Читайте также:
|
|
Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия являются одним из важных инструментов в достижении целей наказания.
Принцип дифференциации и индивидуализации наказания и применения мер исправительного воздействия предполагает, что наказание и средства исправительного воздействия должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
В наибольшей степени этот принцип относится к осужденным, отбывающим лишение свободы, поскольку это самая многочисленная категория осужденных лиц.
Суть дифференциации состоит в том, что разным группам осужденных устанавливаются различные условия отбывания наказания. Дифференциация наказания включает в себя, во-первых, дифференциацию назначения наказания, во-вторых, дифференциацию исполнения наказания.
Дифференциация назначения наказания достигается путем учета социально-демографических признаков (пол, возраст, профессия) и уголовно-правовых (тяжесть совершенного преступления, форма вины, рецидив). В данном случае можно говорить об уголовно-правовой дифференциации, которая осуществляется судом на стадии назначения наказания и определения вида исправительного учреждения. Как известно, несовершеннолетним, например, не могут быть назначены некоторые виды наказаний – пожизненное лишение свободы, смертная казнь, ограничение свободы. Максимальные сроки лишения свободы ограничиваются 10 годами, ареста – 4 месяцами. Женщины не могут быть направлены для отбывания лишения свободы в колонии строгого, особого режима и в тюрьму. К тому же им также не назначается смертная казнь и пожизненное лишение свободы, есть и другие ограничения.
Индивидуализация назначения наказаний выражается в установлении конкретного срока и размера наказания.
Уголовно-правовая дифференциация создает предпосылки для уголовно-исполнительной дифференциации. Дифференциация исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности, прошлой преступной деятельности следует применять различный объем карательного воздействия, правоограничений. Она устанавливает различные условия отбывания наказания на основании психолого-педагогических признаков – темперамента, поведения, отношения к труду, учебе, а также физиологического состояния. Причем уголовно-исполнительная дифференциация может выходить за рамки дифференциации уголовно-правовой, поскольку осужденные в процессе отбывания наказания могут перераспределяться по исправительным учреждениям – возможны переводы из колоний с более строгим режимом в колонии с режимом более мягким, и наоборот. А воспитательная работа с осужденными должна строиться с учетом типологических особенностей их личности, возраста, пола и иных психолого-педагогических особенностей.
Хотя исполнение наказаний и применение мер исправительного воздействия представляют собой единый карательно-воспитательный процесс, вместе с тем дифференциация кары отличается от применения большинства средств исправительного воздействия.
Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ к средствам исправительного воздействия относятся:
- режим отбывания наказания (именно посредством режима осуществляется применение кары);
- воспитательное воздействие;
- общественно-полезный труд;
- общеобразовательное и профессионально-техническое обучение;
- общественное воздействие.
При исполнении различных видов наказания доля средств исправительного воздействия различна.
Средства исправительного воздействия следует отличать от мер исправительного воздействия, к которым относятся все вышеперечисленные средства, кроме режима отбывания наказания.
Итак, меры исправительного воздействия – это:
- воспитательная работа;
- общественно-полезный труд;
- общеобразовательное и профессионально-техническое обучение;
-общественное воздействие.
Представляется, что данные понятия нельзя употреблять как синонимы, поскольку средства исправительного воздействия – это тот инструмент, с помощью которого можно воздействовать на осужденных, а меры исправительного воздействия – это своеобразная шкала, которая показывает степень исправления личности осужденного. Критерием меры можно считать отношение осужденного к труду, учебе, воспитательным мерам.
Труд осужденных традиционно относился к основному средству исправительного воздействия в исправительно-трудовом законодательстве. Однако его роль в теории и на практике гипертрофировалась: он рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительно-трудовые учреждения выступали, по существу как промышленные предприятия, которые обязаны были выполнять план и приносить прибыль. В настоящее время создалась противоположная ситуация: многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, как известно, в такой среде выступает в качестве криминогенного фактора [39].
Воспитательная работа с осужденными (в соответствии с ИТК РСФСР – политико-воспитательная) направлена в соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. До начала 90-х годов прошлого столетия воспитательная работа с осужденными была предельно политизирована. В связи с произошедшей в нашей стране «перестройкой» деполитизация воспитательной работы привела к активному религиозному воздействию на осужденных. «Между тем, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[40]. В настоящее время участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, а также обстоятельств совершенных ими преступлений.
Общеобразовательная и профессионально-техническая подготовка осужденных согласно Закону «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в частности, данным мерам исправительного воздействия посвящены ст. 108 и 112 действующего УИК РФ. По своему содержанию и карательным элементам, как правильно отмечает проф. И.В. Шмаров, они не содержат каких-либо карательных элементов[41].
Воспитательный процесс – это творческий процесс, который не терпит шаблона и предполагает самостоятельность и свободу воспитателя в выборе форм, методов, приемов педагогического воздействия на осужденных.
Исходя из выше указанного, необходимо отличать дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия. Последняя имеет ряд особенностей:
- осуществляется в пределах конкретного исправительного учреждения;
- основывается на учете типологических особенностей различных категорий осужденных;
- учитывает степень исправления или наоборот нежелание исправляться;
- зависит от условий отбывания наказания.
Например, общественно-полезный труд в колониях особого режима организуется покамерно (ч. 1 ст. 127 УИК); общее образование не организуется в колониях особого режима для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, - в соответствии с ч. 6 ст. 112 УИК РФ им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа (ПКТ), единых помещениях камерного типа (ЕПКТ) не организуются самодеятельные организации, представляющие собой одну из форм воспитательной работы с осужденными. Воспитательная работа, как одна из мер исправительного воздействия на осужденных, в соответствии с ч. 2 ст. 110 УИК организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
Рассмотренный нами институт дифференциации исполнения наказаний реализуется в различных формах. Одной из таких форм является так называемая «прогрессивная система отбывания наказания» (ступенчатая). Впервые данный термин начал употребляться в ст. 7 ИТК РСФСР 1924 г.
Суть ее заключается в постепенном, последовательном изменении условий отбывания наказаний в зависимости от поведения осужденного (степени его исправления).
Изначально термин «прогрессивная система отбывания наказания» подразумевал учет только положительных изменений личности (кстати, именно такой подход существует в настоящее время в Великобритании).
Представляется, что можно и нужно учитывать не только позитивные моменты в поведении осужденных, но и негативные. Прогрессивность системы отбывания наказания как раз и заключается необходимости учета, как законопослушного поведения осужденных, так и его отрицательного поведения, злостного нарушения режима, стойкого нежелания исправляться, с тем, чтобы влиять на осужденного.
Нормы действующего УИК РФ регулируют как раз данный процесс. В частности, за хорошее поведение, добросовестный труд осужденные, отбывающие лишение свободы в колониях общего режима на обычных условиях, по истечении 6 месяцев могут быть переведены в облегченные условия, предусматривающие больше прав осужденных. И, наоборот, если лицо злостно нарушает режим отбывания наказания, оно может быть переведено в строгие условия отбывания наказания в пределах данной колонии, если же осужденный и дальше продолжает вести себя подобным образом, УИК предусматривает возможность его перевода в тюрьму сроком до трех лет (п. в) ч. 4 ст. 78 УИК).
Для более успешного воздействия на личность осужденных их подразделяют на категории и разряды в зависимости от степени исправления. Категория определяется в зависимости от вида исправительного учреждения, а разряд – условиями отбывания наказания (обычные, облегченные, строгие).
Для каждого разряда устанавливаются свои условия содержания и правила перевода из одного разряда в другой. Чем выше категория и разряд, тем больше прав имеют осужденные.
Изначально в УИК РФ идея ступенчатости реализовывалась, на наш взгляд, более последовательно. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что, согласно ч. 10 ст. 175 УИК применение условно-досрочного освобождения было возможно только в отношении осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в облегченных условиях. То есть для начала следовало заслужить перевод из обычных условий отбывания наказания – в облегченные, а уже затем применять нормы об условно-досрочном освобождении. В настоящее время данное положение незаслуженно отменено, поскольку Федеральным законом от 9 марта 2001 г. эта часть исключена из ст. 175, а сама статья неоднократно подвергалась изменениям.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 501 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |