Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Врожденные механизмы запуска.

Читайте также:
  1. IV. Механизмы реализации Стратегии
  2. IX. Механизмы и этапы реализации Концепции
  3. Аграрная реформа 1861 г. и механизмы ее реализации в Беларуси.Востание 1863г.
  4. Антидепрессанты. Классификация. Механизмы действия. Показания к применению. Проявления побочного действия препаратов.
  5. Билет 21. Необходимость гос.регулирования экономики и его механизмы
  6. Биомеханические, физиологические, анатомические, психические, биохимические механизмы проявления выносливости
  7. Венозная гиперемия (венозный застой). Местные и общие причинные факторы. Механизмы развития, клинико-морфологические проявления.
  8. Возможные механизмы выполнения публичных функций
  9. Вопрос 63. Технология возведения подземных сооружений методом «опускного колодца» и необходимые механизмы.


Чтобы поведение инстинктивное могло проявиться, нужна не только внешняя стимулирующая ситуация, но и определенные внутренние факторы в форме потребностей или мотиваций. В результате такого сочетания создается впечатление, будто животное специфически реагирует на какую-то определенную ситуацию в определенный момент. Такое соответствие между типом раздражения и типом реакции навело на мысль о существовании какого-то механизма, способного решать, какую именно из свойственных животному форм поведения следует запускать в конкретном случае. Этот механизм, присущий данному виду и встроенный в мозг, и получил название механизма пускового врожденного. Считается, что подобного рода механизмы в большинстве случаев управляют поведением очень многих видов.

Когда в физиологии нервной системы был открыт важный принцип рефлекторной дуги, казалось естественным охватить понятием рефлекса все процессы, запускающие движение; а когда И. П. Павлов объяснил не менее важный процесс возникновения условных реакций, казалось естественным истолковать все врожденные целесообразные реакции, т. е. реакции, происходящие без предварительного обучения и полезные для сохранения вида, как "безусловные рефлексы". Само по себе такое представление не ошибочно, но оно заслоняет подлинную проблему. Для животного с центральной нервной системой весьма вероятно, что аппарат, принимающий стимулы, так называемый рецептор, связан в одну систему с эффектором, т. е. нервным устройством, осуществляющим целесообразный моторный ответ, посредством нервного пути, хорошо подходящего под общее понятие рефлекторной дуги. В целом ряде случаев точно изучено, как проходит этот путь и из каких нервных элементов он состоит.

Но наша проблема заключается не в самом процессе рефлекса, а в некотором смысле в том, что ему предшествует, в его рецепторном начале. Мы должны спросить себя: как получается, что организм в точности «знает», какая именно реакция должна последовать за данным стимулом, чтобы осуществилась функция, полезная для сохранения вида? Каким образом получается, например, что амеба обволакивает и поглощает не все мелкие частицы, но — за редкими исключениями — только те, которые могут служить ей пищей? Откуда знает маленькое существо, пробивающееся через жизнь с помощью кинезиса, когда и где оно должно плыть быстро или медленно?

Следует предположить, что каждому такому моторному ответу предшествует работа механизма, фильтрующего стимулы, т. е. позволяющего действовать лишь тем из них, которые с достаточной статистической достоверностью характеризуют внешнюю ситуацию, где запускаемый способ движения может оказаться целесообразным. Этот рецепторный аппарат можно сравнить с замком, который отпирается лишь вполне определенным ключом. Поэтому употребляется также выражение ключевой стимул. Физиологический аппарат, фильтрующий стимулы, мы назовем врожденным механизмом запуска, сокращенно — вмз.

У одноклеточных и низших многоклеточных с их не слишком богатым запасом различных форм движения, по существу ограничивающимся поиском добычи и полового партнера, а также избеганием опасных ситуаций, к избирательности ВМЗ предъявляются не слишком высокие требования. И все же амеба избирательно реагирует на целый ряд стимулирующих ситуаций, хотя ее формы поведения различаются лишь количественно. По сравнению с нею заключенные в жесткую структуру жгутиковые инфузории, к которым принадлежит парамеция, кажутся далеко не столь пластичными. Это животное отыскивает с помощью своих фобических и топических реакций среду с требуемыми свойствами, и прежде всего с определенной концентрацией Н-ионов. Чаще всего встречающаяся в природе кислота есть CO2,[60] и ее повышенная концентрация обнаруживается в водах, где находят парамеций, чаще всего поблизости от гниющих остатков растительных веществ; кислоту выделяют скопления бактерий, питающихся этими остатками. Связь эта столь надежна, а присутствие других, особенно ядовитых, кислот столь редко, что парамеция отлично обходится очень простой информацией, которую можно выразить словами: где имеется определенная концентрация кислоты, там собираются съедобные бактерии. Разумеется, программа вида не предусматривает экспериментирующего физиолога, который вводит в жизненное пространство парамеции каплю ядовитой щавелевой кислоты.

У высших животных с хорошо развитыми центральной нервной системой и органами чувств, а также с богатым запасом качественно различных форм поведения, к избирательности врожденных механизмов запуска предъявляются более высокие требования, особенно в тех случаях, когда различные комбинации стимулов, воспринимаемые одним и тем же органом, должны вызывать разные ответы. Когда, как, например, в случае самки сверчка, некоторый орган воспринимает лишь единственный вид раздражения, вызывающий единственное ответное поведение, эта проблема не возникает. Как показал Реген, самка сверчка не слышит ничего, кроме призыва самца сверчка. Напротив, мальки большинства видов цихлид оптически реагируют как на образ их матери, за которой они следуют, так и на хищную рыбу того же размера, от которой они спасаются бегством в укрытия. Любой из этих двух способов поведения. Примененный к неправильному объекту, означал бы несомненную гибель.

В указанном случае самки сверчка орган слуха теоретически мог бы быть прямо соединен с исполнительным моторным аппаратом. Но в случае рыб между рецептором и эффектором должен быть фильтрующий аппарат, способный различать два вида ключевых стимулов. Сам он может быть расположен только в нервной системе, т. е. между воспринимающим и исполняющим органами.

О том, каким образом ВМЗ осуществляет свою физиологическую фильтрацию, мы знаем очень мало.

Когда мы видим в естественных условиях, с какой уверенностью и целесообразностью ВМЗ сообщает организму, какие именно способы поведения способствуют в данных обстоятельствах сохранению вида, возникает тенденция к переоценке количества информации, заключенного в таком сообщении. Когда мы видим, как «разумно» ведут себя парамеции вблизи толчеи кормящихся бактерий, или как только что вылупившийся индюшонок при виде пролетающей хищной птицы забивается в ближайшее укрытие, или как молодая пустельга[61] при первом столкновении с водой купается в ней и затем чистит свои перья, как будто она уже делала это тысячу раз, то мы узнаем почти с разочарованием, что примитивные инфузории ориентируются только по концентрации кислоты, что индюшонок точно так же прячется от большой мухи, ползающей по белому потолку, и что гладкая мраморная плита вызывает у молодой пустельги те же движения, что вода.

Врожденная информация механизма запуска закодирована столь просто, как это только возможно при условии, что в биологически неадекватных ситуациях его действие должно быть маловероятным. Классическим примером простой, но вполне достаточной для животного в естественных условиях информации служит ВМЗ, вызывающий реакцию укуса у обыкновенного клеща (Ixodes rhicinus). Как показал Якоб фон Юкскюль, клещ кусает все, что имеет температуру в 37 °C и пахнет масляной кислотой. Насколько проста эта характеристика естественного хозяина клеща, млекопитающего, настолько же невероятно, чтобы эту реакцию мог вызвать какой-нибудь другой встречающийся в лесу предмет.

18. Инстинкт и научение, развитие представлений о проблеме в истории.

Древние уже задумывались над тем, есть ли у животных душа. Платон считал, что всё поведение животных определяется влечениями. Аристотель считал, что души животных смертны, в отличие от человеческих душ, но всем живородящим животным с красной кровью присущи те же 5 чувств, что и человеку. На основании наблюдений Аристотель обосновал представление об индивидуальном приобретении определённых компонентов поведения. У стоиков впервые появляется понятие инстинкта – прирождённое, целеустремлённое влечение, направляющее животного на приятное, полезное и уводящее его от опасного, вредного. По Хризиппу, инстинктивное поведение осуществляется животными без участия разума (которого у животных нет), без понимания смысла своей деятельности, на основе врождённых знаний. Сенека указывал на однообразие форм и результатов прирождённого поведения животных. Т.о. уже во времена античности и средневековья уже поднимались проблемы врождённого и приобретённого, инстинкта и научения, обсуждалась роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.

К концу 18 века – рост интереса к психике животных. Ламеттри считал инстинкты совокупностью движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта; применял сравнительный подход к изучению психической деятельности животных. Показал прогрессивное усложнение психических способностей по направлению к человеку. Кондильяк считал, что инстинкты произошли из разумных действий путём постепенного выключения сознания. Леруа возражал и высказывал мысль о происхождении человеческого разума от инстинкта животных. Бюффон высказал мысль о приспособительном значении психики и о том, что психические качества животных не менее важны, чем их физические качества. Т.о. в результате пришли к выводу, что сложные действия животных являются результатом сочетания врождённых природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек.

По мере развития эволюционной теории вопросом о взаимодействии врождённого и приобретённого у животных интересуются всё больше. Ламарк считал инстинкт наклонностью, возникшей на основе потребностей, принуждающей к выполнению действий без всякого участия мысли и воли. Инстинкты возникли в процессе эволюции в результате длительных воздействий на организм определённых агентов среды. Потребности порождают привычку, привычка переходит в инстинкт. Генетическая передаваемость привычек и инстинктов. То есть Ламарк видел в инстинктах не какую-то сверхъестественную силу, а естественные реакции организма на воздействия среды, сформировавшиеся в процессе эволюции. Рулье видел первопричину происхождения психических качеств и особенностей животных во взаимодействии организма с условиями жизни. Инстинкт – это сформировавшаяся на протяжении истории вида, выработанная условиями наследственная реакция на определённые воздействия среды. В индивидуальной жизни инстинкты могут изменяться в результате накопления опыта. Надо понимать, что под “инстинктом” понимали самые разнообразные проявления животных. Дарвин много внимания уделил проблеме инстинкта. Инстинкт – акт животного, который выполняется им без предварительного опыта или одинаково многими особями, без знания с их стороны цели, с которой он производится. Происхождение инстинктов Дарвин объяснял естественным отбором. Прогресс умственных способностей Дарвин объясняет тем, что отдельные части мозга мало-помалу утратили способность отвечать на ощущения инстинктивным способом.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | <== 11 ==> | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав