Читайте также:
|
|
До середины 30-х гг. страна жила по Конституции СССР, принятой в 1924 г. Но с 1924 г. по 1936 г. уже происходили изменения в государственном устройстве. С конца 20-х гг. наметилась тенденция к расширению прав союзных органов за счёт сужения прав республик. Изменилась компетенция высших органов СССР. Съезды Советов теряли своё значение, с 1927 г. они собирались раз в два года вместо прежних ежегодных. Важнейшие решения принимались уже не на съездах Советов СССР или сессиях ВЦИК, а партийными органами.
Наряду с изменением и перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20-30-е гг. происходило усиление карательно-репрессивного аппарата и силовых наркоматов. В 1924 г. ЦИК СССР утвердил "Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь", согласно которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ.. В 1930 г. было образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 г. в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Общая численность заключённых в лагерях и колониях ГУЛАГа по официальным данным возрастала со 179 тыс. человек в 1931 г. до 2 млн. человек в 1941 г. Каждый третий заключённый был осуждён по политическим мотивам, а многие другие в той или иной степени являлись жертвами социальной и экономической политики сталинского режима.
Изменения в системе госучреждений в 1930-е гг. свидетельствовали о складывании основ тоталитарного режима с мощным репрессивным аппаратом. При этом большое значение имели кадровые перестановки в руководстве центральными органами. В течение 20-х гг. важнейшие посты в правительстве и других центральных учреждениях были заняты сторонниками Сталина.
К середине 30-х гг. в СССР произошли изменения во всех сферах жизни. Изменился социальный состав населения, в промышленности и сельском хозяйстве был уничтожен частный сектор, качественные изменения произошли в системе госучреждений и в сфере национально-государственного строительства. Официально было заявлено о построении основ социализма в СССР.
В начале 1935 г. ЦК ВКП(б) было принято решение о внесении корректив в Конституцию СССР, которые должны были отразить произошедшие в стране изменения. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию. В ней впервые появилась статья, закрепляющая особое положение коммунистической партии в системе госучреждений СССР. Согласно 126 статье Конституции наиболее активные граждане из числа рабочего класса и других слоёв трудящихся объединялись в ВКП(б), руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных.
Повсеместно нарушалась статья 127 Конституции СССР о неприкосновенности личности, в которой говорилось о том, что "никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора".
Конституция была лишь парадным фасадом сталинского режима. Об этом же свидетельствовала судьба членов конституционной комиссии: из 31 человека - 17 были вскоре репрессированы (в т.ч. А. С. Бубнов, Н. И. Бухарин, Н. В. Крыленко, К. Б. Радек). Укреплению режима личной власти Сталина, безусловно, способствовала волна "большого террора". Начало этой кампании было положено 1 декабря 1934 гг., когда в Смольном был убит первый секретарь ленинградского обкома, секретарь ЦК, член Оргбюро и Политбюро ЦК ВКП(б) С.М. Киров. Сталин воспользовался этим убийством, чтобы провести чистку партии и государственных органов от всех лиц, подозреваемых в нелояльности к режиму и к нему лично.
Уже в день убийства Президиум ЦИК СССР принял постановление, в соответствии с которым дела обвиняемых в подготовке террористических актов должны были вестись в ускоренном порядке, в десятидневный срок, с немедленным приведением приговора в исполнение. Присутствие защитников на таких процессах и обжалование приговоров не допускалось. Сразу же начались аресты, в первую очередь, в Ленинграде. В конце декабря 1934 гг. состоялся закрытый процесс над членами так называемого "ленинградского центра", среди обвиняемых было большое количество сторонников Г.Е. Зиновьева. Он сам и Л.Б. Каменев стали главными действующими лицами следующего процесса в январе 1935 гг., на котором они признали свою моральную ответственность за убийство Кирова. Под руководством последнего в 1935-1936 гг. проходил обмен партийных билетов, в результате которого из партии было исключено 10% её членов.
С августа 1936 г. по март 1938 г. прошли три крупных открытых судебных процесса, так называемые московские процессы.Большинство обвиняемых было приговорено к расстрелу (Г.Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Г. Л. Пятаков, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Г.Г. Ягода и др.). Показательно, что жертвой третьего московского процесса стал Г.Г. Ягода, возглавлявший НКВД до сентября 1937 г., когда его на этом посту сменил Н.И. Ежов.
Большой террор затронул и армию. В июне 1937 г. после однодневного разбирательства в военном трибунале были расстреляны обвинённые в шпионаже и подготовке фашистского заговора заместитель наркома обороны М.Н. Тухачевский и семеро видных военачальников - героев гражданской войны. Это было лишь начало широкомасштабного террора, коснувшегося не только высшего, но и среднего и младшего командного состава Красной Армии. Фактически в 1937-1938 гг. армия и флот были обезглавлены. Так, из пяти человек, первыми получившими звание маршала Советского Союза, учреждённое в 1935 г., трое были расстреляны (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, А.И. Егоров).
Массовые репрессии второй половины 30-х гг. сыграли немаловажную роль в укреплении тоталитарного режима и личной власти Сталина. Но нельзя объяснить это укрепление только репрессиями. В качестве причин оформления в Советском Союзе такого режима можно назвать:
- идеологические (в соответствии с классическим марксизмом диктатура пролетариата влекла за собой неизбежное насилие над определёнными социальными группами); - социально-экономические (изменение социальной структуры после гражданской войны, а также состава ВКП(б) и жёсткое руководство экономикой со стороны государства); - психологические (общинная психология русского крестьянства и ориентированность большинства населения не на принятие самостоятельных решений, а на мудрое центральное руководство; отсутствие демократических традиций в российском обществе);
- субъективные (наличие в партийном руководстве людей, готовых поддержать по тем или иным причинам складывавшийся режим личной власти).
Итог всех происшедших в стране изменений был подведён в книге, вышедшей в конце 1938 г. и ставшей на долгие годы основой для объяснения всей послеоктябрьской истории нашей страны. Это была "История ВКП(б). Краткий курс", которую редактировал лично И.В. Сталин. Соответственно на страницах этого "исторического" труда уже не фигурировали фамилии людей, сыгравших огромную роль в октябрьских событиях 1917 г. и уничтоженных в результате московских процессов. С 1938 г. по 1953 г. книга переиздавалась 301 раз на 67 языках, её общий тираж составил около 43 млн. экземпляров. Она стала официальной идеологической основой не только культа личности Сталина, но многих схем, существовавших в нашей исторической науке до второй половины 80-х гг.
39. Международное положение и внешняя политика СССР в предвоенные годы. Соглашения и договоры с Германией.
В истории внешней политики СССР в 1939–1941 гг. можно выделить несколько периодов, каждый из которых имеет характерные особенности. Первый период: конец 1938 – март 1939 г.
У историков внешней политики сложилось устойчивое мнение, что истоки многих событий кануна войны лежат в мюнхенском сговоре 29 сентября 1938 г. (Великобритания, Франция, Италия и Германия заключили соглашение об отторжении от Чехословакии и передаче Германии Судетской области, где проживало преимущественно немецкое население, что предопределило захват Германией всей Чехословакии в марте 1939 г.). Мюнхен открыл дорогу к новым агрессивным акциям фашистской Германии. Он подорвал возможность осуществления политики коллективной безопасности в Европе, породил неверие в широковещательные декларации Лондона и Парижа. Мюнхен поставил в дипломатическую изоляцию советское государство. Стало очевидно, что правящие круги Англии и Франции взяли курс на "урегулирование" всего комплекса отношений с нацистской Германией за счет предоставления "свободы рук" фашистскому рейху на Востоке.
Следующий период в истории внешней политики СССР начался в марте 1939 г. и продолжался до 1 сентября 1939 г. Захват Германией Чехословакии изменил военно-политическую ситуацию в Европе. Гитлер открыто и цинично продемонстрировал Парижу и Лондону, что он больше не нуждается в поддержке мюнхенских умиротворителей. Возникла реальная угроза потери влияния Англии и Франции в европейских делах. Более того, возникла военная опасность для этих стран, особенно для Франции.
Складывается впечатление при анализе материалов переговоров военных делегаций СССР, Англии и Франции, что они были лишены каких-либо шансов на успех. Английская и французская делегации не имели реальных полномочий заключить военную конвенцию, а советская делегация поставила перед своими партнерами по переговорам неразрешимую проблему – добиться от Польши возможности прохода частей Красной Армии через польскую территорию к восточным границам Германии (впервые этот вопрос был поднят в 1935 г. в связи с советско-французским договором о взаимопомощи, однако Польша занимала неизменно отрицательную позицию и не желала вести какие-либо переговоры по этому вопросу). Все участники англо-франко-советских переговоров одновременно вели секретные переговоры с Германией, дипломатия которой ставила конкретную цель – не допустить соглашения СССР с Англией и Францией.
Советский Союз вел параллельные тайные переговоры с Германией с весны 1939 г. Начавшиеся как торгово-экономические, эти переговоры постепенно приняли политический характер. Инициатива в обсуждении политических проблем была проявлена германской стороной, но Москва очень внимательно слушала предложения Берлина и осторожно выдвигала встречные предложения. В частности, вопрос о дополнительном протоколе к пакту о ненападении был поставлен наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым (суть секретного протокола сводилась к договоренности сторон о разграничении сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе; в советскую сферу влияния входили Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Буковина и Бессарабия, а также Финляндия). В конце июля – начале августа практически были согласованы почти все политические вопросы будущего соглашения. Именно в ходе параллельных тайных переговоров с Германией в Кремле пришли к выводу о целесообразности советско-германского сближения. Однако в деле подписания договора советское руководство проявляло сдержанность, колебания продолжались даже в середине августа 1939 г. И лишь после того, как надежда на создание трехстороннего союза СССР, Великобритании и Франции не оправдалась, Советский Союз пошел на сближение с фашистской Германией, и 23 августа 1939 г. советско-германский пакт о ненападении сроком на 10 лет был подписан. Вероятно, этот внешнеполитический шаг советского руководства опирался на следующие аргументы.Польша – слабое государство, она не выдержит натиска германских вооруженных сил.Англия и Франция как союзники ненадежны, в случае возникновения войны между СССР и Германией Красной Армии придется выдержать основной удар со стороны германских вооруженных сил. Более того, Сталин полагал, что империалистические Англия и Германия от существующей на тот момент конфронтации неизбежно придут к примирению и образуют единый фронт против СССР.Германия готова пойти на большие уступки. СССР будут выгодны экономические связи с рейхом. Советско-германский договор от 23 августа 1939 г. коренным образом изменил международное положение СССР. Главное заключалось в том, что Советский Союз оказался вне начавшейся 1 сентября 1939 г. мировой войны и в условиях официального нейтралитета и сотрудничества с фашистской Германией решал крупные военно-политические вопросы обеспечения безопасности страны и расширения своего влияния в Восточной Европе.
С началом Второй мировой войны начинается новый период в истории внешней политики СССР, который продолжался до конца 1940 г., когда были исчерпаны все возможности для сохранения и развития сотрудничества с фашистской Германией.
После заключения советско-германского пакта о ненападении международное положение СССР коренным образом изменилось. Англия и Франция уже не могли считать СССР своим потенциальным союзником. Общественное мнение в западноевропейских странах осудило Советский Союз за сговор с фашистской Германией за счет Польши.
Советско-германский пакт дезориентировал международное коммунистическое и рабочее движение, особенно после того, как 28 сентября 1939 г. был заключен между СССР и Германией Договор о дружбе и границе, а также после того, как Коминтерн определил начавшуюся Вторую мировую войну однозначно как империалистическую и несправедливую. Многолетняя деятельность коммунистов за объединение всех демократических сил в борьбе с фашизмом лишалась поддержки социалистического государства и ВКП(б).
Советско-германские соглашения августа – сентября 1939 г. заложили основы для всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях. Военное сотрудничество фактически было установлено в период польской кампании вермахта (с 17 по 29 сентября 1939 г. войска Красной Армии, почти не встречая сопротивления, заняли входившие в состав Польши Западную Украину и Западную Белоруссию; в период действий Красной Армии в Польше с германским командованием были согласованы рубежи продвижения советских войск, координировались военные действия).
Экономическое сотрудничество между Германией и Советским Союзом было выгодно обеим сторонам (во всяком случае, до начала 1941 г., когда Германия в одностороннем порядке прекратила поставки в СССР). Из Германии в СССР поступало промышленное оборудование для военной промышленности. Из СССР фашистская Германия получала стратегическое сырье, продовольствие, что означало, по сути дела, прорыв британской блокады Германии. Кроме того, Германия получила право транзита военных материалов из Японии и в Японию, что укрепляло военно-политический союз этих держав.
Осуществлялось сотрудничество НКВД и германских спецслужб по борьбе с немецкими антифашистами, польским подпольным патриотическим движением (продолжалось до лета 1940 г., когда происходит переоценка позиции советским руководством, что особенно ярко проявилось в "польском вопросе": переговоры с арестованными польскими офицерами с целью создания польских частей при Красной Армии; "потепление" советских властей по отношению к полякам; культурно-просветительская деятельность в духе польско-советского патриотизма и т.п.).
Временный союз с СССР, а также политическая близорукость Англии и Франции позволили Германии осуществить "блицкриг" на западноевропейском театре военных действий. В короткие сроки была разгромлена англо-французская коалиция (май – июнь 1940 г.), оккупированы Польша (сентябрь 1939 г.), Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург (апрель-июнь 1940 г.), Югославия и Греция (апрель 1941 г.).
Вопросы об отношениях СССР с прибалтийскими государствами в 1939–1940 гг. и присоединении этих республик к СССР сложные и неоднозначные. В сентябре – октябре 1939 г. Советский Союз заключил с прибалтийскими республиками договоры "о взаимной помощи", предоставлявшие СССР право создания морских и воздушных военных баз и размещения советских войск в республиках Прибалтики.
В конце июня 1940 г. после проведения советско-германских консультаций Бессарабия и Северная Буковина, оккупированные Румынией в 1918 г., были присоединены к Советскому Союзу. Таким образом, большая часть утраченных в годы революции и гражданской войны территорий в 1939–1940 гг. вошла в состав СССР. Внешнеполитические акции СССР были продиктованы необходимостью принятия решительных мер по укреплению западных границ Советского Союза, а также появившимися в советской политике имперскими мотивами, стремлением использовать соглашение с Германией для территориальных приращений социалистического государства.Летом 1940 г. международное положение СССР осложнилось. В мае – июне Франция потерпела сокрушительное поражение. Надежды Сталина на ослабление Германии в европейской войне не оправдались. Экономический и военный потенциал Германии и ее союзников вырос по сравнению с 1939 г., а враждебность не вызывала сомнений. В то же время СССР оказался без союзников (кроме МНР). Политическое и экономическое сотрудничество с фашистским рейхом, советско-финская война, действия в Прибалтике – все это укрепило враждебное отношение к СССР как Англии, продолжавшей войну с Германией, так и нейтралов.
В ноябре 1940 г. Сталин делает отчаянную попытку укрепить сотрудничество с Германией. Конец 1940 – первую половину 1941 гг. следует квалифицировать как последний период истории внешней политики СССР до начала Великой Отечественной войны.
Положительным достижением советской дипломатии стало некоторое улучшение отношений с Англией, наметившееся с лета 1940 г. Конечно, в советско-английских отношениях оставалось много противоречий, не были преодолены взаимное недоверие и подозрительность, однако дипломатические контакты не нарушались. В свете дальнейших событий – нападение Германии на СССР, создание антигитлеровской коалиции – это было очень важно.
Большое положительное значение имело также заключение договора СССР о нейтралитете с Японией в апреле 1941 г. Договор свидетельствовал, что японские правящие круги не проявляли намерения в ближайшее время нападать на СССР. Конечно, дипломатический документ не мог служить абсолютной гарантией безопасности Советского Союза на Дальнем Востоке, но снимал ту напряженность, которая существовала в советско-японских отношениях в 1938–1940 гг.
Признавая удачными некоторые внешнеполитические акции советского правительства, большинство исследователей оценивает как провал советскую дипломатию предвоенных лет в целом и конца 1940 – первой половины 1941 гг. в частности.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 120 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |