Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Предмет и основные проблемы философии

Читайте также:
  1. B. Предмет політичної економії
  2. Cпецифика русской религиозной философии
  3. D)& предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, административный арест
  4. I. Общие проблемы философии науки.
  5. I. Основные богословские положения
  6. I. Предмет этики
  7. I. ПРОБЛЕМЫ С ДЫХАНИЕМ
  8. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  9. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  10. II. Компьтер и книга: проблемы детского «нечтения».

№1

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие.
- Как устроен мир?
- Каково место человека в мире?
- Что такое сознание?
- Что есть истина?
- Что такое философия?
- В чём счастье человека?
Это мировоззренчиские вопросы и основные проблемы.
Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.
Существует три формы Мировоззрения:
1. Мироощущение: - эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.
2. Мировосприятие: - формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
3. Миропонимание: - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.
Существует три исторических типа мировоззрения — это мифологическое, религиозное, философское.
Мифологическое мировоззрение

Первой формой мировоззрения исторически считается мифология.
Мифология - (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.
Мифы — древние сказания разных народов о фантостических существах, о делах богов и героев.

Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Она появилась на самой ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как произошёл и устроен мир в целом, объяснить различные явления природы, общества в те далёкие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию.
Основные темы мифов:
космические — попытка ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы;

о происхождении людей — рождении, смерти, испытаниях;
о культурных достижениях людей — добывания огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.
Основными функциями мифом считалось, что с их помощью прошлое связывалось с будущим, обеспечивало связь поколений; закреплялись понятия ценностей, поощрялись, определённые формы поведения; искались пути разрешения противоречий, пути единения природы и общества. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.
Миф представляет собой не первоначальную форму знаний, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Миф считается как наиболее ранняя форма человеческой культуры, в которой объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.
В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всём протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и наука и жизнь вообще не властны, разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли.

Религиозное мировоззрение.
Религия — это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире.
Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий:
1. Буддизм (В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории);
2. Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм;
3. Ислам - образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, в Коране.

Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном искусстве, политике, обыденном сознании.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Религиозное мировоззрение более совершенно, чем мифологическое, в логическом плане. Системность, религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. Религиозность характеризуется верой в сверхъестественное - верой в чудо. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна.

Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, обосновывает и доказывает теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога.
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.

В наше время религия играет не малую роль. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.
Философское мировоззрение
Мировоззрение — понятие более широкое, чем философия. Философия — это понимание мира и человека с позиции разума и знаний.
Платон писал - «Философия — это наука о сущем как таковом». По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого, дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель).
Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца– это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды.
мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы.
В философии выделяются две сферы деятельности:
1.сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя);
2.сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).
Основные философские вопросы — это
1. что первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;
2. вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;
3. познаваем ли мир и если да, то в какой степени.
Зависимости от решения первых двух вопросов в философских учениях издавна сложилось два противоположных направления:
Материализм - первичным и определяющим является материя, вторичным и определяемым — сознание;
Идеализм - дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется на:
1. Субъективный идеализм — мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений);
2. Объективный идеализм — Мир «творит» некое объективное сознание, некий извечный «Мировой дух», абсолютная идея.
Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. Фалеса– воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь…
При ответе на вопрос познаваем ли Мир или нет, можно выделить следующие направления философии:
1. познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:
Материализм — объективный мир познаваем и это познание безгранично;
Идеализм — мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею, мировой дух».
2. познаваемого пессимизма, из которого вытекают:
агностицизм — мир полностью или частично не познаваем;
скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.
Философская мысли - есть мысль о вечном. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом.
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Главными функциями философии являются выработка общих представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

№2

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

– теорию познания;

– проблемы теории познания и творчества;

– этику;

– эстетику;

– теорию культуры;

– свою собственную историю, т. е. историю философии.

История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая функция (философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Предмет и основные проблемы философии

Поскольку философия является мировоззрением основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой).

В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.

Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.

1) бытие и человек рассматриваются в виде социально-культурных отношений. т.е. взаимоотношения человека и бытия происходит в рамках человеческого общества т.е. философия начинается там, где взаимоотношения человека и мира перестают носить чисто природный характер, появляются социальные отношения. Осознается, что человек обладает особыми свойствами - душой, сознанием. В связи с этим Маркс и Энгельс включали философию в комплекс общественно-исторических дисциплин, относящихся к обществу, а не прости к природе. Философия, по их мнению, является формой социально-исторического знания.

2) в философии бытие и человек рассматриваются в ценностно-смысловом отношении. Т.е. бытие рассматривается с точки зрения ценности его в целом и отдельных компонент не вообще (это сложно оценить объективно), а для человека.

(Основные философские вопросы — это
1. что первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;
2. вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;
3. познаваем ли мир и если да, то в какой степени.

При ответе на вопрос познаваем ли Мир или нет, можно выделить следующие направления философии:

1. познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:

Материализм — объективный мир познаваем и это познание безгранично;

Идеализм — мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею, мировой дух».

2. познаваемого пессимизма, из которого вытекают:

агностицизм — мир полностью или частично не познаваем;

скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.)

ИЗ контекста ценностно-смысловых отношений бытия и человека следует то часть философии, которая рассматривает и изучает высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Итогом такого рассмотрения может служить, например, позиция И.Канта, провозгласившего человека, человеческое счастье (благо, блаженство) высшей целью, наряду с достоинством и высоким нравственными долгом.

3) Кроме того, бытие и человек рассматриваются в плане материально-духовных отношений - т.к. как бытие и человек связаны с материей и духовностью - к какой субстанции они относятся - из чего возникают и куда попадают.

Из такого рассмотрения следует еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия.

Дискуссия по вопросу о происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии о первенстве двух основных начал:

1) духа, сознания;

2) природы, материи.

Первенство 1) отстаивает идеализм, 2) - материализм. При этом, к некоторым философам часто применяют термин дуализм - в случае, если они говорят о равноправии и необходимости 2-х начал для сотворения мира.

(Материализм - первичным и определяющим является материя, вторичным и определяемым — сознание;
Идеализм - дух первичен, материя вторична)

Вывод: Итак, поскольку философия является учением о бытии и человеке, рассматриваемых в социально-культурном, ценностно-смысловом и материально-духовных отношениях, то в ее основе лежит рассмотрение обобщенных образов бытия и его различных частей (природа, общество и человек) в их взаимодействии.

Следствием этого являются такие основные разделы философии, как:

а) онтология - учение о бытии;

б) праксиология - учение о практическом отношении мира и человека;

в) эпистемология или гносеология - учение о познании мира человеком;

г) аксиология - учение о ценностных соотношениях человека и мира;

д) логика - учение о формах мышления.

Философия выступает как универсальное теоретическое познание, которое берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

По мнению И.Канта, философ отвечает на 3 основных вопроса:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я тогу надеяться?

которые, в сущности, можно свести к единственному, 4-ому: Что есть человек?

В той или иной формулировке, такой постановкой вопроса занимались (?) многие философы.

Философия также имеет своей целью экспликацию (выявление) универсалий - выявление общих категорий, которые составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта (логика), а также философия берет на себя функцию рационализации и систематизации знания, критикует нефилософские формы мировоззрения, расшатывает устаревшие догмы.

К тому же, философия обращена и к будущему. Она обладает возможностью формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов.

Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик проблемы в современных условиях и прогностически осмысливает будущее.

№3

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

1.Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.)

2.Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)

3.Философия эллинизма

* Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)

* Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 97 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав