Читайте также:
|
|
Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие.[19] Творить творец может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма.
Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим в глубь души видом искусства Платон считал "мусическое искусство" (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек зрения.
Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека (Ж.-П.Сартр, С.Кьеркегор).[19] Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, "божественное наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не сопоставимы, противоположны.
Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающую способности обусловленными лишь средой и воспитанием[19].
Пристальное внимание русского философа Г.В.Плеханова в 19 веке привлекали проблемы развития современного художественного творчества. Одна из сторон эстетики Г.В.Плеханова - стремление раскрыть активную роль искусства, его формирующее воздействие на человека. Ценны его высказывания о познавательном значении искусства, его роли в преобразовании действительности, в открытии человека новых путей творческого развития. Плеханов объясняет свое понимание действия законов подражания и противоречия, заложенных в человеческой природе, их взаимосвязи. По его мнению, искусство начинается там, где впечатления, мысли и чувства получают образное выражение. В образности ученый видит обязательное специфическое свойство искусства.[17]
В определении искусства как образного воспроизведения жизни он в основном развивает известные положения эстетики В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского. "Все законы художественного творчества, - замечает Г.Плеханов, - сводятся к одному: форма должна соответствовать содержанию. Творческая фантазия не только комбинирует те впечатления, которые производит на нас действительность. Воображение только разнообразит и экстенсивно увеличивает предмет, но интенсивнее того, что мы наблюдали или испытали, мы ничего не можем вообразить"/[17]
Издавна считалось, что музыкально-творческие способности - это особый дар. Великие русские философы, критики, музыканты, наблюдая и анализируя процесс творчества, обдумывая вопрос о сущности музыкального таланта, высказывали ряд ценных мыслей. Например, по мнению русского философа-материалиста Д.И.Писарева, для развития музыкально-творческих способностей большое значение имеют некоторые природные предрасположения человека, сказывающиеся прежде всего в яркости восприятия музыкальных образов и повышенной впечатлительности. Д.И.Писарев отмечал, что эти психологические особенности "кроются в строении нервов", то есть зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека.[17] С особенностями высшей нервной деятельности и связана впечатлительность, повышенная эмоциональность, имеющая важное значение для творческих способностей. Благодаря эмоциональности ребенок передает свои мысли. Яркость восприятия и эмоциональность влияют на особенности памяти. Чем ярче и эмоциональнее восприятие, тем более образной и эмоционально окрашенной является память. Эти положения Д.И.Писарева ценны для отечественной психологии и сегодня.
Эстетика прошлого и настоящего дала немало концепций, объясняющих влияние искусства на развитие способностей человека. Среди них концепция философа Э.В.Ильенкова выделяется четкой разработкой именно тех теоретических положений, которые прямо отвечают запросам педагогики и психологии.[13] В форме искусства развивалась и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение или фантазию. Через развитие воображения искусство, шире - художественная деятельность вообще, культивирует высшие, наиболее совершенные формы восприятия. Такие формы восприятия необходимы развивающемуся человеку, так как способность мыслить и способность видеть мир - это две взаимодополняющие друг друга способности: одна без помощи другой не в состоянии выполнить свою собственную задачу. Сама по себе взятая фантазия или сила воображения, по мысли Э.Ильенкова, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей.
До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкальное воспитание в целом носили преимущественно репродуктивный характер, и лишь в последние годы музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания (Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, А.А.Никитин, Г.С.Ригина, П.В.Вейс, Ф.Д.Брянская, и др.). [1,6,11,20].
Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.
Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова[2,14,17].
Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги Г.Рид, К.Рейнольдс, Н.Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.С.Кабалевский [11,12,14,16,21].
В отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей: музыкального творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988), творческих проявлений дошкольников (А.Н.Зимина, 1988), творческой направленности личности (А.Н.Зимина, 1997), однако недостаточно имеется монографий, диссертационных исследований, всесторонне освещающих динамику развития музыкально-творческих способностей дошкольников. В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается как естественная для возможностей каждого ребенка (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, А.А.Мелик-Пашаев и др.). [3]
Таким образом, в силу своей сложности процесс творчества, выявляющий у детей творческие проявления, остается неизученным, несмотря на определенный интерес к этому вопросу со стороны многих исследователей. Отсюда и неоднозначность в понимании творческих способностей, а принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 78 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |