Читайте также:
|
|
Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово латинского происхождения и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.
Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей - подлинных творцов культуры.
В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностнных сил личности.
Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.
Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.
В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение: не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями - производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»
Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно-экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.
Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировозренческтих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.
Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, - бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.
Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это - бесценный источник прогресса социума и человека, причел прогресса нелинейного и небезусловного. Культура - наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.
Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.
Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличии от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура ведь не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н. Толстого? По-видимому, в данном случае требуется иные мерки и оценки.
Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия - делать высокие обобщения. Вот почему она есть, по словам И.Канта, «законодатель человеческого разума». Короче говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.
Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость («добрый разум») как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что бы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрость - это знание вечных истин, которые необходимые человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.
Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения - быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека - к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.
Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно-практической деятельности. Философская культура - это не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски - означает воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя - как частицу этого великого целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.
3Главные онтологические категории (сущее, сущность и существование, единое и многое)
Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности. 4.
Многообразие явлений и проблема единства мира поиск первоосновы сущего.
Основные понятия Онтология - философское учение о бытии. Бытие - предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом. Сущее - то, что есть;
Сущность - внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.
Существование - реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность. Реальность - совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем. 1)
все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты; 2)
противостоящие явлениям сознания.
Субстанция - самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Краткое содержание Центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает категория бытия. Становление философии начиналось именно с постановки проблемы бытия.
Бытие - философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера.
С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир образует совокупную реальность с которой необходимо считаться человеку, с одной стороны мир не однороден, он представляет собой всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, с другой стороны, мир в его существовании образует непрерывное единство, универсальную целостность. Существование - предпосылка единства мира.
Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного.
Все существующее, все, что может возникнуть и возникло во времени образует реальность поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают 2 вида реальности: объективную и субъективную.
Объективная реальность - действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга.
Такую глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».
Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Учения, объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции, называются монистическими.
В зависимости от того, что мыслится в качестве субстанции - материя или дух - различают материалистический монизм и идеалистический монизм. Монизму противостоят дуализм, согласно которому существует два исходных начала (и материя, и дух), и плюрализм, допускающий множество самостоятельных субстанций.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 176 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |