Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Простейшие контрприемы из Универсальной боевой системы (УНИБОС) против основных атакующих действий комплекса.

Читайте также:
  1. III. 1. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ВАКЦИН
  2. III. 4. 3. СОБЛЮДЕНИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ НА ОСНОВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ, а также ДОБРОВОЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВИВОК.
  3. III. Блокаторы ренин-ангиотензин-альдостероновой системы
  4. III. Попытки создания общей теории социальной системы
  5. Internet против intranet
  6. Nbsp;   Противогаз промышленный фильтрующий модульный ППФМ-92
  7. Quot;Выход" системы
  8. Quot;Спиртовая энергетика" - за и против
  9. V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц
  10. V2: Анатомия венозной системы. Кровообращение плода и особенности кровеносного русла плода.

 

Видит Бог, американцы — неплохие ребята. С ними можно приятно провести время, и я уверен в том, что любой житель нашей страны может отыскать себе в Штатах друга или даже нескольких. Но миром управляют политики, а политиками — социально-экономические течения, формируемые влиятельными людьми, всегда остающимися в тени. Кто знает, не столкнутся ли интересы наших держав завтра? И не схлестнутся ли в какой-нибудь третьей стране наши парни со специалистами, подготовленными по американским методам?

Цель этой главы — не только познакомить воинов нашей армии и тех, кому еще предстоит служить в ее рядах, с системой рукопашного боя, принятой на вооружение армией США, но и указать на необходимость изучения, хотя бы в минимальном объеме — УНИБОС, Универсальной боевой системы, разрабатываемой научно-информационным центром «Здоровье народа», Международной ассоциацией боевых искусств «Шоу Дао» и рядом других организаций и ведомств. Будут приведены и простейшие контрприемы из первой ступени УНИБОС, которые можно с успехом использовать против тех или иных действий описываемого американского комплекса.




















Начнем, вопреки общепринятым нормам, с самого интересного — с середины[6].

Важнейшим навыком для реального боя является умение использовать получаемые преимущества до конца, в частности, закреплять успех ударами, в том числе и по упавшему сопернику. В описываемом комплексе особое внимание уделяется следующим ударам.


Рис. 26. Каблуком в солнечное сплетение.

Рис. 27. Носком в шею или голову.

Рис. 28. Каблуком по колену.

Рис. 29. По ложным ребрам или в область почек.

Рис. 30. Каблуком по центру спины.

Рис. 31. В пах.

 

Следующая группа ударов предназначена для воздействия на противника, стоя перед ним.


Рис. 32. Удар ребром ладони между верхней губой и носом.

 

Что касается рисунка, то удар изображен абсолютно неправильно, начиная от места соприкосновения и кончая самим положением (формой) атакующей руки. Но мы за американского художника не в ответе. Рисунки, повторюсь, выполнены максимально приближенно к оригиналу.


Рис. 33. В область почек ребрами ладоней (рисунок, как и предыдущий, оставляет желать лучшего).


Рис. 34. Удар по голени (изучается, как равнозначный вариант, и удар каблуком по колену).


Рис. 35. Удар ребром ладони между глаз, чуть выше переносицы (рисунок неточный).


Рис. 36. Удар зоной между большим и указательным пальцами чуть выше «адамова яблока».


Рис. 37. Удар кулаком или согнутыми пальцами в область солнечного сплетения может сопровождаться ударом колена в пах.

 

Броски — неотъемлемая часть реального поединка, несмотря на то, что их порой сложно бывает провести. Только комплексное использование всех групп приемов может привести к победе. Что же касается описываемого комплекса, то «бросковая» техника в нем представлена следующими приемами.


Рис. 38–41. Хорошо знаком самбистам обхват. В бою проводится, как правило, с ударом.


Рис. 42–45. Передняя подножка. Прием требует филигранной техники и скорости исполнения. Интересна концовка: фиксация соперника коленями и рычаг локтя через бедро (рисунки оставляют желать лучшего).


Рис. 46–48. Бросок через бедро с фиксацией коленом и рычагом локтя.

 

Активное надавливание коленом, локтем, тазом и т. д. при падении на противника порой заменяет дюжину ударов. Отсюда делайте еще один вывод: на тренировках не доводите дело до травм. Не опирайтесь и не падайте на партнера со всего маха, а лишь имитируйте это действие, чуть касаясь его тела.


Рис. 49–51. Бросок через плечо с завершающим ударом по шее.

 

Контрдействия при атаках разного рода спереди не блещут изысканностью и разнообразием, но достаточно эффективны.

Против попытки захвата ног, а значит, и последующего броска применяется удар коленом часто со встречным движением рук, воздействующих на голову атакующего (рис. 52).



На рис. 53–54 показан способ противодействия низкому захвату. Обратите внимание на применение болевого приема.

 

Воздействие на шейные позвонки не только ударами, но и поворотами головы различными способами — крайне опасно. Помните об этом на тренировках.


На рис. 55–56 вы видите одно из таких воздействий, позволяющее освободиться от захвата ноги.


На рис. 57–58 показано освобождение от обхвата туловища поверх рук.

 

Для того чтобы ударить коленом, приходится воздействовать на пах соперника, отжимая его от себя. Действие может проводиться, кроме кулаков, большими пальцами. Кстати, если у вас нет возможности вырваться из плотного захвата поверх рук с помощью ударов, то отожмите противника подбородком, воздействуя на волосистую часть головы или лицо, а затем захватите его половые органы (прием из первой ступени УНИБОС).

Захват туловища под руками довольно-таки глупое действие, так как открывает возможность атакованному беспрепятственно наносить удары руками и ногами (ведь руки атакующего заняты), отжимать атакующего прочь, давя на болезненные зоны, а также душить, и все это в комплексе с последующими бросками и другими действиями.


Рис. 59–61. Тем не менее бывают ситуации, когда проведение такого захвата достаточно эффективно.

 

Внимание! Удушения — опасные приемы и не терпят баловства. Соблюдайте осторожность при тренировках.

Удушение двумя руками спереди может быть выполнено мгновенно человеком, знающим правильную технику (приемы повышенной эффективности включены в УНИБОС в закрытые разделы для спецподразделений, вошел туда и ряд удушений). Но если атакующий промедлил, то он оказывается в незавидной ситуации. И в первую очередь защищающийся может воздействовать на глаза.



На рис. 62–67 способы освобождения от удушения из комплекса.

 

Против ударов ног в комплекс включены следующие приемы.


Рис. 68–70. Бросок с захватом ноги против удара коленом (захват снизу).


Рис. 71–74. Против удара ногой — узел стопы с последующим ущемлением икроножной мышцы.

 

В дополнение могут быть использованы: в середине — броски и удары, в конце — удушения, удары каской и т. д.

Противоборство на земле описано в учебнике, представляющем комплекс в общих фразах. Внимание уделено лишь действиям, изображенным на рис. 75–78.


Вскользь оговорено воздействие захватом на кожу и мышцы плеч, а также упомянуто об ударах лицом о землю.

Атаки сзади представлены на рис. 79–85. Используются захваты за уши, удары коленом в копчик и т. д.

 

* * *

Атакующие удушающие действия изображены на рис. 86–91.



Еще раз предупреждаем о соблюдении дзюдоистских и самбистских методов страховки. Об удушающих мы еще будем говорить на страницах нашего журнала. За консультацией вы можете также обратиться в ближайшую секцию дзюдо.

Против атак сзади в комплексе рекомендуются следующие приемы.


* * *


* * *


* * *


Рис. 92 —100. При захвате сзади под руками.

 

К сведению: на рис. 97 бросок обратным захватом ног.


Рис. 101–105. При захвате полным нельсоном («двойным»).


* * *


* * *


Рис. 106–115. При удушении предплечьем сзади.

 

«Снятие» часовых относится в комплексе к приемам «повышенного» типа.

Приемы представлены на рис. 116–129.


* * *


* * *


* * *


* * *


* * *


Против ударов ножом используются приемы, изображенные на рис. 130–141. Все они заканчиваются вонзанием острия в тело атакующего. Стоит ли читателя еще раз предупреждать об осторожности на тренировках и об обязательном наличии специнвентаря? Резинового ножа с закругленным концом, щитков на предплечьях и голенях и т. д.


* * *


* * *


Вот вы и познакомились с арсеналом приемов рукопашного боя военнослужащих армии США. «Мясо съедено, давайте обгладывать косточки». Это занятие займет у нас больше времени, чем сама еда. На этот раз начнем с конца.

Приемы комплекса, применяемые против ударов ножом, за исключением узла руки наверху, практически неизвестны подавляющему большинству инструкторов рукопашного боя в нашей стране. Быть может, сказалась тенденция отбора контрприемов боевого самбо против холодного оружия, в первую очередь направленных на обезоруживание противника, с возможным последующим задержанием. Такого рода приемы применимы скорее в практике правоохранительных органов, чем при армейской подготовке, подразумевающей встречный рукопашный бой на уничтожение. Приемы же «против ножа» из комплекса (несмотря на схематичность изложения очень высокоэффективны в боевой обстановке, особенно при формировании ряда навыков, о которых в учебнике не сказано ни слова, но которые; возможно, нащупываются интуитивно во время обучения и не без помощи инструктора (тренировка этих навыков разнообразна в УБС (УНИБОС), и мы еще будем с ней знакомить читателей нашего сборника).

Война в Корее показала всю неподготовленность армии США к ведению боевых действий. Было обращено внимание и на слабую физическую подготовку личного состава, и на незнание приемов в рукопашной. Именно тогда спецслужбы стали проявлять повышенный интерес к восточным единоборствам, в частности, к боевым искусствам Кореи. Скорее всего описанная группа приемов заимствована оттуда, так как между боевыми кланами средневековья Китая и Кореи существовал естественный обмен техникой боя, а описанные приемы использовались в таинственных и малоизвестных стилях боя Китая.

Одним из наиболее эффективных да к тому же малоизвестных был семейный[7] стиль клана Шоу Дао. Волею судьбы я оказался первым европейцем, освоившим основы этого стиля. Так вот, в упомянутом стиле приемы, подобные изложенным в руководстве, объединены в своеобразные комплексы «Идя по следу» и «Идя по следу, сокращаю путь». Об этих и других комплексах написано в одной из моих книг «Кунг-фу. Путь к бессмертию», изданной в 1990 году в Свердловске («Лита» с ОТО «Искатель»).

На рис. 142–144 изображены приемы, по сути своей аналогичные описанным в американском учебнике.


Высшее мастерство при выполнении этих приемов заключается в умении небольшим усилием направить всю силу удара в самого атакующего. То есть поразить его его же оружием. Такие приемы объединены в комплекс «Идя по следу». Если же у бойца технический уровень пониже, то он в своем арсенале использует более легкие приемы, «сокращая путь», но затрачивая на это гораздо больше усилий и выполняя много дополнительных действий. Но тем не менее, несмотря на кажущиеся усложнения и силовое исполнение приемов последней группы, кстати, наиболее близких приемам из комплекса, освоить их гораздо легче. (Что поделаешь, на таких противоречиях строится весь мир.) Гораздо труднее противостоять этим приемам, если вы, во-первых, никогда не встречались с подобной техникой, тем более направленной против вас, и, во-вторых, не знаете, как ей противостоять. Самая простейшая контрмера — остановить свободной собственную руку, после чего выполнить целый ряд действий сцепленными руками (освобождение от захватов, удары, броски, иногда болевые и, наконец, завершающая атака оружием). В ряде случаев бывает целесообразно применить уклонения от линии атаки, а порою даже падения или кувырки. Простое, не подкрепленное действием, сопротивление руки не поможет. Очень важно научиться направлять усилие противника в сторону от цели, используя часть его же силы. Атака с целью поразить вас вашим же оружием может быть проведена не только в «стойке», но и тогда, когда вы находитесь в самом неожиданном положении: лежа, стоя на коленях и т. д.

Характерными ошибками атакующего ножом являются: слишком явное сосредоточение на атаке (к тому же чересчур откровенной, прямолинейной и подкрепленной лишь простейшими обманными действиями), не использование возможностей для ударов (рукояткой, руками, ногами) и других технических действий; боязнь собственного оружия (чаще подсознательная и вызванная неумением с ним обращаться); чересчур большое удаление оружия от тела, слишком широкие замахи, чрезмерный подъем или опускание вооруженной руки, неправильная манера ведения боя и т. д. Указав на узловые моменты в целом, приведу и конкретные примеры противодействия: рис. 134–141 по фазам: против приема на фазе рис. 134 удар ногой в колено или по голени, движение лезвием к себе в сторону, поворачивая кисть наружу и атакуя руку и по возможности грудь, в это же время вторая рука может перехватывать руку противника, проводившую защиту движением от себя, как бы снимая препятствие и освобождая пространство для атаки. Может также выполнять контроль и защиту и атаковать в благоприятной ситуации.

На фазе рис. 140 можно нанести сильный удар костяшками пальцев или кулака по обратной стороне кисти (по поперечной центральной линии) по возможности с ударом ноги в пах, колено и т. д. После этого, если противник не бросил захват, захватить свою руку в районе предплечья и рывком двух рук освободиться, препятствуя одновременно попытке приблизить лезвие к вам. Кстати, уже в момент нанесения удара по кисти противника должен осуществляться контакт-контроль над собственным предплечьем. Гораздо менее осторожное действие — пытаться сбить захват за пальцы ударом по предплечью противника сверху изнутри. Пассивная защита, захват за предплечье своей руки, обязательно должна быть дополнена активными действиями, проводимыми ногами, туловищем, головой.

На фазе рис. 141, вернее за мгновение до того, как нож вошел в вас, опять же можно препятствовать движению своей руки. Более опытный боец может, захватив кисть противника, снять захват или, начав выполнение болевого на кисть, завершить атаку ножом. Не спешите падать и перекатываться через плечо. Это крайний выход, но вы должны уметь выполнить кувырок быстро и в любых условиях.

Теперь о рисунках 136–138. На фазе рис. 136 целесообразно отдернуть руку, препятствуя захвату. Не помешают уклоны и удар ногой. За мгновенье до фазы рис. 137 вы можете успеть сорвать захват, выворачивая кисть противника разноименной рукой, сделав «кошачье» движение между руками противника предплечьем своей руки, сбив захват, предплечьем и кистью; провернуться вокруг своей оси, поднырнув под собственную руку, но обязательно другой рукой препятствуя возможному приближению к себе собственной руки с оружием.

На фазе рис. 137 целесообразно захватить собственную кисть даже поверх кисти противника, нанося одновременно удар ногой в пах или лицо и падая на бок. В этот же момент часто удается захватить зубами пальцы или другую часть кисти противника. Это дает вам ряд преимуществ и позволяет провести множество приемов, о некоторых из которых вы еще прочтете в журнале. Фаза рис. 138 должна быть насыщена отчаянной борьбой. Надо выработать привычку не допускать фиксации вашего тела коленом противника. Этому вы можете препятствовать группировкой тела, коленями и локтями. Ваша свободная рука опять же фиксирует вооруженную. Дальней от противника ногой (разноименной захваченной вашей руке) можно зацепить противника за шею и откинуть его. Можно, направив усилие противника мимо себя, на миг освободить от борьбы невооруженную руку и атаковать его глаза и т. д. Рис. 133–135 подпадают под уже сказанное. Интереснее разобрать ситуацию на рис. 130–132. В фазе рис. 130 возможны не только различные обходы[8] руки, препятствующей атаке, но и удары ногой по ноге и в пах, удары рукой, отвод проводящей защиту руки — невооруженной рукой и т. д. Фаза рис. 131 — переломный момент в исполнении приема. В этой фазе атакующему очень важно быть чуть наклоненным вперед, на полусогнутых норах. Нужно уметь вовремя смещаться чуть влево, напрягая и чуть выпрямляя руку, одновременно поворачиваясь по часовой стрелке вокруг собственной оси и поворачивая вооруженную руку ладонью вниз (имитируя атаку рукояткой, в то время, как лезвие грозит поранить препятствующую движению руку противника). Нужно вовремя уметь перехватить оружие в свободную руку, а также никогда не упускать возможности атаковать ногами или свободной рукой. В положении, изображенном на рисунке, защищаемуся очень легко провести узел руки наверху, идентичный изображенному на рис. 132. Выполняя резкое подрубающее ударное движение, воздействующее на болевые точки в районе локтевого сгиба и оказывая давление вооруженной рукой на руку противника (между лезвием и предплечьем), вы и проводите этот прием.

В дополнение часто применяют воздействие локтем в область лица, часто в комбинации с задней подножкой, обхватом, наступлением на ногу. За мгновенье до фазы рис. 132, чтобы уйти от болевого приема, можно провернуться вокруг своей оси, как бы поддаваясь давлению противника, но опережая его действия (с принципами, лежащими в основе подобных приемов, мы еще познакомимся и научимся использовать их в бою и на тренировках), можно выполнить контрприем броском или ударом (о контрприемах с более сложной техникой использования поговорим отдельно), можно попытаться распрямить руку, направляя усилие между рук противника и при необходимости помогая себе свободной рукой. Даже после падения на землю остается множество способов продолжения борьбы. Часть из них уже упоминалась в статье и часть еще предстоит изучить в соответствующих разделах нашего журнала (помните, что журнал рассчитан не на один год и очень насыщен информацией. Не откладывайте изучение его материалов в долгий ящик).

Чтобы не стать беззащитной жертвой, стоя на посту, часовой должен многое знать и уметь. Отдельно теме «часовой на посту» может быть посвящена не одна книга. Что же касается приемов из комплекса, то против них следует выработать целый ряд навыков, большинство из которых связаны с таким явлением, как контакт-контроль. Нужно выработать и навыки опережающего падения, нанесения ударов руками и ногами, а также, конечно, автоматом, за спину. Очень важно уметь переносить боль, ощущать тревогу (чувствовать взгляд) перед нападением, издавать специальные крики, шокирующие нападающего, различать ложные шумы. Что же касается приемов на рис. 127–129, то сначала необходимо наработать привычку защищаться согнутой в локте рукой, перекрывая все возможные зоны для атаки и препятствуя удару. Необходимо сразу же выполнять возможные контрдействия и начинать следить (частично глазами, частично чувствуя телом) за действиями нападающего.

На разных фазах приема, изображенного на рис. 124–126, можно применить проворот тела вокруг своей оси, естественно, как и другие контрдействия, сопровождаемый ударами и иногда другими приемами (например, снятие с каски руки и воздействие на нее болевым приемом), укус руки, давящей в спину, с последующей фиксацией ее зубами и т. д. После проворота необходимо сразу же вступать в бой, используя весь свой арсенал приемов, фоном для которых служат молниеносные, но невысокие удары ногами в самые уязвимые места. (Руки в это время, как правило, заняты более сложной работой.) Следует учитывать, что наличие в руках автомата резко увеличивает возможности защититься от нападения. Но вопросы применения автомата в рукопашном бою — это тема отдельного разговора.

Прием на рисунках 120–123 требует от подвергшегося нападению прежде всего умения противостоять удушению. Специальное напряжение мышц шеи и прижимание языка, выгнутого дугой вверх к мягкому небу, затруднит задачу противника и существенно увеличит время борьбы, даже если вы больше ничего не будете делать.

Вжимая голову в плечи и чуть поворачивая ее, чтобы уберечь от прямого воздействия кадык, вы одновременно делаете проворот вокруг своей оси, что сразу же лишает противника полученного преимущества. Можно успешно поражать противника ударами рук через плечо назад. Бывают случаи, когда можно применить и ноги. На фазе рис. 122 целесообразно сбить упирающуюся в спину ногу, проворачиваясь в ее сторону и работая локтем. Часто удается сделать бросок с захватом ноги.

В фазе рис. 123, кроме ударов ногами в лицо, можно провести болевые воздействия на руку либо на кисть, на пальцы. Иногда бывает целесообразно проложить свою кисть между шнуром и горлом. Заводить руки с целью ослабить давление, снять петлю и ослабить захват, лучше всего сверху, забрасывая их ударом за голову, а затем разжав ладони, вести их от затылка из-за ушей, отжимая руки противника и шнур. (Удушение и сопротивление ему отрабатывайте очень осторожно.) Против приемов на рис. 116–119 применимы довольно простые контрмеры. Это и мгновенный разворот с круговым движением прямой руки, одноименной руке противника, схватившей воротник[9] (движение не только отбрасывает, но часто и сковывает руки противника, оставляя беззащитным перед ударом второй руки), и резкий уход вниз и вперед с подниманием рук вверх и ударом ноги назад или сбиванием захватов с полуоборотом туловища предплечьем руки. Это и захваты за половые органы, удары в падении, удары локтем назад с перехватыванием каски и многое-многое другое. Освобождение от захватов — интереснейшая тема для разговора. Практически она затрагивает целый спектр вопросов, в частности: как правильно осуществить захват? Как использовать преимущество захвата? Когда выгодно и когда невыгодно освобождаться от захвата или осуществлять его? И т. д. Техника освобождения от захватов в УНИБОС, а также техника исполнения захватов базируется на принципах Шоу Дао[10], естественно, адаптированных для целей и требований новой системы. Обучение проводится на их базе, так как, осознав принцип, обучающийся начинает применять его в различных ситуациях, используя для этого уже знакомую ему технику.

Но в данном случае статья носит обзорный характер и поэтому не буду отдаляться от конкретного материала. В комплексе присутствуют освобождение от захватов и почему-то те, которые в принципе в большинстве ситуаций просто нецелесообразно применять. В реальной схватке легче и проще бывает нанести ошеломляющий удар, подкрепленный в случае необходимости выведением из равновесия или болевым, а то и удушающим приемом, а не хватать противника за туловище, тем более под руками, или сковывать его движения «двойным нельсоном». Применение подобных захватов должно быть оправдано всем ходом последующих действий. Кстати, при применении «двойного нельсона» необходимо с самого начала ограничить возможности противника для защиты.

Сильно давить на затылок (ни в коем случае не сплетая пальцы рук), препятствовать проскальзыванию тела противника с вытянутыми руками вниз. Прижимать лицо (в случае попытки захваченного ударить руками назад вверх за спину) к спине соперника, не давать согнуться вперед и в случае необходимости смягчать поднятием плечей движение захваченного, при его попытке ударить костяшками пальцев по вашим ребрам, ногами следует контролировать удары ног по ногам, прижимая ту или иную другую часть ноги к ноге, занесенной для удара, или уводя из-под удара путем резкого подъема со сгибанием в колене атакованную ногу. Следует также и достаточно сильно напрягать пальцы рук и не растопыривать их во избежание захвата пальцев. Почти все из сказанного касается и обхвата противника сзади с руками. Только в данном случае следует опасаться в первую очередь банального захвата половых органов. Что же касается захвата под руками, то, если вы сильны как Илья Муромец, сожмите соперника что есть силы и бросьте бездыханное тело оземь. А если шутки в сторону, то не удерживайте подобный захват слишком долго, так как это может грозить вам кучей неприятностей. Слишком много свободы выбора у вашего соперника, слишком скованы ваши движения. Всего лишь резкого удара костяшками пальцев по обратной стороне вашей кисти достаточно для того, чтобы освободиться от захвата да еще и снизить вашу боеспособность. Если же вам все-таки нравится использовать в своих приемах этот захват, то хотя бы учтите все вышесказанное.

Понимать механику захватов, скрытые механизмы, действующие в момент боя, для бойцов исключительно важно. Взять, к примеру, захваты за уши. Хотя их существует множество разновидностей, но основано их действие всего на нескольких фактах: максимальная боль наступает при отрывающем движении вниз; сильная — при аналогичном движении вверх, а также при отрывающем смещении вперед; минимальное болевое ощущение испытывается при смещении ушей назад (значит, именно в этом направлении лучше всего срывать захват); ушная раковина легче удерживается полусогнутыми пальцами, осуществляющими встречное давление «в замок», то есть с небольшим перегибом ушной раковины и т. д. и т. п. Знание этих свойств и скрытых механизмов позволяет не только успешно осуществлять захваты, но и препятствовать как самому захвату, так и приемам, проводимым с его помощью. Так, например, при загибе руки за спину в силовом исполнении, чтобы воспрепятствовать исполнению приема, порой достаточно изменить угол атакуемой руки относительно направления приложенных усилий, а то и просто прижать ладонь к телу. Точно так же существует множество уловок, препятствующих загибу руки за спину, когда атакующий сидит на спине лежащего атакуемого. Это и укус за кисть руки, проводящей захват (как правило, атакуется кисть со стороны большого пальца, а также запястье. Укус проводится заведением зубов сбоку, отводя мягкие ткани губ вверх и вниз, оскаливаясь), и зажимание руки противника между телом и рукой; прижимание ее к земле; различные борцовские действия, сбрасывающие противника со спины, и многое-многое другое.

Не менее важным является знание безусловных и вероятных реакций человека на различные раздражители и воздействия. В частности, на одной из разновидностей таких реакций построена в Шоу Дао и практически полностью вошла в УБС система приемов, помогающая освобождаться практически мгновенно от болезненных захватов за кожу, волосы и другие части тела; за одежду и оружие; за предмет, объект или человека (подлежащие охране) и т. д. Основана она на жестком коротком болевом воздействии на точки, вызывающие естественную реакцию отстранения, а то и защиты подвергшейся воздействию точки. Такая реакция противника может помочь исполнителю не только в деле освобождения от захвата чего-либо, но и при проведении множества других действий; привлечение руки в нужное место для ее последующей фиксации и дальнейшего манипулирования с ней, отвлечение руки с линии обороны; тактическое отвлечение внимания противника; облегчение выполнения сложных технических элементов (бросков, болевых, выведение из равновесия) и т. д. Пример освобождения от захвата за волосы одним из подобного рода действий вы видите на рис. 145.


Да, подобного рода приемы в большинстве случаев на голову оказываются выше своих собратьев, в смысле уровня эффективности, основанных, например, на болевых рычагах, узлах, дожимах, а часто служат им хорошим подспорьем, подготавливая ситуацию для проведения более сложных приемов.

Теперь пара слов об удушающих захватах. Конечно же, неплохо пройти небольшую практику под руководством опытного дзюдоиста, да и наш сборник будет уделять место на своих страницах для описания этой группы приемов. Но кое на что уместно обратить внимание читателя прямо сейчас. Во-первых, посмотрев на рис. 86–88, умилитесь вместе со мной, безропотным, проникнутым чуть ли не христианским смирением, позам оппонента, на котором проводятся приемы. Честно говоря, проведение удушающих в манере и ассортименте, показанном на рисунках, очень проблематично даже на тренировке. В первом случае достаточно резко приподнять таз, чтобы исполнитель не только ослабил хватку, но и отпустил хотя бы одну из рук. Далее уже борьба, уже действие. Во всех случаях эффективны удары в лицо, срывание захватов по одному или вместе, другие технические элементы: в частности, укусы и использование захваченной одежды в качестве разного рода рычагов.

Подходя к обзору бросков, применяемых в комплексе, прошу читателей обратить внимание на рис. 84. На нем изображено действие, которое (при должной степени отработки) можно эффективно использовать против почти всех бросков вперед с подворотом («бедро», «через спину», передняя подножка и т. д.). Это движение применяется против них толчком с одновременным давлением на шею, горло, лицо. Применение более сложной борцовской техники требует наличия определенного борцовского опыта, так как необходимо не только умение бросать, но и умение бороться на полу (в партере) и многое другое.

Что же касается защиты против действия на рис. 84, то здесь опять вас выручит проворот вокруг собственной оси с обязательной фиксацией кисти, захватывающей волосы, путем прижимания ее к голове ладонью вашей руки, захватившей кисть противника[11]. Вторая рука используется как для сбива толкающей руки противника, так и для молниеносной атаки в уязвимые зоны. Действие, изображенное на рис. 84, можно отнести (по классификации УБС) к выведениям из равновесия (отсутствует высокий полет и четкое падение атакованного). К выведениям из равновесия можно отнести и различные действия с толчком ноги в подколенный сгиб, включенные в комплекс.

Простейшим противоядием против них являются хорошо наработанные навыки захвата ноги кистью, давящей на подколенный сгиб напряженными и полусогнутыми пальцами; срывания захватов руками с последующим проведением болевых приемов; нанесение ударов руками в момент потери равновесия, а ногами в падении и на земле. Использовать эти навыки необходимо творчески, в зависимости от возможности их применения в той или другой ситуации. Отрабатывать же их необходимо в комплексе «интуитивным» методом, когда, зная основные технические элементы, обучающийся «обозначает» их, закрепляя в учебных поединках на заданную тему при разной скорости исполнения. Против бросков назад, включенных в комплекс, — отхват и задняя подножка. Это, конечно, кроме другой борцовской техники, которую, может быть, вам удастся освоить. Хочется рекомендовать вам развивать умение сильно напрягать туловище, препятствуя опрокидывающему давлению[12], держать туловище как бы чуть согнутым вперед (за счет выгиба позвоночника), вовремя опускаться на колено атакованной ноги, одновременно заведя стопу этой же ноги подальше за себя; захватывать ногу атакующего под коленный сгиб; воздействовать ладонью руки на область лица; заводя по кругу за себя ногу одновременно с началом атаки (нога, естественно, разноименна атакуемой), проводить контратаку задней подножкой, против задней подножки или охвата.

Чаще других болевых приемов используются рычаги локтя, и коль у нас зашел о них разговор, попытаюсь познакомить вас с некоторыми тонкостями как при их исполнении, так и при противодействии этим приемам. Исполнять рычаги локтя можно в двух основных манерах, одна из которых имеет целью нанести противнику травму, другая — лишь зафиксировать его конечность в болевом положении и принудить к подчинению. Последнее применимо при таких действиях, как сопровождение, связывание, обезоруживание, обыск без угрозы оружием и многих других. В Шоу Дао эти две манеры относятся к комплексам приемов «рубка бамбука» и «ломка бамбука». Рис. 146–153. Они практически целиком вошли в общий раздел УНИБОС.


* * *

Один из рычагов локтя (рис. 67) может относиться как к одной манере исполнения, так и к другой. Наиболее техничный вариант его исполнения предполагает резкое, подрубающее воздействие на активные точки за локтем — сначала снизу вверх, а затем вперед — вниз и в сторону с поворотом предплечья атакующей руки вокруг своей оси внутрь[13]. Если противник пытается увести руку вниз и согнуть ее, тут же проводится загиб руки за спину; если рука следует вверх — возможно выполнение узла наверху; если исполнителю необходимо, чтобы рука распрямилась, возможно воздействие коленом на подколенный сгиб, сзади или ближайшей к противнику рукой различными ударными формами на область лица — шеи, с одновременным энергичным толчком грудью в руку выше локтя. Возможны и десятки других действий с переходов к исполнению самых разных приемов, но описанное выше является как бы ключом к этому приему. Не рекомендую начинать изучение с каких-нибудь упрощенно силовых вариантов исполнения. Эти варианты могут дать преимущество лишь над тем, кто и физически, и технически слабее вас.

Для противодействия этому приему чаще всего применимы следующие действия: «съем» атакующей руки противника захватом за запястье и отталкиванием в сторону кисти атакуемой руки за зону локтя. Возможно выведение из равновесия; передняя подножка (при хорошей отработке); рычаг локтя через руку; удары и многие другие действия. Очень часто используется рычаг локтя под плечо с переходом в положение лежа (партер). В данном случае бывает целесообразно освободиться от болевого обычным забеганием, часто используемым в борьбе самбо. Забегание проводится назад в сторону ног противника через его тело.

Еще раз хочется упомянуть о пользе упражнений напряжения. В частности, речь пойдет о напряжении в крайнем положении, например, в предпоследних и последних фазах проведения болевых приемов. Я много раз встречал среди своих учеников людей, которые, обладая рельефной мускулатурой, силой и выносливостью, не могли практически оказать сопротивления, когда их рука оказывалась в крайнем положении какого-нибудь болевого приема. Неприученные к подобной нагрузке мышцы просто отказывались слушаться своего хозяина. Нечто подобное происходит и тогда, когда пытаются второй рукой сопротивляться проведению болевого приема. Уделяйте внимание упражнениям в напряжении, и это когда-нибудь окажет вам неоценимую услугу. Что же касается рычага локтя через предплечье, то наиболее эффективным показало себя освобождение путем одновременного отталкивающего воздействия на подколенный сгиб и на локоть ближайшей руки. Если же у вас руки достаточно сильные, можно просто провернуть захваченную конечность внутрь, одновременно проталкивая ее вперед. После чего уже не составит никакой трудности выполнить любое рациональное действие, начиная от удара свободной рукой, заканчивая броском обратным захватом двух ног.

Хотелось уделить хоть немного внимания ударам, но этому мешают две причины: во-первых, ограниченный объем книги; во-вторых, детальный разбор техники ударов и противодействий им запланирован в целом ряде статей нашего сборника.

Итак, в этой главе вы получили представление не только о нескольких десятках приемов из боевого комплекса армии США, но и о большом количестве технических действий, позволяющих противостоять и эффективно контратаковать противника, применяющего этот комплекс в бою. На основе полученного материала можно создать сотни комбинаций и научиться многим полезным навыкам. Периодически, раз в полгода возвращаясь к этой главе, перечитайте ее, пытаясь переосознавать заново и тем самым подняться на новый уровень понимания сути боевого поединка.

От всей души желаю вам успеха в ваших занятиях, а вас уже ждет третья глава, которая даст вам представление об УНИБОС, боевом самбо и кое о чем еще.




Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 129 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав