Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Общая характеристика философии Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай).

Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. Cпецифика русской религиозной философии
  3. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  4. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  5. I. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
  6. I. Общая дерматовенерология
  7. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  8. I. Общие проблемы философии науки.
  9. I. Этиологическая характеристика
  10. II. Всеобщая грамматика Пор-Рояля.

4. Ф-ия древних Индии и Китая.Хар-уя древневост-ую ф-ию, следует за­метить, что во-1ых, она сформировалась в усл-ях деспотичных гос-в, где чел-ая личность была поглощена внешней средой, нерав-во, жесткое кастовое деление во многом определили социально-поли­тическую и морально-этическую проблематику ф-ии. Во-2ых, большое влияние мифологии(носившей зооморфный хар-р), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности системности восточной ф-ии. В-3их, в отличие от европейской ф-ии вос­точная - автохтонна(первоначальная, исконная, коренная).Древняя Индия. Отличие древнеиндийских ф-ов: близкая связь ф-ии и религии, слабая связь с наукой, нацелена на чел-ка и гармоничное отношение чел-ка и природы. В середине между 1ым и 2ым тыс. до н.э. появляются 1ые тексты, относящиеся к ф-ии мифологического плана. Веды - основополагающие тексты(веда - знание). Они писались многие столетия. Анонимность - характерная черта восточной ф-ии. Большие блоки: Ригведы(гимны богам), Самоведы(сборник песнопений вообще), Яджурведы(заклинания), Атхарбаведы(для жертвоприношений). Интерпретация текстов вед - 1ый шаг к возникновению ф-ии. Появились соответствующие комментарии(Брахманы(правила свершения ритуалов), Упанишады(сидеть около ног учителя), Самхиты(религиозные гимны), Араньяки(книги лесных отшельников)). В рамках Упанишад зарождается сама ф-ия. Ф-ские школы в 1ое время разделяются по признаку - признают они Веды или нет. Критические школы – Адживика (натуралистически-фаталистическое учение), Буддизм(осн. Сидхартха Гаутама, 4 благородные истины: жизнь – страдание, источник страдания – желания чел-ка, прекратить страдание можно уничтожив жажду жизни, цель – достижение нирваны; 5 осн. заповедей:не убей, не укради, не лги, будь целомудрен, воздерж.от опьян.в-в; осн.положения: все вещи обусловлены, всё изменяется, нет бога, 1 жизнь творит др. этот процесс непрерывен), Джайнизм, Чарвака(Локаята)(основа познания-чувственное восприятие). Ортодоксальные - Ньяя(осн. Готама, логика, признание равноценности рационального и эмпирического познания, бог есть), Вайшешика(осн. Канада, мир состоит из след.субстанций:огонь, вода, воздух, земля, эфир, время, пр-во, душа и ум; верховная душа – бог, сотворивший мир из атомов, чел-к наделён свободной волей и сам выбирает свою судьбу), Веданта(мир- иллюзия), Миманса, Йога(осн. Патанджали, неск-ко ступеней: обуздание, культура этики, удобное положение тела при размышлении, контроль над дыханием, контроль над чувствами, правильное внимание, сосредоточенность, созерцание)(ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Веды содержат?ы и ответы на них о происхожде­нии мира, космическом порядке и т.д. Индийская ф-ая традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, к-ые позволяют составить общее представление о древ­неиндийских ф-ских учениях. Прежде всего это понятие кармы - зако­на, опред. судьбу чел-ка. Карма тесно связана с учением о сансаре(цепи перерождений сущ-в в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды раз­ных ф-их школ. Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и драхме(опред. образу жизни, жизненному пути).Древнекитайская философия, развитие к-ой приходится на середи­ну 1 тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникнове­нием индийской ф-ии. С момента своего возникновения она отлича­лась от инд-ой и западной ф-ии, т.к. опиралась только на китай­ские духовные традиции.Можно выделить 2 тенденции в ф-ской мысли Китая: мистичес­кую и материалистическую. В ходе борьбы этих 2х тенденций развивались наивно материалистические идеи о 5 первоэлементах мира(металл, дере­во, вода, огонь, земля), о противоположных началах(инь и ян), о естествен­ном законе(дао) и др.Основными ф-скими направлениями явились: конфуцианство, моизм, легизм(чел-к зол от природы, единственная сила, регулирующая отношения между людьми – законы Фа, рав-во всех перед законом, легизм – обоснование сильной гос. власти, опир. на закон и насилие), даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.Одним из 1ых крупных китайских ф-ов считается Лао-Цзы, ос­нователь учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе к-ых находятся материальные частицы - ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Гл. нормой поведения чел-ка даосы объявили следование естественности и недеяния(у-вэй). Задача чел-ка – следование добродетели – дэ. Др. ярким материалис­тическим учением в Др. Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и об-ва. Не воля неба, богов, а все­общий, абсолютный закон - дао определяет существование и развитие вещей и действий чел-ка.Наиболее авторитетным древнекитайским ф-фом был Конфуций(551-479 гг до н.э.). Его учение, оказавшись доминирующим в духовной жизни Китая, добилось во II веке до н.э официального статуса господствующей иде­ологии. В центре внимания конфуцианства - проблемы этики, политики, вос­питания чел-ка. Небо - высшая сила и гарант справедливости. Воля неба - это судьба. Чел-ку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Стержнем поведения чел-ка, ритуалом признается Закон(Ли). Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, ува­жения к себе, почитание старших, разумный порядок. Гл. императив морали Конфуция - "не делай другим того, чего не желаешь себе". Осн. кач-ва благородного мужа: следование долгу, а не выгоде; стойкость, а не распущенность, человеколюбие, гуманность, испытывать 3 страха: перед велением неба, великими людьми и словами мудреца.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав