Читайте также:
|
|
Общество определяет содержание и направление деятельности человека. Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания -обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Основу жизни составляет материальное производство. Материальные интересы являются движущей силой общественного производства. Способ производства - материальная основа существования и развития общества, связывающее воедино все проявления общественной жизни. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (К. Маркс и Ф. Энгельс). С точки зрения марксизма общество - система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм. Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды. В марксистской социологии выделяются следующие сферы общественной жизни:
1. Экономическая сфера - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
2. Социальная - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности;
3. Политическая сфера - совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических институтов;
4. Духовная сфера - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов.
Изучение сфер общественной жизни важно для анализа общества как единого социального организма.
10. Общая характеристика российской социологии XIX – нач. XX века
Наиболее влиятельной в русской социологии в конце 19-нач 20 века была субъективная школа.
Основоположником субъективной щколы является Лавров Петр Лаврович. В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику человеческого общества. Лавров утверждал, что культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь "зоологическим элементом" цивилизации.
Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени. И то, и другое были для него патологией, "социальным заболеванием", часто встречающимся в истории. Ему были близки те исторические личности, которые участвуют в прогрессе, т.е. способствуют росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития.
11. П. Сорокин: основные вехи жизненного пути и научной деятельности, вклад в развитие социологии XX века.
Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.
Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»
Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).
Питирим Сорокин внес поистине огромный вклад в развитие науки. Все работы Сорокина П.А. охватывали огромный пласт проблем изучения социологии.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |