Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные направления и идеи Античной философии.

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  4. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  5. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  6. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  7. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  8. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  9. III. Основные положения синтетической теории эволюции
  10. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — философия рабовладельческого общества, развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме. Как особая форма общественного сознания философия возникла, когда общество раскололось на классы. Первые философские представления появились в Древнем Египте, Китае, Индии и в других странах Древнего Востока. Высокого уровня достигла философская мысль древних в А. ф. Через всю историю А. ф. проходит борьба двух противоположных направлений — материализма и идеализма («линии Демокрита» и «линии Платона»), к-рая отражала в конечном счете борьбу между различными слоями класса рабовладельцев. Первыми древнегреческими материалистами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Их взгляды носили еще наивный характер. Первооснову мира они видели большей частью в каком-либо определенном веществе: в воде (Фалес), в воздухе (Анаксимен), в огне (Гераклит). Это представление о едином источнике, из к-рого рождаются все вещи, сочеталось у древнегреческих мыслителей со стихийной убежденностью в том, что в мире «ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает» (Энгельс). В наиболее яркой форме этот еще наивный диалектический подход к явлениям природы был выражен Гераклитом («все течет, и ничто не остается на месте», «все есть обмен противоположностей»). Дальнейшее развитие античного материализма связано с именем Демокрита, попытавшегося проникнуть в строение материи и развившего гипотезу, согласно к-рой в мире нет ничего, кроме атомов (неделимых частиц вещества) и пустоты, в к-рой движутся атомы (Атомистика). Движением атомов, их различными сочетаниями Демокрит объяснял все явления действительности, в т. ч. и духовные. Наиболее крупными представителями античного идеализма были Сократ и Платон. Последний создал развернутую систему объективного идеализма. В ее основе лежало учение о бестелесных сущностях — идеях, существующих объективно и образующих особый сверхчувственный мир. Реальный чувственный мир, но мнению Платона, лишь бледная, несовершенная копия вечного мира идей. Платоновскую теорию идей, отделявшую сущность вещей от самих вещей, подверг основательной критике крупнейший мыслитель древности Аристотель. Но Аристотель не смог полностью преодолеть платоновский идеализм и в своем учении колебался между идеализмом и материализмом. Признавая реальное существование материального мира, чувственно воспринимаемых вещей, Аристотель в то же время рассматривал материю как нечто пассивное. Лишь формам вещей он приписывал активный характер. «Формой всех форм», перводвигателем, приводящим весь мир в движение, он считал бога. Аристотель внес большой вклад в развитие диалектики (учение о многообразии форм движения, догадка о диалектической взаимосвязи возможности и действительности и т. д.). Он создал первую в истории философии систему категорий, заложил основы логики. В период начавшегося кризиса рабовладельческого общества широкое распространение в А. ф получили скептицизм, эклектика, стоицизм, откровенно мистические учения: неопифагореизм, неоплатонизм.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав