Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Образы Маркса в советской мифологии

Читайте также:
  1. II Съезд Советов. Формирование органов советской власти. Судьба учредительного собрания.
  2. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
  3. А.П. Окладников и его вклад в развитии советской археологии.
  4. Альтернативы развития России в феврале-октябре 1917 г. Приход к власти большевиков и первые преобразования советской власти (осень 1917- лето 1918 гг.).
  5. Антропологический материализм Фейербаха, диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса.
  6. Антропология и социальная философия Карла Маркса.
  7. Атеизм маркса и его учение о бытии и сознании
  8. Билет 21. Антропология и социальная Ф. Маркса
  9. БИЛЕТ 39 Теория дифференциальной земельной ренты К. Маркса.
  10. Билет №5 Методы исследования экономических явлений в теории К. Маркса

Первый миф связан с образом Маркса-героя. Это героический миф.

Это миф, который впрямую работает на уровне обыденного восприятия и им охвачена большая масса людей. Здесь образ Маркса, даже визуальный, приобретает революционный демонический характер. Перед нами характерные изображения энергичного Маркса с развивающейся бородой символизирующей почти библейский образ Моисея.

По законам жанра, герою должен противостоять некий трикстер (антигерой) и в качестве такового предстает негативный образ капитализма, с которым герой борется. В советской стране Маркс становится национальным героем и то, что он родом из Германии отходит в сознании людей на второй план, он свой герой, он наш. Его именем называют станции метро, улицы и наиболее крупные площади. Его бюстами и портретами заполняются не только улицы, площади, клубы и театры, но и что самое любопытное все советские учреждения.

В стране был создан единственный в мире музей Маркса и Энгельса, кстати, очень интересный музей, внутри которого можно было при желании получить отнюдь не ортодоксальное представление о Марксе и Энгельсе. Но как всегда бывает с идеологическими музеями их либо не посещают, либо посещают в рамках идеологических мероприятий, на которых нет времени изучать экспонаты. Это своеобразное символическое посещение, как посещение музея Ленина или мавзолея.

Этот миф был наиболее распространен в обществе, как на уровне обыденного сознания, так и в среде негуманитарной и нефилософской интеллигенции. Соответственно, на данном уровне, если человек не признавал Маркса, то это было антиподом любви к нему, то есть столь же нерефлексированным отношением, основанным скорее на незнании, чем знании.

Второй миф я обозначу как миф «концептуальный», который предназначен, прежде всего, для интеллигенции в той или иной степени знакомой с трудами Маркса. В основе данного мифа лежит тезис о существовании двух Марксов.

С одной стороны, это Маркс официальный, идеи которого широко пропагандируются и преподаются в школах и ВУЗах. А с другой стороны, создается образ непрочитанного или неизвестного Маркса, который не совсем вписывался в марксистскую идеологию, был излишне утопичен и гуманистичен. Философия этого периода признается относительно «незрелой» и наполнена гуманистическими и экзистенциалистскими мотивами. Считалось, что это был не совсем марксистский Маркс, точнее говоря не совсем «советский» Маркс. Ранним Марксом занимались немногие профессионалы философы, а в преподавании об этом почти не упоминалось.

Кроме того, составной частью данного мифа стали по тем или иным, часто идеологическим причинам неизданные работы Маркса или работы известные только специалистам, которые не совсем вписывались в марксистско-ленинскую парадигму. Аналогичная ситуация была и с Лениным, ряд работ которого были закрыты для обычного человека.

Концептуальный миф, разделяющий двух Марксов, был очень популярен в среде преподавателей и студентов философских факультетов университетов, отражая определенную степень их внутренней свободы от господствующей идеологической системы. Знание этого второго Маркса, стало неким признаком интеллектуальной свободы, такого Маркса любили в среде гуманитарной интеллигенции.

Такие настроения были блестяще использованы Ю.В. Андроповым, когда он занял пост Генерального секретаря КПСС. Власть стала терять контроль над идеологией, точнее над представителями ее теоретической части и, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию, необходимо было заговорить с интеллигенцией на одном понятном языке. В теоретическом журнале КПСС «Коммунист» выходит программная статья Андропова, которая имеет некоторый успех в среде интеллигенции. Один из мотивов этой статьи заключается в том, что политические и экономические преобразования в стране должны быть фундаментализированы научной социальной теорией. Такой теорией является марксизм-ленинизм, причем с особым упором на классический марксизм. Этим, косвенно, признается, что теоретическая база предшествующей идеологии, по крайней мере, не совсем соответствовала «истинному Марксу». И одновременно, этим утверждалось, что у власти находятся вполне разумные и интеллигентные люди, которые знают истинного Маркса и истинный марксизм.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав