Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Закон и закономерность. Детерминизми индетерминизм. Волюнтаризм и фатализм

Читайте также:
  1. II. Закон Брюстера.
  2. II. ЗАКОН ДУБИНЫ И КЛЫКА
  3. IV. Законодательство Солона
  4. V. ЗАКОНЫ
  5. VI. Порядок и правила рассмотрения приемной комиссией обращений, заявлений, жалоб кандидатов и их родителей (законных представителей)
  6. А. Законодательные документы
  7. Б) яке передбачене законом покарання за його вчинення;
  8. Б. Природний стан і природний закон
  9. Беззаконие
  10. Беззаконие боится силы русского народа, часто падавшего, но всегда встававшего!

Закон — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющая­ся связь между явлениями.

В макромире наблюдается три типа законов: закон-тенден­ция, закон однозначной детерминации, имеющий место глав­ным образом в технике, и статистический закон— закон больших чисел. В микромире действуют вероятностные законы, обуслов­ленные корпускулярно-волновым строением микрообъектов.

Природа — это не нагромождение случайностей, а сложный миро­вой порядок, в котором через массу случайностей пробивает себе до­рогу необходимость. Иначе говоря, закон действует как тенденция.

Статистические законы позволяют математически более или менее адекватно отразить некоторые объективные особенности массовых явлений. Например, в термодинамике при опреде­лении давления газа некоторого объема невозможно учесть параметры движения каждой частицы газа, поэтому используют усредненное значение, которое оказывается довольно устойчи­вым.

Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие за­коны — это законы диалектики, которые имеют универсальный характер. Общими законами являются такие, которые отражают связи, общие для наук о материальной действительности (напри­мер, закон сохранения и превращения энергии является общим для всех природных процессов, но не для ментальных процес­сов). Частные законы присущи лишь отдельным формам движе­ния материи, частным наукам (например, периодический закон Менделеева — химия, закон наследственности и изменчивости — биология).

Различают законы структуры, законы функционирования и за­коны развития.

От законов следует отличать закономерности. Понятие законо­мерности шире понятия закона, поскольку закономерность прояв­ляется в ряде законов. С помощью понятия закономерности выра­жают и общую тенденцию развития, и принципы, законы.

Детерминизм и индетерминизм — противоположные фило­софские концепции, первая из которых провозглашает всеобщность закономерных связей и причинную обусловленность всех явлений действительности, а вторая, напротив, отрицает причинные связи.

Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой все происходящие в природе процессы и поступки людей предоп­ределены.

Волюнтаризм — философский взгляд, согласно которому в ос­нове развития природы и общества лежит воля человека. Волюнта­ризм противоположен фатализму.

В мире, обществе, жизни человека существуют сложные, перепле­тающиеся причинно-следственные связи, но не являющиеся фатально предопределенными, а зависящие от разнообразных условий.

Диалектика является не единственной теорией о развитии все­го сущего. Наряду с ней существуют и другие философские теории, которые иначе рассматривают процессы развития.

К льтернативам иалектики относятся:

• метафизика;

• «негативная» диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохваты-

вающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие отличия метафизики от ди­алектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика при­знает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники

метафизики не видят взаимосвязи между количеством и ка­чеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изме­няется благодаря качеству (то есть само по себе улучшает­ся, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития — если диа­лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если диалектический способ мышле­ния сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то мета­физический опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

• в отношении к познанию — согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс продвиже­ния к абсолютной истине, через последовательное постиже­ние пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сра­зу с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, но­сящих «умозрительный» характер;

• в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противопо­ложные теоретические системы осмысления действительности, раз­вития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружа­ющего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакцион­ная теория. В современной философии (особенно Запада) метафи­зика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалекти­кой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей диалектике — так называемая «негативная» диалектика.

«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой диалектики. Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адор но (1903-1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отлича­ющие ее от общепринятой диалектики:

• диалектика может быть только «негативной» — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, ус­тоявшемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все кри­тиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективно го значения, она имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и под­вергать критике все явления действительности.

Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоя тельными теориями:

• эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов позна­ния.

Эклектика — построение теоретических истин на основе про­извольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создн ние искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение из ложных умозаключений, которые не корректно подаются как правильные, нового умозаключения, ложноп > по сути, но воспринимаемого правильным по логической форме.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышле­нии, рассуждениях, отношении к окружающему миру.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Концепции человека | Качества и социальные типы личности | Мировоззрение человека | Нравственные, эстетические, религиозные ценности и их роль в человеческой жизни | Свобода личности | Социальные нормы и жизненная позиция личности | Философия о смысле жизни человека | Философам о смерти | Философия о бессмертии | Категории диалектики |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав