Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Читайте также:
  1. Анкетный опрос как метод социологического исследования. Композиция анкеты.
  2. Ансамбль Пергамского алтаря (композиция сооружения, сюжет и композиция рельефов, скульптура).
  3. Герой и идея в романах Ф.М. Достоевского.
  4. Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: проблематика, особенности композиции. Итоговый характер романа и его связь с предшествующим творчеством писателя.
  5. Глава 2. КОМПОЗИЦИЯ АФИНСКОЙ ПОЛИТИИ
  6. Жанр романа-воспитания в литературе начала 20 века. Творчество Н.Островского и А.Макаренко.
  7. Жанровые особенности повести Булгакова «Собачье сердце».
  8. Женские образы в романах Гончарова.
  9. Женские образы романа Шолохова «Тихий Дон».
  10. Значение древних глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Вопросы к экзамену

1. Композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Сатирический пласт романа «Мастер и Маргарита».

3. Тема творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Значение древних глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

5. Жанровые особенности повести Булгакова «Собачье сердце».

6. Проблематика повести Булгакова «Собачье сердце».

7. Мотивы Апокалипсиса в романе Булгакова «Белая гвардия».

8. Проблематика и образная система романа Булгакова «Белая гвардия».

9. Жанровые особенности романа Замятина «Мы».

10. Проблематика романа Замятина «Мы».

11. Жанровые особенности романа Шолохова «Тихий Дон».

12. Композиционные особенности и проблематика романа Шолохова «Тихий Дон».

13. Нравственные искания Григория Мелехова.

14. Женские образы романа Шолохова «Тихий Дон».

15. Проблематика романа Шолохова «Поднятая целина».

16. Образная система романа Шолохова «Поднятая целина».

17. Тема нравственного подвига советского человека в рассказе Шолохова «Судьба человека».

18. Религиозные мотивы в творчестве И.Шмелева. Тема обретения духовного рая в романе «Лето Господне».

19. Проблематика, идейно-художественные особенности книги И.Бунина «Окаянные дни».

20. Русская интеллигенция и революция. Короленко «Письма к Луначарскому, Бунин «Окаянные дни».

21. Основные мотивы лирики Маяковского. Тема революции в поэзии Маяковского.

22. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского, в статье «Как делать стихи», во «Вступлении» к поэме «Во весь голос».

23. Тема любви в творчестве Маяковского.

24. Решение темы человека и истории в поэмном творчестве Маяковского.

25. Политическая и антимещанская сатира Маяковского. Драматургия Маяковского.

26. Тема России в поэзии С.Есенина. Трагическая трактовка образа крестьянской России.

27. Основные мотивы лирики С.Есенина. Философская лирика.

28. Проблематика, идейно-художественные особенности цикла «Москва кабацкая», «Любовь хулигана», «Персидские мотивы».

29. Идейно-художественные особенности, своеобразие образов поэмы Есенина «Анна Снегина».

30. Идейно-художественные особенности, проблематика, образы поэмы Есенина «Черный человек».

31. Развитие жанра антиутопии в русской литературе начала века.

32. Идейно-художественные особенности повести Б.Пильняка «Повесть непогашенной луны».

33. Идейно-художественные особенности пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных».

34. Творческий путь и трагическая судьба О.Э Мандельштама. Основные мотивы лирики.

35. Горький и Октябрьская революция 1917г. Книга «Несвоевременные мысли».

36. Мастерство построения сюжета, роль символов и финалов, жанровое своеобразие пьес Горького («Егор Булычев и другие»).

37. Идейно-художественные особенности романа Горького «Дело Артамоновых».

38. Образная система романа Горького «Дело Артамоновых».

39. Роман Горького «Жизнь Клима Самгина» как энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков.

40. Проблема гуманизма в русской литературе первой половины века.

41. Особенности изображения гражданской войны в литературе начала века. Сравнительная характеристика романа Фадеева «Разгром» и цикла Бабеля «Конармия».

42. Жанр романа-воспитания в литературе начала 20 века. Творчество Н.Островского и А.Макаренко.

43. Оптимистическая сатира Ильфа и Петрова. Жанровое своеобразие романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Традиции жанра авантюрного романа. Образы произведений.

44. Военная тема в творчестве М. Шолохова.

45. Образная система сборника И.Бабеля «Конармия», ее идейная функция.

46. Идейно-художественные особенности. Проблематика романа А.Платонова «Чевенгур».

47. Темы, идеи, проблемы, образы повести А.Платонова «Котлован».

48. Идейно-художественные особенности повести Ю.Олеши «Зависть». Образы героев.

49. Жанр антиутопии в творчестве Набокова. Роман «Приглашение на казнь».

50. Обретение собственного художественного мира в романе «Защита Лужина».

51. Основные мотивы лирики Б.Пастернака.

52. Лирико-философский роман Пастернака «Доктор Живаго».

53. Особенности образной системы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

54. Основные мотивы лирики М.Цветаевой.

55. Темы, идеи, проблемы, художественные особенности творчества М.Зощенко.

56. Сатирическая традиция в литературе русского зарубежья. Творчество Н.Теффи.


 

Композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Уникальное изобретение Булгакова – роман в романе. В одном романе существуют два совершенно разных произведения. Один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Таким образом, Булгаков подчёркивает вечные проблемы – борьбы добра и зла, неистребимость человеческих пороков (Массолит – сборище бездарностей). Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаим, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию. Таким образом, связываются оба романа в эпилоге, когда герои обоих миров уходят в вечность.

В романе присутствуют три сюжетные линии: библейская (историческая) - Иешуа и Понтии Пилат, лиро-мистическая (любовная) — Мастер и Маргарита и сатирическая — Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. Развязка – все герои получают вечный покой.

Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты — его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну.

Проблематика: философско-историческая, социально-историческая, нравственно-этическая.

Сюжет романа о Понтии Пилате основан на сюжете из Библии, но есть и некоторые отступления. Иисус изначально знал своё предназначение, а Иешуа – безродный и бездомный. Используя евангельскиц сюжет, Булгаков создаёт образ не Иисуса, а простого земного безгрешного человека.

В сюжете истории Москвы 30х годов несколько сюжетных линий: 1. повествует о прибытии Воланда и его свиты. 2. история любви Мастера и Маргариты.

И все же основным героем романа является любовь. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

Интересен тот факт, что в романе добро и зло – равноправны. Особенно ярко это проявляется в эпизоде, когда Левий Матвей приходит к Воланду просить за Мастера и Маргариту: «Он прочитал сочинение Мастера... и просит тебя, чтобы ты взял Мастера с собою и наградил покоем». Иешуа просит, а не приказывает и не требует.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 139 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав