Читайте также:
|
|
Обсессии при разных неврозах сопровождаются тяжелым аффективным самочувствием (состоянием), определяющимся слабостью перед ними. Часто пациенты не понимают, от чего им труднее: от навязчивых мышлений или от волнений беспомощности во время одоления этих мышлений.
Формы проявления болезни
А. В. Снежневский (1983) навязчивые явления делит на следующие формы: образные, чувствительные (часто крайне тяжелым содержанием) и отвлеченные (безразличные по своему содержанию). К образной форме относятся навязчивые воспоминания, кощунственные мысли (контрастные представления), навязчивые сомнения, навязчивые опаски невозможность выполнения первичных действий и др., к отвлеченной — навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, фамилий, определений, бесплодное навязчивый-счет, мудрствование («умственная жвачка») и др.
Навязчивые состояния разделяют на моторной (компульсии) сферах, эмоциональной (фобии) и навязчивости в интеллектуальной. Это разделение можно считать условным, так как в той или иной степени в каждом навязчивом явлении содержатся и движения, и страхи, и навязчивые мысли, тесно взаимосвязанные. Примером этому могут послужить пациенты, страдающие тяжелыми формами невроза навязчивых состояний. У таких пациентов иногда вырабатываются защитные действия (поступки) различного характера в виде так называемых ритуалов.
Навязчивые явления типа «умственной жвачки» проявляются в навязчивых сомнениях и мышлениях, сопровождающих различные занятия пациентов. Зарождаясь при выполнении различных занятий интеллектуального характера, они вынуждают пациентов вернуться к одним и тем же мыслям, много раз проверять исполненную работу, пересчитывать, перечитывать, доводя до состояния усталости, утомления.
Навязчивые сомнения иногда могут проявляться неуверенностью в верности и законченности разных действий с непрерывным стремлением проверять их выполнение. Так, больные много раз проверяют, выключен ли утюг, заперта ли дверь и т.д. В то же время настоящие (реальные) события в значительно меньшей мере притягивают их интерес.
Обсессивно-фобические нарушения
Навязчивый счет (аритмомания) иногда имеет при неврозах и самостоятельное, не зависимое значение, но все же чаще встречается в фобическом синдроме, приобретая охранительно-ритуальный характер. Например, пациент почти всегда пересчитывает какие-нибудь предметы (ступени, оконные переплеты, производит в уме счетные операции, ножки стульев и др. (обсессивно фобические расстройства)), чтобы не заболеть какой-нибудь опасной болезнью (например, раком). К отмеченным, безразличным по своему содержанию навязчивым явлениям относится также повторение в памяти разных забытых имен, дат, навязчивое припоминание названий (ономатомания).
Навязчивые воспоминания, как правило, выражаются в непреодолимо появляющемся в сознании пациента воспоминании, чаще всего относящемся к пенхотравмирующей ситуации, явившейся основанием невротического срыва, или каких-нибудь досадных событий в прошлом.
Навязчивые движения, или действия при неврозах иногда встречаться самостоятельно либо чаще входят в сложное строение фобического синдрома и выдаются в качестве ритуалов. Навязчивый характер могут иметь как легкие,простые движения (например, постукивания и др.), так и более сложные движения, действия (строгая последовательность чего-либо, например, последовательность в определенном порядке вещей на письменном столе или точно распланированный по часам день т.д.). В случаях тягостных форм неврозов, включаяневроз навязчивых состояний, пациенты не только сами делают ритуальные действия, но и вынуждают делать их и своих близких, родных.
Сложные навязчивые двигательные ритуалы часто имеют характер «очистительного», защитно-охранительного акта (например, мытье рук при мизофобиях).
Описываемые в группе навязчивых движений тики в виде стереотипно повторяющихся непроизвольных подергиваний мышц, обычно относящихся к лицевой мускулатуре, и часто встречающийся при неврозах блефароспазм могут иметь невротическое происхождение, но в ряде случаев требуют тщательной дифференциальной диагностики с органическими заболеваниями центральной нервной системы, местными гиперкинезами иного происхождения и др. При этом, по мнению многих авторов, усиление клинических проявлений гиперкинеза при эмоциональном напряжении, иногда рассматриваемое как доказательство невротической природы симптома, как правило, наблюдается и при гиперкинезах органического происхождения.
Следует отметить, что если в одних случаях больной вопреки желанию вынужден совершать определенные логически не мотивированные движения и действия, так как это приводит к успокоению, то в других случаях все усилия его направлены на то, чтобы не производить каких-либо действий.
Наряду с более частыми обсессивными явлениями в виде навязчивых действий в клинике неврозов встречаются симптомы, выражающиеся в навязчивом опасении невозможности произвести какое-либо действие. Такого рода навязчиво возникающее опасение характерно для синдромов дезавтоматизации вегетативных функций, проявляющихся в нарушениях дыхания, глотания, мочеиспускания. В последнем случае это, например, невозможность помочиться в присутствии посторонних.
Изолированные обсессии
Обсессии в изолированном виде при неврозах встречаются относительно редко. Авторы, признающие невроз навязчивых состояний в качестве самостоятельной формы, описывают обсессивные явления чаще в рамках этого невроза. Те же клиницисты, которые не выделяют невроз навязчивости, считают обсессивные симптомы достаточно типичными для больных неврастенией.
У больных с различными формами неврозов могут встречаться самые разнообразные навязчивые симптомы. Для больных неврастенией характерны навязчивые мысли ипохондрического содержания, фиксации которых могут способствовать различные неприятные соматические ощущения. В навязчивом симптомокомплексе при истериибольше демонстративности, ухода от трудностей, «бегства в болезнь», чем собственно переживаний навязчивостей. Отмечается эмоциональная насыщенность этих состояний. А. М. Свядош (1982) предлагает относить к истерическим только те навязчивости, в основе которых лежит механизм «условной приятности или желательности болезненного симптома». Навязчивые мысли при истерии встречаются значительно реже. Иногда у больных истерией наблюдаются навязчивые представления, достигающие яркости галлюцинаций (как правило, зрительные и слуховые).
Навязчивые двигательные ритуалы чаще имеют место у больных неврозом навязчивых состояний и истерией, реже — при неврастении.
В большинстве случаев обсессивные проявления в изолированном виде встречаются при психопатиях (психастенической или ананкастической), а также процессуальных заболеваниях и органических поражениях головного мозга.
Список литературы:
1. Грандо. А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, Головное издательство «Вища школа», 1982г., 168 стр.
2. Матвеев. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина», 1989г., 178 стр.
3. Шкуренко. Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г., 352 стр.
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 94 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |