с ним сторону сущности любящего. Она продолжает жить в нем, оставаясь очень зна­чимой частью его самого. Она остается частью его самого и в том случае, если спустя время будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это будет уже другая сторона, другая часть его сущ­ности.

Есть еще один важный момент, который нельзя обойти в характеристике природы любви. В отношениях между муж­чиной и женщиной, как и вообще в отношениях между

людьми, нередко присутствует ревность. Н.В. Самоукина приводит отрывок из интервью с известной актрисой Т. Мат каровой:

— Вы, наверное, часто влюблялись?

— Ну, конечно, как всякая женщина.

— Герасимов Вас ревновал?

— Наверное. Я тоже его ревновала. Подлинная любовь не мог­ла быть без этого.

Здесь выражена очень распространенная точка зрения: ревность — признак подлинности любви («ревнует, значит любит»). Вместе с тем ревность обычно признается нега­тивным явлением, сильно осложняющим отношения.

Всегда ли в отношениях мужчины и женщины бывает ревность? Нет, вопреки приведенной выше точке зрения, далеко не всегда. Очевидно, что ревности нет места там, где отношения основаны на полной разделенности, на еди­нении сутью. Единение сутью дает знание сущности объек­та и взаимности его ответного чувства. Знание же исключа­ет сомнения и подозрительность, не оставляет места рев­ности. Как справедливо подчеркивает В. Франкл, «истин­ная любовь несовместима с ревностью».

Ревность может появиться в тех случаях, когда отсут­ствует единение сутью, когда отношения нельзя назвать полностью взаимными. Она вполне может быть при обоюд­ной влюбленности, если отношения основаны лишь на страстной потребности любить. Она тем более вероятна в случае безответного чувства,, чувства невостребованного и потому еще более неполного. Наконец, ревность легко рас­цветает и там, где эротические отношения вообще не име­ют ничего общего с любовью.

Итак, ревность не является обязательным атрибутом в эротических отношениях. Если мужчину и женщину объ­единяет любовь, она исключена, во всех остальных случа­ях вероятна, но не обязательна. Выше (глава 3 раздела I) мы отмечали, что ревность особенно характерна при де­монстративной и возбудимой (эпилептоидной) тенденци­ях характера, причем независимо от своего собственного:отношения к эротическому партнеру. У эпилептоидов она выступает как одно из проявлений чувства собственности, распространяемого ими и на отношения с людьми.

Таким образом, все главные особенности любви между мужчиной и женщиной вытекают из ее сущностного ха­рактера. Любовь по природе своей может быть только раз­деленной, она завершает человека, делает его более цело-

стным, более самим собой, она дает ему чувство понима­ния со стороны любимого (любимой), она непреходяща, вечна, ей чужда ревность.

Эти свойства любви исключают крах основанных на ней семейных отношений по указанным выше наиболее часто называемым причинам. Ни проблемы, связанные с разли­чиями в характерах, ни тем более неурядицы быта не в состоянии разрушить отношения, соединяющие любящих сутью. К такому же выводу приводит и библейское пони­мание любви, изложенное в Новом завете: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет сво­его, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправ­де, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, все­го надеется, все переносит».

Несостоявшиеся семейные отношения, начинавшиеся «по любви», — это результат влюбленности, принимав­шейся за любовь, но не ставшей таковою. Там, где семей­ные отношения не основаны на сущностном единении суп­ругов, во всей полноте проявляются трудности в этих от­ношениях: становятся очень значимыми все негативные черты характера партнера, вообще может принять негатив­ную окраску в нем все, что не свойственно своему соб­ственному характеру, появляется отчужденность, во весь голос заявляют о себе проблемы быта, все более осложня­ются отношения.

В этих условиях раньше или позже обнаруживается не­состоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Предотвратить распад семьи обычно может только высокая ответственность обоих супругов за судьбу появившихся детей.

В чем же причина этого распространенного явления, почему так часто семьи создаются на основе не любви, а преходящей влюбленности? Ведь те люди, что расстаются совершенно чуждыми, нередко даже враждебными друг дру­гу, зачастую первоначально испытывали сильное взаим­ное влечение, страсть, причем не только чувственную — как раз то, что обычно называют взаимной любовью.

Э. Фромм указывает на одну из причин этих сильных взаимных чувств — страстное стремление человека пре­одолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира. По-видимому, можно говорить и о более общей причи­не, не обязательно связанной с одиночеством, — о стрем-

■Х1А

-лении реализовать свою потребность любить, которая в молодости проявляется особенно сильно. Нередко будучи в этом возрасте доминантной, эта потребность реализует­ся вне зависимости от того, насколько соответствует дан­ному человеку выбранный им объект любви. И уже по­том, по мере узнавания друг друга, обнаруживается слу­чайность выбора, несоответствие сущностных характери­стик супругов.

Проходящая со временем влюбленность — это вынуж­денная, ложная реализация потребности в любви к жен­щине (мужчине). Ее вынужденность, ошибочность адрес­ности, имеет не только те социальные причины, на кото­рые указывает Э. Фромм: тотальную коммерциализацию общественного и индивидуального сознания, примат ма­териальных ценностей над духовными. Очевидна и более глубинная причина — современное развитие общества еще не дает возможности большинству людей развить индиви­дуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потреб­ность стать самим собой. Отсюда и неразвитость отноше­ний между мужчиной и женщиной, случайность выбора, ведущая к угасанию влюбленности, к феномену несосто­явшейся любви.

Выше мы отмечали, что для гармонии в семейных от­ношениях большое значение имеет одинаковая значимость любви в жизни супругов, созвучность их отношения к ней. Для большинства людей любовь между мужчиной и жен­щиной является чрезвычайно важным, решающим факто­ром создания семьи. В связи с этим проблемы любви обыч­но считаются центральными в проблеме семьи в целом.

В то же время надо иметь в виду, что как отношение к любви, так и сама любовь для разных людей различны. Л. Толстой устами Анны Карениной замечает: «Сколько го­лов, столько и родов любви». Любовь каждого конкретного человека уникальна, зависит от его индивидуальности. Каж­дый любит так, как может, в соответствии с особенностя­ми и степенью развитости своей сущности. Любовь конк­ретного человека не может быть более или менее сильной либо глубокой, она всегда исчерпывающа для него, реали­зует весь потенциал его отношения к ней и той роли, что она занимает в его жизни.

В этом многообразии «родов любви» в качестве одной из крайностей встречаются случаи, когда человек вообще не способен к полноценным, включающим духовную близость эротическим отношениям. Это бывает, в частности, по

аричине общей неразвитости духовной сферы, что обычно при гедонистической направленности личности. Но бывает и так, что неспособность к полноценной эротической любви сочетается с общей развитостью эмоционально-мотиваци-онной сферы. Например, женщина может быть любящей матерью, иметь близких подруг, обладать развитой спо­собностью к чувству общности в различных группах, иметь много увлечений и тем не менее быть неспособной к глу­бокой духовной связи в отношениях с мужчиной. Послед­ний интересует ее в основном как носитель определенных функций, прежде всего как производитель и обеспечиваю­щий материальную сторону жизни.

Аналогичным образом некоторые мужчины, имея раз­нообразные жизненные интересы, в том числе сущност­ные мотивы, видят в женщине главным образом средство продолжения рода, обеспечение удобного уклада жизни (если она посвящает себя в основном семье), либо источ­ник чувственных удовольствий.

Как же быть тем, у кого, нет потребности в любви, но есть потребность создать семью и иметь детей? В таких слу­чаях, как нам представляется, условием благополучия се­мьи является тот же общий принцип: семья должна завер­шать человека, делать его более самим собой. Если каждый из супругов получает от семьи то, что ему необходимо по­лучить, если он чувствует себя в ней более самим собой, значит, их семейный союз не случаен. Супруги должны со­ответствовать друг другу, взаимно удовлетворять свои потребности в отношении брака и семьи. Они могут быть очень похожи друг на друга, близки во всем, могут быть и во многом противоположны. Но если они взаимно удов­летворяют друг друга, если оба в семье больше раскрыва­ются, получают возможность стать более самими собой, их отношения стабильны и прочны.

Большинство людей, как отмечалось, связывают ста­бильность семьи с отношениями взаимной супружеской любви, имея в виду прежде всего духовную близость. Одна-, ко существует мнение, что основа устойчивости семьи rm гармония в сексуальных отношениях. Надо сразу сказать, что эта точка зрения не подтверждается практикой: практи­ческие психологи, занимаюшиеся семейным консультиро­ванием, нередко отмечают распад семей и при полной сек­суальной гармонии супругов.

Сексуальная гармония не может быть гарантией стабиль­ности семьи по той простой причине, что все потребное

ти, подконтрольные принципу удовольствия (в том числе все биологические потребности, к которым относятся и сексуальные), подвержены пресыщению и привыканию. Н.В. Самоукина отмечает, что при физической близости может возникнуть сексуальная зависимость, «которая свя­зывает людей на какой-то период даже тогда, когда они психологически не подходят друг другу». Но она проходит, и кроме секса людей ничего не связывает. «А разве это пло­хо?» — воскликнет современный читатель. Отвечаю: «Не плохо. Только... не надо создавать семью и рожать ребенка». Действительно, пройдет активный секс, вы привыкнете друг к другу, радость новых прикосновений пройдет, и вы разойдетесь. Й как следствие — развод, мать-одиночка, ребенок без отца».

Уровень развития психики человека определяет доми­нирование в его жизни психологического, а не физиоло­гического начала. А.В. Толстых обращает внимание на то, что «так называемый психологический пол сильнее пола: физиологического, то есть можно с помощью медицины изменить свой физиологический пол в соответствии с са­моощущением (кем вы себя считаете — мужчиной или женщиной?), и практически невозможно поменять само это самоощущение».

Появляющиеся публикации о транссексуалах свидетель­ствуют о том, что они в своей первоначальной половой принадлежности люди совершенно нормальные с точки зрения физиологии. К смене.пола их побуждают чисто пси хологические причины. Эти факты, так же как практика семейного консультирования, убедительно показывают, что сексуальная гармония не может быть гарантией благополу чия семьи.

В то же время сексопатологи утверждают, что практи чески нет таких проблем в сексуальных отношениях супру гов, которые нельзя было бы преодолеть при обоюдном желании. Определяющая роль в судьбе брака принадлежит не физиологическим, а психологическим факторам. Даже если молодые супруги быстро разводятся по причине сек суальных затруднений, это свидетельствует лишь о том, что ничто существенное их не объединяло.

Профессиональная деятельность., Специфика молодое-,_.. как возрастного этапа не исчерпывается выбором спут >ника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социаль ной ситуации развития в этот период — овладение выбран ной профессией. Напомним, что в юности происходит лич

Т77

ностное и профессиональное самоопределение, выбор жиз­ненного пути. В молодости человек утверждает себя в вы­бранном деле, обретает профессиональное мастерство. В мо­лодости завершается профессиональная подготовка, сроки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены* А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдер­живает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специ­альные личностные и функциональные качества (органи­заторские способности, инициативность, мужество и на­ходчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).

При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. Нередко именно в молодости они при­ходят к наиболее интересным новым идеям, которые ус­пешно развивают в дальнейшем. Во всех видах искусства признание новых талантов тоже в основном происходит в молодости. Люди, выбравшие инженерно-техническую де­ятельность, также уже в молодости проявляют себя спо­собными организаторами производства, высококвалифи­цированными специалистами-технологами, конструктора­ми и т.д. Наиболее талантливые из них в молодые годы становятся руководителями производственных коллективов или главными специалистами предприятий по соответству­ющим направлениям.

Не составляют исключения и те, кто выбрал рабочие профессии. Если выбор сделан не случайно, уже в молодо­сти рабочий становится мастером в своем деле и получает заслуженное признание в производственном коллективе. Как и при других вариантах удачного профессионального само­определения, вместе с мастерством обретается чувство про­фессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости. Особенно благотворно развитие по этой линии идет, конечно, в том случае, ког­да выбранная профессия соответствует призванию, стано­вится сущностной связью с миром

Знакомый нам молодой человек работает столяром-крас­нодеревщиком. Все, что ни делает, делает с душой — и на мебельном комбинате, и для себя, и по личным заказам, на которые у него очередь. Работа для него всегда в ра­дость, старается никому не отказать. Несмотря на то что его изделия имеют успех, больших цен не заламывает, на­против, готов уступить, если видит, что клиент не очень состоятельный. И на производстве, и среди клиентов и зна­комых пользуется уважением: ему еще нет 25, но все зовут его по имени-отчеству. В нем ценят не только мастера-про­фессионала, но и личность.

Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализует­ся, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профес­сиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно счи­тать семейные отношения и чувство профессиональной ком­петентности.

Дружба. Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мне­нию многих психологов, дружба в этот период, как и лю­бовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предпола­гает ту или иную духовную близость. Согласно Словарю русского языка СИ. Ожегова, дружба — это «близкие от­ношения, основанные на взаимном доверии, привязанно­сти, общности интересов». В словаре «Психология» (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского) дружба определяет­ся как «вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников...»

Мы будем понимать под дружбой вид сущностных отно­шений^ в которых имеет место единение сутью по крайней мере по какой-то одной общей для их участников сущност­ной стороне жизни. Соответственно этому любовь между мужчиной и женщиной, характеристика которой дана выше, включает в себя дружбу между ними. Любовь обычно высту­пает как более полная сущностная связь с миром, она за­вершает всю целостность личности, делает человека более самим собой в целом. В отдельных случаях, при единении сутью по целому ряду сторон жизни, дружба может быть в этом отношении близка любви. В общем же случае в дружбе человек раскрывается и становится самим собой в рамках одной либо нескольких значимых для него «единиц» жизни.

И.С. Кон, обсуждая вопросы возникновения дружбы, отмечает, что питательной средой для нее являются това­рищеские отношения, складывающиеся в совместной дея­тельности. С одной стороны, возникающее чувство группо­вой солидарности, сопричастности к целому (идентифи­кация с коллективом) невозможно без взаимной поддер­жки и заботы. «Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах...» Роль совместной деятельности в появлении дружбы установле­на многими социально-психологически ми эксперименталь­ными исследованиями,

С другой стороны, для дружбы, помимо созвучия в той или иной значимой «единице» жизни, имеет значение и общее сходство. Чаще всего у друзей близкий возраст, со­циальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возни­кает между лицами одного пола. Характерность для дружбы общего сходства ее участников тоже подтверждается мно­гочисленными экспериментальными данными.

Наряду с этим довольно обычны дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста, чаще всего с представителями поколения отцов или дедов. Они склады­ваются, как правило, также в совместной деятельности, прежде всего производственной. И здесь, как и в других ви­дах дружбы, решающее значение принадлежит созвучию в тех или иных сторонах жизни. Следует отметить, что дружба с представителями старших поколений более характерна для тех молодых людей, у которых не было соответствующих отношений в семье, например, для выросших в неполных семьях либо при дефиците внимания со стороны родителей. Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественно­сти ее появления. Дружба, как и любовь, не возникает по желанию, она есть результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Нельзя замыслить, нельзя выбрать близкого человека, можно лишь встретить его, открыть для себя его близость Именно об этом писал М.М. При­швин, подчеркивая необходимость «родственного внима^ ния» «Быть мудрым — это значит прежде всего быть вни­мательным к душе близкого человека. На вопрос же, кто этот близкий, — ответ такой: в каждом человеке родствен­ное внимание стремится, открыть близкого, кого оно от­кроет, тот и есть близкий»




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.034 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав