Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Организация и проведение деловых игр

Читайте также:
  1. I. Проведение контрольной работы.
  2. II. Организация выполнения контрольной работы
  3. II. Организация выполнения курсовой работы
  4. II. Организация и руководство практикой на производстве
  5. III. Медицинская психология; лечение психических расстройств; организация психиатрической помощи.
  6. III. Организация федеральной медицинской службы гражданской обороны
  7. IV. Организация выполнениявыпускной квалификационной работы
  8. IV. Организация питания
  9. IV. Организация управления медицинской службой гражданской обороны
  10. V2: Организация и методика ветеринарно-санитарного осмотра туш и внутренних органов

Рассмотрим некоторые методические советы магистранту, решившему проходить педагогическую практику в форме проведения деловых игр на семинарских (практических) занятиях. В настоящее время существует значительное количество различных видов, определений и классификаций деловых игр. Деловая игра - форма моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности магистранта в целях овладения практическими аспектами проектирования и внедрения современных систем государственного и муниципального управления и поиска оптимального решения деловой ситуации. Другими словами, деловая игра - это воспроизведение деятельности муниципальных образований и государственных служащих, а также игровое моделирование систем управления. Деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деятельности государственных служащих. В отличие от других традиционных методов обучения они позволяют более полно воспроизводить деятельность государственных служащих и аппарата управления муниципальным образованием, выявлять затруднения и причины их появления, разрабатывать и оценивать варианты решения затруднений, принимать решения и определять механизмы их реализации. Это дает возможность рассматривать затруднения не абстрактно, а как конкретную задачную ситуацию, вытекающую из деятельности конкретного муниципального образования.

Диапазон применения деловых игр очень обширен. Однако можно выделить четыре основные области (направления, сферы) использования деловых игр:

1) для принятия решений в хозяйственных ситуациях, бизнес-процессах, особенно при необходимости учета многочисленных факторов, не все из которых могут быть однозначно количественно определены;

2) в научных исследованиях, когда определенные проблемы, гипотезы и теоретические положения изучаются и анализируются методом игрового моделирования;

3) при отборе рациональных вариантов проектных решений уточнять подлежащие проработке организационные проблемы (проектные игры);

4) при обучении студентов в вузах, а также при обучении и отборе руководителей, особенно при повышении их квалификации в институтах (факультетах).

Обычно выделяют два вида деловых игр.

Имитационная игра - род деловой игры, не направленной на поиск решения конкретной проблемы муниципального управления; имитация реальных задач. Учебные деловые игры применяются при обучении государственных служащих, руководителей, специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний при исполнении служебных обязанностей, т.е. в своей практической деятельности. Здесь отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения теоретических знаний и практических навыков. В учебной группе, как правило, слушатели могут быть различных должностных категорий, из различных подразделений, что не всегда составляет тот коллектив, которому в практической работе приходится выполнять рассматриваемую учебную проблему. Поэтому вопрос формирования учебных групп является весьма важным при организации учебного процесса. У слушателей должен быть интерес и потребность в получении новых знаний, в выработке практических навыков и умений для использования в своей практической деятельности и повышения эффективности своего труда. Желательно, чтобы состав слушателей был такого уровня управления, на котором формируются основные идеи разработки и принятия соответствующих решений. Участники учебной деловой игры должны постоянно ощущать важность решаемой проблемы и понимать, что подобные проблемы им придется решать на своем рабочем месте.

Рассматривая классификацию деловых игр, следует отметить и такой вид, как исследовательские, или инновационные, игры. Если деловая игра уникальна, а задача фокусируется на отрыве от «прежних» производственных ситуаций, проектных поисков и т.д., то она превращается в «инновационную игру», первичной формой которой является «мозговой штурм».

Инновационная игра - род деловой игры, уникальной по содержанию, по ситуации или по задаче, в которой особое внимание обращается на некритические функции. Это означает, что уже в сценарии критические процессы более представлены, реализуются в режиссуре, оформляются целевым образом как направленность игры на разотождествление с прежним способом работы, прежним психическим состоянием, прежними средствами и способами действия и прежней организации действия, формами кооперации и т.п. Организация и проведение производственных игр требуют серьезной подготовки, а в ряде случаев - привлечения квалифицированных консультантов. Трудности, с которыми приходится сталкиваться при проведении - это относительная сложность подготовки, отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат, отсутствие четкого алгоритма проведения деловой игры. Алгоритм рассмотрения проблемы в каждой группе может быть совершенно другой, чем в предыдущей.

Рекомендации по проведению деловых игр. Для каждой игры разрабатывается документация и необходимые методические материалы.

Проспект деловой игры может содержать: название игры; концепцию игры, цели, ее общее содержание и условия проведения, на какую аудиторию она ориентирована и т. п.

В сценарии дается характеристика объекта деловой игры, порядок проведения, состав участников, перечень должностных лиц, деятельность которых моделируется в игре, их роли, исходная информация, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Характеризуются правила и методические рекомендации игры и подведения итогов.

В приложениях рекомендуется дать словарь употребляемых терминов и понятий для их однозначного понимания участниками:

1) Объект или процесс, моделируемый в игре, - муниципальное образование, а также процесс выработки или принятия управленческого решения, проектирование деятельности с применением современных методов диагностики, анализа и решения региональных и муниципальных проблем.

2) Игровая обстановка отражает принципиальные решения по формам взаимодействия игроков в процессе игры (с помощью игровых предметов, с использованием документов, устно, через ЭВМ и т.д.).

3) Регламент - расписание игры, в котором указываются порядок игры, характер времени проведения игры (непрерывное или дискретное), коэффициент сжатия времени. Практика проведения деловых игр и конкретных ситуаций показывает, что при неправильной организации деловой игры, без четко установленного регламента на ее завершение, не хватает времени. Поэтому руководитель должен строго следить за временем, с тем, чтобы его хватило для полного разбора рассматриваемой проблемы и для заключения.

4) План - нормативные предписания о промежуточных и конечном результате: получении продукта с заданными характеристиками.

5) Программа - оформленное содержание образа деятельности в виде нормативного текста, где указывается, как человек, обладающий способностями, реализует их в деятельности с учетом требований технологии.

6) Проект - совокупность представлений о будущем результате и о процессе его достижения.

7) Технология - совокупность средств и способов преобразования исходного материала в конечный продукт с заданными параметрами.

8) Игровая роль — это отражение некоторой реальной роли или совокупности реальных ролей в деловой игре. Совокупность игровых ролей образует формальную структуру игровой организации.

9) Игрок - это участник деловой игры, исполняющий определенную игровую роль. Кроме описания ролей, игроки в игровом эксперименте используют приказы, инструкции, законы и другие материалы, регламентирующие деятельность всего коллектива игроков как членов имитируемой организации. Для лучшего использования содержащихся в них сведений игровые и вспомогательные материалы передаются участникам игры по мере необходимости.

Функциональные роли участников деловой игры:

Руководитель игры. В учебной игре его называют преподавателем, в бизнес-игре - администратором. Для проведения игры назначается администратор, возглавляющий группу организаторов игры. В приказе или другом распорядительном документе о проектировании и проведении деловой игры указываются состав и структура группы организаторов игры, распределение обязанностей между ними, правила их взаимодействия в процессе игры, функции администратора, его права и обязанности, сводный перечень действий в ходе игры и др. Успех деловой игры и подведения ее итогов зависит от умения руководителя вести дискуссию. В основном должны высказываться слушатели, а не руководитель. Руководитель открывает дискуссию, поддерживает ее равновесие между участниками деловой игры и при необходимости управляет ею с помощью наводящих вопросов. Крайне нежелательно, чтобы руководитель походу дискуссии выражал свою точку зрения, связанную с анализом проблемы или ситуации. На практике бывают случаи, и довольно часто, когда дискуссия склоняется к ошибочному варианту или мнению. Поэтому искусство руководителя заключается в том, чтобы с помощью наводящих вопросов заставить участников игры пересмотреть предложенные позиции и выйти на правильное решение проблемы. Обязанность руководителя состоит в том, чтобы довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, показать участникам игры, чего удалось добиться ее участникам. Незаконченность занятия, выразившаяся в недостаточно обстоятельном подведении итоговой деловой игры, может существенно обесценить всю большую работу по ее проведению. Затем формируются игровые команды и распределяются роли между игроками. Число команд и игроков зависит как от характера и содержания игры, так и от возможностей обеспечения каждой команды необходимыми материалами игры.

Формирование команд - цель и средство выездной управленческой сессии. К игрокам предъявляются определенные требования, поэтому их подбор и подготовка проводятся с помощью специальных методов. Чаще всего при проверке степени подготовленности игроков к деловой игре применяются критериально-ориентированные тесты достижений (англ. test - проба, испытание, исследование). При этом устанавливается возможность совмещения игроками нескольких ролей и исполнения одной роли несколькими игроками. Важное значение имеет правильное определение начального уровня подготовки игроков, а также допустимости участия в деловой игре людей с разным уровнем знаний, умений, навыков. Для разрешения возможных конфликтных ситуаций и недоразумений создается группа экспертов. Необходимо заблаговременно определить ее место в игре, состав и структуру, а также требуемый уровень квалификации экспертов, необходимость их предварительной подготовки, ее объемы и виды. Для проведения игры необходима счетная группа. Ее подготовка идет параллельно с подготовкой игроков. На каждую команду игроков должно приходиться два человека счетной группы. Кроме того, нужен игрок-участник на все команды, который занимается созданием всякого рода помех и случайных ситуаций, что и служит основанием для принятия решений участниками деловой игры.

Игру следует разделить на несколько этапов.

На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация, которая может быть представлена игрокам как на игре, так и заранее. Последний вариант является более предпочтительным, так как в этом случае участники не затрачивают времени на ознакомление с информацией и ее осмысливание в период занятия. Руководитель должен дать участникам деловой игры инструкцию, в которой разъясняются особенности игры, порядок проведения и обсуждения; обратить их внимание на критерии оценки результатов деловой игры, учитывая, что обучаемые в основном работают в малых группах, и игра практически носит состязательный характер

На практике довольно часто используются такие критерии оценки эффективности работы групп: доклад (содержательная часть, четкость сообщения, регламент, лаконичность); новизна предлагаемых мероприятий; глубина и широта анализа; обоснованность мероприятий; активность членов подгруппы в обосновании и защите предлагаемых мероприятий. На этом этапе участники игры должны четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью, составить малые группы (команды) и организовать их работу. Руководителю следует особое внимание обратить на формирование команд. Важно, чтобы это была творческая группа. Лучше, когда игрок-участник самостоятельно выбирает определённую проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать. На этом этапе администратор в общих чертах знакомит участников с игрой и передает им материалы игры. Материалы должны быть размножены таким образом, чтобы каждый имел необходимые ему части. Затем каждый участник получает домашнее задание для изучения материалов игры и подготовки к контрольной проверке. Через определенное время проводится второе занятие, на котором администратор разбирает с игроками неясные и спорные положения и предлагает им письменно ответить на вопросы, касающиеся содержания и порядка проведения деловой игры. После контроля усвоения процедуры игры проводится пробное (пилотажное) ее проигрывание. Убедившись, что участники игры достаточно хорошо усвоили ее процедуру, администратор объявляет о начале игры.

Второй этап - это самостоятельная работа участников в командах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они пытаются с помощью преподавателя вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки анализа ситуаций и проявляют индивидуальные личностные способности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника деловой игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы или задачи. Важно использование принципа консенсуса, т.е. единогласное принятие общих решений, но не путем голосования, а на основе предварительного соглашения и отсутствия возражений по поводу решения. Однако это не означает, что кто-либо из участников и в этом случае не может выйти на коллективное обсуждение в общей группе со своей точкой зрения.

Третий этап - это межгрупповая дискуссия. Каждая команда докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других команд выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта. Если игра проводится в несколько циклов, то после последнего цикла анализируются деятельность участников игры и оценка каждого ее участника.

Продолжительность деловых игр зависит от сложности и масштаба проблемы. Важным понятием управленческих деловых игр является число периодов игры. Методологически правильно планировать такое число периодов партии игры, которое было бы достаточно для достижения целей проводимого эксперимента. Для учебных игр число периодов партий может определяться экспериментально. Это то число, когда аналогичный контингент учащихся достаточно глубоко и полно осваивает учебный материал, предлагаемый в игре. При планировании учебной (имитационной) деловой игры важно выделить симптомокомплекс играбельности, необходимо стремиться к ее максимальной концентрации во времени, имея в виду, что в перерывах в имитационном эксперименте игроки неизбежно теряют нить игры. В то же время необходимо учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков и необходимость обдумывания ими результатов предыдущих периодов игры.

Симптомокомплекс играбельности - это количество и характер признаков, необходимых и достаточных для того, чтобы оценить продуктивность проектируемого имитационно-игрового действия, саму возможность реализации оргпроекта игры. Учебные (имитационные) и управленческие игры занимают все большее место в системе повышения квалификации государственных служащих, руководителей и специалистов. Имитационные и инновационные игры могут быть использованы при проверке гипотез, новых принципов организации и управления местным хозяйством, его отдельными отраслями, организациями; они актуальны при разработке и реализации программы организационного развития и изменений и т.п. В них осуществляется и психологическая подготовка к восприятию нововведения, что является очень важным при его внедрении. Возможность многократного повторения в решении той или иной производственно-хозяйственной проблемы, причем с различными подходами и критериями, возможность использования переменного масштаба времени, когда тот или иной процесс или действие могут протекать несравненно быстрее реального, наглядность и очевидность последствий принимаемых в игре решений являются преимуществами деловой игры перед реальным хозяйственным экспериментом.

 


Приложение 1

Образец программы педагогической практики

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав