Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Три обличительные притчи (Страстная седмица).

Читайте также:
  1. Обличительная речь Господа против книжников и фарисеев (Страстная седмица).
  2. Притчи и поучения о богатстве.
  3. Эсхатологическая речь Господа (Страстная седмица).

Вопрос о власти Иисуса Христа (Мф. 21, 23-27; Мк. 11, 27-33; Лк. 20, 1-8):

В Великий Вторник, когда Господь находился в Иерусалимском храме, приступили к Нему первосвященники, книжники и старейшины. Вопрос о власти, с которым приступили к Иисусу члены Синедриона, стоит в Мк. (11, 27-28) и Мф. (21, 23) после проклятия и иссыхания смоковницы, а в Лк. (20, 1-2 и сл.) после очищения храма, как бы иллюстрируя общее замечание 19, 47-48 о намерении первосвященников и книжников погубить Иисуса, исполнению которого мешало скопление народа. «Какою власть Ты это творишь, или кто дал Тебе эту власть?». «Это» относилось в их устах к очищению храма. Члены Синедриона были уверены, что на этот вопрос Иисус не мог им дать удовлетворительного ответа. Они хотели обнаружить в присутствии народа, что Иисус усвоил Себе не принадлежащую Ему власть. По поводу данного события еп. Аверкий замечает: «На этот вопрос лишним было и отвечать, ибо вопрошающие прекрасно знали, какой властью Господь действует, но сознательно противились этой власти». Но Иисус ответил вопросом на вопрос: с небес или от людей крещение Иоанново? – и отказался ответить на вопрос начальников, пока они не ответят Ему на Его вопрос, т.е Он отвечал самым Своим вопросом: эту власть дал Ему Бог Отец. Не ответив на вопрос Иисуса, члены Синедриона поступили против совести, потому что они сказали не то, что думали, а то, что им казалось выгодным сказать. Они одинаково боялись и возмущения народа и укора в устах Иисуса. Они сказали: «Не знаем». По своему положению вождей народа, они должны были знать. И потому отказ Иисуса ответить на их вопрос имел значение осуждения. Как получивший власть от Отца, Он отказался иметь общение с вождями народа, потерявшего принадлежавшую им власть. Он еще раз подтвердил тот суд, который Он произнес в проклятии смоковнице и разъяснил в очищении храма [Кассиан].

Три обличительные притчи:

Но Он не только подтвердил Свой суд, Он его обосновал в трех обличительных притчах. Обличение относится к современному Христу Израилю, возглавляемому его духовными вождями:

1) Притча о двух сыновьях (Мф. 21, 28-32). Это второй сын, который не исполнил своего обещания работать в винограднике отца и которому Иисус противопоставляет мытарей и блудниц, обращенных служением Иоанна.

В этой притче прослеживаются три основных момента – а) параллели с «блудным сыном» (Лк. 15), б) ответ иудеев есть самоосуждение: «Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31), в) иудеи осуждаются и от Закона – «Иоанн пришел путем праведности» (Мф. 21, 32): «Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему».

2) Притча о злых виноградарях (Мф. 21, 33-46; Мк. 12, 1-12; Лк. 20, 9-19). Это злые виноградари, которым был вверен виноградник и которые начали с того, что оскорбляли и убивали слуг своего господина, посылаемых им за плодами виноградника, и кончили умерщвлением его единородного сына.

В этой притче можно выделить – а) историю домостроительства спасения в притче, б) пророческий характер притчи: «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21, 39).

3) Притча о званных на брачный пир царского сына (Мф. 22, 1-14). Это званные на брачный пир, которые отказались придти, когда пир был готов, и тоже совершили насилие над слугами, посланными царем с последним напоминанием.

В этой притче выделяется насилие над слугами и убиение сына, также истребление убийц и сожжение города их.

Но обличением значение притч не исчерпывается. Положительное учение притч сосредоточено на теме Царства. Это вытекает хотя бы из образа пира – и притом брачного пира – в третьей притче. В положительном учении о Царстве обличительные притчи прежде всего напоминают о субъективных условиях стяжания Царства. К этим условиям относится покаяние, о котором говорит пример старшего сына в притче о двух сыновьях. В общей форме эта мысль выражена требованием отчета, с которым приходят к злым виноградарям слуги их господина и, наконец, его возлюбленный сын, а также образом брачной одежды, которую должны иметь на себе участники трапезы. Человек, не имеющий брачной одежды, извергается вон (Мф. 22, 11, 13). В полном согласии с учением Христовым во время пути выдвигается мысль и об объективных условиях явления Царства. Таковым условием в притче о злых виноградарях является убиение сына. Только будучи отвергнут строителями, камень становится главою угла (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17). Это слово псалмопевца (Пс. 117, 22 и сл.) сделалось для первого христианского поколения одним из главных свидетельств Ветхого Завета в пользу учения о страдании и славе Мессии. Господь провидит не только Свою смерть, но и Свое прославление, построение Церкви на краеугольном Камне, и этот Камень – Он.

Пророческое прозрение философии истории в притче о злых виноградарях не ограничивается общей концепцией домостроительства Божия, но распространяется и на отдельные подробности священной истории. Званные, отказавшиеся придти на брачный пир царского сына и подвергшие насилию слуг царевых (Мф. 22, 5-6), – это все те же духовные вожди иудейского народа. И царь не только не допускает их на брачную трапезу: он истребляет убийц и сжигает город (ст. 7). Как и в притче о злых виноградарях, мы улавливаем в этой подробности конкретное пророчество, получившее исполнение в национальной катастрофе 70 г. Разрушение Иерусалима Титом было Божиим судом над Израилем, осудившим на смерть Мессию [Кассиан].

* Основной смысл этих притч изложен в заключении последней («Мнози бо суть звани, мало же избранных» Мф. 22, 14) и состоит в изложении того факта, что израильский народ отказался от своей богоизбранности, которая перешла отныне к будущей Церкви, составленной преимущественно из язычников и бывших грешников.

Ответы Господа на искусительные вопросы. Вопрос о власти Иисуса Христа (Страстная седмица).

Три искусительных вопроса:

В ответ на обличение вожди Израиля открывают против Господа организованный поход. Все три вопроса имели целью уловить Господа в слове (ср. Мф. 22, 15; и снова ст. 34). Марк (12, 13) и Лука (20, 20) согласно свидетельствуют о том, что задавшие Господу первый вопрос были подосланы к Нему членами Синедриона. Это и был их ответ – провокацией – на обличительные притчи. Ученики фарисейские и иродиане «отлагают на время свою вражду, чтобы общими усилиями сделать зло ненавистному тем и другим Учителю истины» [свт. Филарет].

1) Вопрос фарисеев и иродиан о подати кесарю (Мф. 22, 15-22; Мк. 12, 13-17; Лк. 20, 20-26). Утвердительный ответ на этот вопрос должен был скомпрометировать достоинство Его как посланника Божия в глазах народа, о котором бы объявили фарисеи. Мессия, священный царь Израиля, не мог допустить подчинения народа чужеземной власти. Отрицательный ответ вызовет донос иродиан на Него римскому правителю как на мятежника и Он будет подвергнут смертному суду. Таким образом, вопрос о подати кесарю в любом случае был поводом к Его убийству, исполнить которое прямо помешало скопление народа.

2) Вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены (Мф. 22, 23-33; Мк. 12, 18-27; Лк. 20, 27-38) – о воскресении мертвых. Вопрос саддукеев заключается в попытке подтверждения своего учения о невозможности воскресения законом левирата (Втор. 25, 5-10). Или у жены в воскресение мертвых будет 7 мужей из-за отсутствия детей, 7 потому, что ни один из семи не приобрел на нее преимущественных перед другими прав. Этим бы допускалось многомужество, т.е. вопиющим нарушением закона. Или в самой невозможности удовлетворительного решения заключается доказательство того неоспоримого для саддукеев положения, что мертвые не воскреснут. Но народные массы, под влиянием фарисеев, верили в воскресение. Ожидание Царства Божия было связано с воскресением. В глазах народа, Мессия, отрицавший воскресение, не был бы Мессией. Предлагался выбор «между нарушением закона и оскорблением религиозных чаяний народа», и в том, и в другом случае – попытка найти повод к убийству.

3) Вопрос законника о наибольшей (Мф. 22, 34-40), или первой (Мк. 12, 28-31) заповеди в законе. Законник из среды фарисеев, очевидно готовился завязать с Ним богословский спор на любимую фарисеями тему об обрядах и заповедях. Любая попытка поправить заповедь Божию расценилась бы как богохульство.

Смысл и цель трех искусительных вопросов в том, чтобы Христос косвенно отказался от своего мессианства, войдя в противоречие или с государственным законом, или с законом Моисеевым, или показав отсутствие «богословского образования». Любой ответ Христа мог быть использован против, поэтому предполагавшийся ответ значения не имел. В своих ответах Господь давал положительное учение о трансцендентности Царства Божия этому миру и о бытии в нем человека, основанном на любви. Во всех трех ответах учение Иисуса есть учение о Царстве Божием. В последнем случае оно касается не существа Царства, а моральных условий его стяжания.

Вопрос Христа о Его Божественном достоинстве (беседа о божественном достоинстве Мессии) (Мф. 22, 41-46; Мк. 12, 35-37; Лк. 20, 40-44). Первый вопрос, который Он Сам поставил был вопрос о Христе как сыне Давидове. Он хотел показать, что видеть в Мессии только сына Давидова, значит иметь о Нем представление ложное и опять-таки с Писанием несогласное. Мессия есть Господь. Ему принадлежит Божественное достоинство. Речь идет, конечно, о Мессии во славе. В беседе о божественном достоинстве Мессии Христос, приводя слова 109-го псалма «Сказал, Господь, Господу Моему: сиди одесную Меня, дондеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», обличил невежество иудеев в законе и одновременно дал им свидетельство о Своем Божественном достоинстве и вечном бытии. Потерпев такое решительное поражение, фарисеи уже больше не отваживались искушать Господа коварными своими вопросами, а множество народа слушало Его с услаждением (Мк. 12, 37).




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 132 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | <== 16 ==> | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав