Читайте также:
|
|
Научные революции- это перестройка оснований в науке. Перестройка исследовательских стратегий задается основаниями науки. Главными компонентами основания науки являются идеалы, нормы и методы.
Кардинально меняется вся исследовательская стратегия, представления о целях научной деятельности и способах их достижения, меняется научная картина мира, философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования. Перестраивается в основаниях науки 1. Возникают проблемы, неразрешимые в рамках данной научной дисциплины. Речь идет о внутридисциплинарных механизмах научных революций. Научное сообщество сталкивается с новыми типами объектов, которые не вписываются в существующую картину мира и их познание требует новых познавательных средств, что ведет к пересмотру оснований науки. 2. Научные революции возможны благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую. Дело доходит до открытия явлений и законов, которые до этой «парадигмальной прививки» не попадали в сферу научного поиска.
Различают две разновидности научных революций. 1-я состоит в том, что идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира перестраивается. 2-я одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания. Первая научная революция сопровождалась перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. 2-я – способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период 1-й научной революции. 3-я и 4-я – привели к пересмотру всех указанных выше компонентов основания классической науки.
Главным условием появления идеи научной революции является признание историчности разума историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности.
Философия ХУП-ХУШ вв. рассматривала разум как неисторическую, самотождественную способность человека как такового. Принципы и нормы разумных рассуждений признавались постоянными для любого исторического времени.
Свою задачу философы видели «очистить» разум от субъективных наслоений (идолов по Ф. Бэкону), искажавших чистоту истинного знания. И. Кант в конце XVIII в. показал, что предмет знания задан априорными (доопытными) данными чувственности и рассудка познающего субъекта. Но придерживался представления о внеисториче-ском характере разума. В качестве субъекта познания в философии Канта фигурировал внеисторический трансцендентальный субъ-ект.Лишь в XIX в. представление о внеисторичности разума было поставлено под сомнение. Немецкие философы (особенно Гегель) заменили кантовское понятие потустороннего субъекта историческим субъектом познания.
В середине XX в. возникло целое направление – социология познания. Это-изучение социальной детерминации, социальной обусловленности познания и знание форм познания, типов мышления, характерных для определенных исторических эпох. Кроме этого в конце Х1Х-начале XX в. возникает иррационализм как философское течение.
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |