Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Переход в леса под д. Брянск

Читайте также:
  1. Бой за д. Брянск
  2. Борьба, переход от авторитарных аристократических к тираническим, а через них
  3. В переходный период и для построения Будущей России
  4. В чувственном превосходстве вхождение в состояние, соответствующее переходу за грань, определяет взаимодействие на родственных началах с сущностями Тьмы и Бездны.
  5. Власть и управление страной в переходный период
  6. Восстановление хозяйства, переход к НЭПу
  7. Выпрямление на р—n- переходе
  8. ГЕНИЙ Н.Левашова и его НАСЛЕДИЕ в ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.
  9. Глава 21. Психологические аспекты перехода.
  10. Для перехода на режим рекуперативного торможения произ­водят следующее.

Отход назначен на ночь на 15 ноября. Из состава отряда под командованием лейтенанта Аркадия Лыткина выделена группа в 20 человек, которая остаётся здесь. Задача – помочь местному населению уходить в леса, организовать из молодёжи группы обороны, по возможности держать связь с отрядом. Здесь же, в этих лесах, оставляем семьи партизан, устроили их в «гражданском лагере» жителей Малых Угород, то есть в лесном поселении жителей деревни, скрывающихся от гитлеровцев. С семьёй партизана Кузнецова оставлен врач Глазачев и две местные девушки-партизанки.

Раненые, включая однорукого Дудкина, идут с отрядом. Специально для них выделены две санные подводы.

Разве мы могли предположить, что каратели, обнаружив выход отряда из не успевшего сомкнуться кольца окружения, «сядут нам на хвост». А так впоследствии и получилось.

В сумерки, после надлежащей проверки готовности, отряд выступил в направлении д. Сосенка. Перед выходом получили сведения от разведки Суворова, что каратели покинули Большие Угороды и Сосенку и ушли в направлении на Закибье, Медведь. Выслав разведку и боковые охранения, отряд на марше миновал деревни Большие Угороды и Сосенка и через 2-3 часа подошёл к реке Мшага. Деревни Ушно и Ванец, расположенные на берегах реки, также прошли, не задерживаясь. Впереди шоссе Медведь – станция Уторгош, недалеко и Сольцы. Во всех этих трёх пунктах по имеющимся у нас сведениям – большие немецкие гарнизоны.

Молча, в полной тишине двигаются партизаны. Идём в новые, незнакомые нам леса. Там, по сообщению штаба 5-й бригады, мы должны встретиться с разведкой из полка Егорова. В пути во время движения можно ожидать всяких неприятностей со стороны карателей.

Оставили леса, где несколько месяцев назад началось зарождение отряда. Срок небольшой, но пережито не мало. Знаем, что впереди нас ждёт суровая борьба с коварным врагом. За последние дни мы потеряли в боях своих лучших товарищей. Нет среди нас Иосифа Орлова, Лёши Колинко, Сергея Кабанова, Шорникова и ещё некоторых наших боевых друзей. Вот и Ваня Дудкин… Выдержит ли? Ему бы лежать после такой операции на госпитальной койке, в тепле, под наблюдением врачей. А мы его, полуживого инвалида, таскаем по болотам, по кочкам, подчас полуголодного. Вот и теперь погрузили в сани, кое-чем прикрыли и повезли. Как терпеливо переносит он все невзгоды, выпавшие на его долю!

Ездовые старались объезжать ямы, переезд через которые так болезненно переживали раненые.

Перед выходом на Псковско-Новгородское шоссе в лесу сделали привал. Боковые охранения «оседлали» шоссе. На быстром марше пересекли его. Знакомое место. Мост, взорванный нами 12 октября, восстановлен. Понятно, ведь это шоссе – прифронтовое. Ну что ж, завтра его опять не будет!

Перед рассветом отряд приблизился к деревне Брянск. Головной взвод Васильева занял опушку леса. Терёхин с разведкой ушёл в направлении деревни.

В ожидании возвращения разведки партизаны группами отдыхают. Мокрый снег не даёт возможности присесть для отдыха – садятся на пеньки, подминают под себя кустики.

События последних дней сложились для меня так, что я в течение нескольких суток не имел никакой передышки. Поэтому, как и мои товарищи, облюбовал бугор, который мне показался заманчиво удобным. 15-20 минут отдыха, и я со свежей головой бодро поднимаюсь. Разведка доложила, что в деревне немцев нет.

Деревня Брянск расположена в трёх с небольшим километрах южнее шоссе Медведь-станция Уторгош. Деревенька небольшая – 15-20 домов. Почти к самым огородам подступает лес. Только на запад раскинулось небольшое поле. В 3-4 километрах на восток – деревня Любач. Примерно столько же – до деревни Донец. В этих лесах формировался за счёт местной молодёжи отряд Семенова. Здесь погиб первый командир этого отряда Филиппов.

Заняв деревню, выставили посты. Жители радушно встретили нас. Партизан разместили по избам, дав отдых отряду. Знали, что каратели нас в покое не оставят, наметили оборону. В штаб почти сразу же начали поступать сообщения о том, что в окрестных лесах действует какая-то партизанская группа. В основном, кавказцы, но есть и местные жители близлежащих деревень. Появились недавно, бывали в деревне. Что за группа? Местное население называет их почему-то «чернышами».

Разведка не дремлет. В деревню начали приходить местные жители, укрывавшиеся от карателей в окружающих лесах. Посылаем разведчиков группами в разных направлениях.

День 15 ноября прошёл в отдыхе для основной массы партизан. Вечером беру с собой в разведку семерых, среди которых оказался Андрей Кузнецов из деревни Уськибье. Цель разведки: установить наличие сил противника в деревнях Донец, Язвище, Прусско и других, расположенных вблизи Витебской железной дороги, южнее станции Уторгош.

Около полуночи осторожно вошли в Донец. Тишина. На западе, в направлении разъезда Низы, это ночное безмолвие прерывали своим треском автоматные очереди. Там же заметили вспышки ракет. И снова тишина. Видимо, охрана дороги решила себя несколько подбодрить. Осмотрелись. Ни в одном доме нет света. Осторожно проходя по улице, заметили в окне вспышку спички. Значит, люди здесь есть, решили мы.

На осторожный, настойчивый тихий стук вышел пожилой мужчина с окладистой бородой, пригласил зайти в избу. Кузнецова и Матвеева я оставил под окном для наблюдения. От хозяина дома получили ценные сведения о гарнизонах противника, занимавшего в то время деревни Прусско, Язвино, Остров, часто навещают Донец. Сообщил нам, что население живёт в лесных землянках.

Только собрались уходить, как стук в окно насторожил нас.

- Немцы вошли в деревню! – шёпотом сообщил Кузнецов.

При полной тишине покинули гостеприимного, разговорчивого старика. Да и ему не было расчета иметь ночную встречу с немцами.

Вышли к повороту на прогон. Это была дорога, ведущая к каменной дамбе, проложенной по болоту. Прислушались. Тёмная ночь. На небе не видно ни одной звезды. Лёгкий, не по-осеннему тёплый ветерок тянет тучи с запада. У крайних домов мелькнул сперва один, потом ещё сразу два электрических фонарика.

- Кузнецову и Матвееву отойти за деревню к каменной дороге, - шёпотом отдаю распоряжение.

С остальными четырьмя партизанами прижались к бровке придорожной канавы на развилке дорог. До того темно, что не видно даже своих ближайших товарищей. Мимо нас по дороге, медленно волоча ноги по грязи, проходят 5-6 человек. «Кто их знает? – теряемся мы в догадках. – А если это партизаны?»

На фоне чуть прояснившейся кромки неба показались силуэты людей. До боли напрягаем зрение. Вдруг справа, в нескольких шагах от нас одновременно вспыхнули два фонарика, направленных в одно место, наверное в планшетку. Отчетливо услышали немецкую речь. К темноте уже успели привыкнуть, присмотреться. Чавканье сапог по грязи становится всё ближе, ближе… Невольно мелькнула мысль: «Каратели! Двигаются нам в обход».

- Ну что, пуганём, что ли? – шепчет лежащий рядом со мной Петя Рузаков.

Огонь открыли неожиданно для противника. Два автомата и три винтовки – не такая-то уж большая сила, но когда огонь открыт внезапно, это даёт преимущество. Несколько автоматных очередей, поддержанных винтовочным огнём, создали в первый момент панику в рядах карателей. Послышались крики, отчаянная ругань, стоны раненых. Видимо, хоть цели и не было видно, а всё же «влепили», как уже на отходе по лесу подметил Петро.

Нам надо оторваться и, отходя к дамбе, не потерять направление в такую тёмную ночь. Сперва одиночные, потом всё чаще и чаще посылаемые ответные выстрелы дошли до бешенного, довольно беспорядочного огня. Было ясно, что мы ввязались в дело с силами противника, во много раз превосходящими наши.

Отползли и вскоре оказались вне зоны поражения. Немцы вели огонь в разных направлениях, что видно было по полёту трассирующих пуль. Проверил бойцов, все – налицо. Сумел ли уйти из деревни наш гостеприимный хозяин? Вышли на каменную дамбу. Кузнецова и Матвеева нет. Нет и вещевого мешка, оставленного у дамбы. Значит, ребята отходят по средней дороге на деревню Брянск.

В этот момент на севере, в направлении деревни Листовка началась автоматно-ружейная стрельба, длившаяся несколько минут. «Неужели наша разведка напоролась там на немцев?» - невольно подумали мы. Перешли по каменной дамбе болото, а стрельба в Донце всё ещё продолжалась.

- Растревожили, как муравейник, - говорят партизаны, когда мы, свернув по правой лесной дороге, подходим уже к полю.

В деревне Брянск тихо, но перестрелку в Донце и Листовке они должны были слышать. Где-то здесь должен быть наш секрет, поэтому ведём негромкий разговор – пусть узнают своих по голосу.

Неожиданно из канавы:

- Стой! Пропуск!

Ответ удовлетворяет, и с обеих сторон из канав поднимаются и подходят к нам партизаны.

- Все живы? – слышим в темноте сразу несколько голосов.

- Всё в порядке! Пощипали и благополучно отошли, - отвечаем мы.

Идём в избу, где расположен штаб. Отряд поднят по боевой тревоге. Только что перед нами возвратившаяся разведка из деревни Листовка доложила, что по шоссе идёт передвижение пехоты противника. Усилили дозоры и заставы на дорогах. О том, что по Псковско-Новгородскому шоссе от села Медведь в лесу, против деревни Любач тоже стоит немецкая пехота, сообщил командир группы разведчиков Амелин.

А тут ещё неприятность в отряде. Семенов, проверяя с командиром взвода посты, обнаружил на посту спящего часового. Арестовали, допросили. Молодой партизан, недавно принятый в отряд, только что перенёс сыпной тиф. От слабости присел и тут же уснул. Что ж, надо судить…

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 73 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Первое вооружение | Первая диверсия. Рост группы. | Объединение с десантниками лейтенанта Орлова | Уничтожение мостов на шоссейных дорогах | Решение вопроса питания | Каратели в д. Большие Угороды | Первый бой с карателями | Встреча с десантной группой Бориса ЧЕБОТАРЕВА | Удачная засада | С партизанским отрядом Семенова |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав