Читайте также:
|
|
Лекция: Эволюция социологической мысли
Вопросы
1. Классическая западная социология (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер).
2. Основные направления социологии XX века.
1. Огюст Конт (1798-1957 г.) -французский философ, один из создателей позитивистской философии и социологии. Известность ему принес «Курс позитивной философии» (1830-1842).
Основные положения теории О. Конта
1) социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы являются однотипными по своей сущности и форме.
2) методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, поэтому можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.
3) задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, которые эмпирически обоснованы.
Социология как наука должна строиться по образцу естественных и технических наук. Ни философия, ни наука не могут ставить вопрос о причине явлений - это им не под силу. Их задача заключается в описании происходящего в природе, обществе, человеке, а не в выявлении сущности происходящего.
Конт развил идею о стадиях развития человеческих обществ в виде трех стадий интеллектуальной эволюции человечества и индивида.
Первая стадия - теологическая, на которой все явления окружающего человека мира объясняются религиозными представлениями (например: «Все создано Богом»).
Вторая стадия - метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.).
Третья стадия - позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями. Здесь возникает уже наука об обществе – социология.
Новую науку социологию Конт разделил на две части.
Первая часть - социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью, общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены.
Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.
Схема 1. Пирамида наук О. Конта
Схема 2. Позитивистская социология О. Конта
Вторая часть - социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития.
Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения.
Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.
Для Конта общество представляет собой своеобразный организм, который состоит из частей, находящихся в равновесии между собой. Эволюция этого организма заключается в функциональной специализации структур и их подгонке друг к другу. Тогда социология становится «позитивной моралью», сводом правил проведения людей, и ему должны следовать политические лидеры.
Отношение к социологии у О. Конта носит сциентистский характер, согласно которому наука - главный фактор общественного прогресса, социология должна уподобиться естественным наукам, утверждается недоверие к свободе индивида, стремление преодолеть спонтанное развитие общества силой планомерной, научно организованной деятельности государства.
Г. Спенсер -(1820-1903) - английский философ и социолог; который разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике.
Спенсер - основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому.
Согласно его учению, общество состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому, как человеческое тело состоит из органов - почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право.
Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.
В социальном организме Спенсер выделяет
А) внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды
Б) внешнюю подсистему, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой.
Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 434 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |