Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

СССР на международной арене во второй половине 1920-х годов

Читайте также:
  1. A) Археологические исследования в 1 половине XX века.
  2. A) Европейское направление внешней политики России в первой половине XIX в.
  3. V. СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О БОРЬБЕ С ВЕРБОВКОЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЕМ И ОБУЧЕНИЕМ НАЕМНИКОВ
  4. Аграрные реформы в Пруссии в 1ой половине 19в. таможенный союз в Германии.
  5. Алиментные обязательства второй очереди (иных членов семьи, кроме родителей, детей и супругов).
  6. Антидемократическое законодательство США после Второй Мировой войны
  7. Б. Кружки 20—30-х годов
  8. Белль, Г. Бильярд в половине десятого. По выбору: Дом без хозяина. Глазами клоуна.
  9. Билет 10. Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную во второй половине XVII века.
  10. Билет 11. Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XVII века.

 

Во второй половине 1920-х гг. ситуация в мире претерпевает ряд важных изменений. Эконо­мическая и политическая стабилизация в раз­витых капиталистических странах создавала предпосылки для выработки ими общих пози­ций по ключевым вопросам послевоенного устройства, в том числе и по отношению к СССР. Согласова­нию позиций развитых капиталистических стран была посвящена работа Локарнской конференции, проходившей в октябре 1925 г. Результатом конференции был подписанный Великобританией, Францией, Бельгией, Италией, Польшей, Чехословакией и Германией Рейнский пакт. Целью пакта яв­лялось прямое или косвенное втягивание Германии в антисо­ветский военный блок. Во имя этой цели Рейнский пакт га­рантировал только западные границы Германии, тогда как ее восточные границы четко прописаны не были и под систему гарантий не подпадали.

В июне 1927 г. в Женеве состоялась еще одна представи­тельная международная конференция, в которой принимали участие министры иностранных дел ряда развитых европейс­ких государств и Японии. Женевская конференция проходи­ла в обстановке назревавшего международного кризиса и ши­рокой антисоветской кампании, развернутой в средствах массовой информации стран Запада. На ней, по инициативе министра иностранных дел Великобритании О. Чемберлена, готовилось принятие совместной декларации против «пропа­ганды Коминтерна и ее связи с Советским правительством». Однако намерение английских правящих кругов подготовить объединенное антисоветское выступление сорвалось из-за про­тиворечий между участниками конференции и желанием не­которых из них продолжить курс на взаимовыгодное эконо­мическое сотрудничество с СССР.

К поддержанию добрососедских отношений с Советским Союзом прежде всего стремилась Германия. После заключе­ния Рейнского пакта, германские правящие круги берут курс на сближение с другими странами Запада, но, предпочитая сохранять самостоятельность во внешнеполитической сфере, они отказались пойти на замораживание партнерства с СССР. Не дожидаясь окончания переговоров в Локарно, 12 октября 1925 г. германское правительство заключило с Советским Со­юзом новую торговую конвенцию. Следом за ней, 24 апреля 1926 г. был подписан Берлинский договор, продлевавший на пять лет действие соглашений, достигнутых в Ропалло. По определению М. Литвинова, он лишал Локарнский пакт его «антисоветского жала». В том же 1926 г. Германия становит­ся членом Лиги Наций. С трибуны этой международной орга­низации новый руководитель немецкого министерства инос­транных дел Г. Штреземан заявил, что Германия осудит любую агрессию против СССР, а в случае, если против него будут применены «санкции», которые она признает непра­вомочными, не пропустит через свою территорию войска, на­правляемые для их осуществления. Хотя в 1927—1930 гг. рапалльский курс внешней политики Германии подвергался постоянным колебаниям, в целом сотрудничество двух стран развивалось, и на Германию приходилось до 30% внешнетор­гового оборота СССР.

Более драматично складывались отношения с Великобри­танией. В 1924 г. в ней приходит к власти правительство консерваторов. Их победа стала возможной не в последнюю очередь благодаря громкой антисоветской провокации. Не­задолго до выборов в Англии стало известно так называемое «письмо Зиновьева», в котором руководство Коминтерна яко­бы призывало английских коммунистов готовить революци­онное выступление в британской армии. Лишь позже выяс­нилось, что письмо было сфабриковано группой русских эмигрантов в Берлине. Пользуясь антисоветскими настрое­ниями в британском обществе, консерваторы пошли на се­рьезные ограничения дипломатических и экономических контактов с Советским Союзом. В последующие годы взаи­моотношения между двумя странами продолжали ослож­няться. В 1926 г. Англию потрясла грандиозная стачка гор­няков, которым значительную помощь оказали советские профсоюзы. Правительство Великобритании обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела Объединенного Коро­левства. В мае 1927 г. британская полиция разгромила со­ветское торгпредство в Лондоне и штаб-квартиру советского кооперативного общества по внешней торговле (АРКОС). После этого последовал разрыв дипломатических отношений с СССР.

Дипломатические осложнения возникали и в советско-французских взаимоотношениях. Так, в 1925—1927 гг. сто­ронам не удалось урегулировать разногласия по вопросу о цар­ских долгах. Со своей стороны СССР выражал крайнюю озабоченность политической линией, которую Франция про­водила в Восточной Европе. В частности, заключенный в 1926 г. франко-румынский договор создавал серьезные пре­пятствия для СССР в вопросе возвращения румынами Бесарабии, оккупированной ими в 1918 г. Пик обострения взаимо­отношений между Советским Союзом и Францией можно отнести к 1927 г., когда французская сторона потребовала отозвать советского посла X. Раковского. Будучи последова­тельным сторонником Троцкого, Раковский связывал перс­пективы СССР с победой революции в развитых странах Ев­ропы. В один из своих приездов в Москву он поставил подпись под документом, в котором звучал призыв к солдатам капи­талистических стран переходить на сторону Красной армии.

Такая позиция советского посла вызвала недоумение и оза­боченность правительства Франции, заявившего о недопус­тимости двойных стандартов в позиции советского дипло­мата.

Вместе с тем, в целом позиции Советского Союза в Европе к концу 1920-х гг., по сравнению с начальным периодом нэпа, укрепились. Продолжая наращивать усилия на тех направ­лениях внешней политики, которые были свойственны доре­волюционной дипломатии, СССР отчасти сумел занять место России в большой европейской политике. Помимо этого, со­ветское руководство стремилось способствовать общей стаби­лизации на континенте, укреплению атмосферы доверия и партнерства. В 1928 г. СССР присоединился к пакту Бриа­на—Келлога о всеобщем отказе от войн, а в 1929 г. в его раз­витие Советским Союзом было подписано специальное согла­шение с Латвией,, Эстонией, Польшей, Румынией, а еще через некоторое время с Литвой, Персией и Турцией, по которому предусматривался отказ от применения силы при урегулиро­вании споров между этими странами и СССР.

Важнейшим партнером СССР в Азии в этот период являл­ся Китай. Дипломатические отношения с ним были установ­лены в 1924 г. Советский Союз объявил утратившими силу неравноправные соглашения, которые Китай имел с царс­ким правительством, со своей стороны Китай соглашался временно сохранить совместное управление КВЖД. Договор с СССР был первым равноправным соглашением, заключен­ным Китаем. Поддерживая взаимоотношения с официаль­ным Пекином, советское руководство одновременно делало ставку и на сотрудничество с китайскими коммунистами, а также с национально-революционным движением Гоминь­дан, создавшим свое правительство в Кантоне (Гуанчжоу). Но после смерти основателя Гоминьдана Сунь Ятсена, его возглавил генерал Чан-Кайши, который в 1926 г. вступил в противоборство с Пекином и в то же время разорвал отноше­ния с СССР. Годом позже лидер Гоминьдана прекратил со­трудничество с китайской компартией и, подавив Кантонс­кое восстание, добился установления своей диктатуры во всем Китае. С этого времени на восточных границах СССР возникает обширный очаг напряженности. Китайская сто­рона часто устраивала провокации против СССР, самой круп­ной из которых стал вооруженный конфликт на КВЖД в 1929г.

Начался этот конфликт с захвата войсками генерала Чжан Сюэляна в декабре 1928 г. телефонной станции на КВЖД и продолжился в мае 1929 г. налетом на генеральное консуль­ство СССР в Харбине. Затем войска Гоминьдана захватили всю железную дорогу, а отдельные воинские части проникли на советскую территорию. К китайским войскам присоеди­нились и белогвардейские силы, численность которых в Мань­чжурии составляла почти 75 тыс. человек. В ответ советское правительство отозвало из гоминьдановского Китая всех со­ветских работников и прекратило дипломатические отноше­ния с Китаем. Исчерпав возможности мирного урегулирова­ния конфликта, советское руководство начало военные действия с тем, чтобы очистить свою территорию от захват­чиков. Части Особой Дальневосточной армии под командова­нием В. Блюхера выполнили эту задачу. Потерпев пораже­ние, китайская сторона вынуждена была подписать 22 декабря 1929 г. в Хабаровске Протокол о ликвидации конфликта и восстановления на КВЖД порядка, существовавшего до на­чала этого конфликта.

Серьезным успехом внешней политики СССР было зак­лючение соглашения с другим дальневосточным соседом — Японией. В январе 1925 г. в Пекине была подписана совет­ско-японская конвенция, восстанавливающая дипломати­ческие и консульские отношения между двумя странами. Японское правительство согласилось на эвакуацию своих войск из северного Сахалина. В свою очередь, советская сто­рона представляла Японии ряд концессий на этой террито­рии. В мае 1925 г. эвакуация японских войск из северного Сахалина была завершена. Заключение этого соглашения создало условия для нормализации отношений между дву­мя державами на основе невмешательства во внутренние дела друг друга.

В целом, несмотря на все трудности, возникавшие во вто­рой половине 1920-х гг., советская дипломатия продолжала линию на восстановление позиций страны в послевоенном мире, налаживания сотрудничества с другими странами. По мере успехов в развитии нэповской экономики, укреплялся престиж СССР на международной арене. Страна стояла пе­ред очередным этапом развития, когда на повестку дня вы­ходили задачи уже не восстановления разрушенного, а со­здания новой мощной индустриальной базы. А для этого Советскому Союзу требовалось обеспечить мир на своих гра­ницах.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 96 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.233 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав