Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Исторические источники в обучении истории

– в понимании исторической науки - все объекты материальной и духовной культуры, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. И,И, в обучении истории - отобранные для организации учебного процесса, и при необходимости адаптированные для школьного возраста носители исторической информации, обеспечивающее освоение основного учебного материала, развитие у учащихся умений познавательной деятельности. В преподавании истории И.И. являются средством обучения. И.И. являются основой для отбора учебного материала учителем при подготовке уроков, и для разработки методов работы с текстами. При обращении учащихся к И.И. решаются задачи освоения ими способов исследовательской деятельности, умений поиска исторической информации, описания И.И., анализа систематизации и оценки получаемой информации и т.д.

По способу кодирования информации о прошлом выделяют такие типы И.И.: вещественные, письменные, устные, лингвистические, изобразительные. Эпиграфический материал - надписи, сделанные на твердом материале (камне, глине, дереве, металле, кости, роге, берестяные грамоты) занимает промежуточное, переходное положение между письменными и вещественными источниками.

И. И. принято разделять на первичные (первоисточники) и вторичные.

Первоисточники являются хронологически первыми (по сравнению с другими дошедшими до нас источниками) носителями информации о прошлом. Ими являются:

относящиеся к изучаемому времени вещественные источники - предметы труда, быта, вооружение, транспорт, сооружения и др. достоверно и точно отражающие предметную историческую реальность;

устные источники – легенды, предания, мифы, былины, песни, сказания и др. носители информации о том, как отражались исторические события в памяти людей, но требующие критического анализа излагаемых в них фактов;

изобразительные источники – иконы, картины, рельефы, фото- кино - материалы, дающие точные представления о способах образного отображения прошлого в изучаемую эпоху, при реалистическом изображении – достоверно воссоздающие историческую реальность, образы эпохи;

письменные источники - летописи, мемуары, законы, и др.

Общими критериями отбора первоисточников для учебных целей выступают: подлинность, достоверность, видовое разнообразие, направленность на раскрытие основных вопросов учебного содержания, соответствие познавательным возможностям учащихся, лаконичность предъявления информации. Используемый исторический источник должен стимулировать познавательный интерес к изучению исторического прошлого, формировать ценностное отношение к культуре исторического познания и обладать развивающим потенциалом.

В силу меньшей степени доступности вещественные и изобразительные первоисточники не имеют такого широкого распространения в школьном обучении истории. Непосредственное знакомство с этими видами первоисточников возможно, главным образом, в процессе учебных экскурсий. Наиболее распространенно в учебном процессе использование письменных первоисточников следующих видов:

актовые документы - юридические, хозяйственные, политические (например, грамоты, законы, указы, договоры и т.д.) представляют собой наиболее достоверный вид И.И., отражающих различные стороны жизнедеятельности людей в прошлом;

повествовательно-описательные документы (хроники, летописи и т.д.) передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов, их сведения часто менее достоверны, однако они представляют собой связный рассказ об исторических событиях;

эпистолярное наследие (письма) и мемуары - воссоздают настроения, мысли, действия людей в изучаемой эпоху, содержат биографические сведения об их авторах, отражение эпохи носит субъективный характер;

произведения общественной мысли (памфлеты, трактаты, программы общественных организаций и т.д.);

художественные произведения изучаемой эпохи являются носителями информации по истории культуры, эстетических и нравственных ценностях изучаемой эпохи, могут содержать историческую информацию о событиях, очевидцами которых были авторы произведений.

Первоисточники используются учителем при изложении материала, они придают убедительность, обладают особой силой доказательности, эмоционального воздействия, а также используются учащимися в процессе изучения материала на уроках и при самостоятельной работе.

В методической литературе определены требования к отбору письменных источников для работы с ними учащихся в учебном процессе. Они должны:

являться носителями информации, связанной с изучением основного учебного содержания;

быть подлинными (выдерживать внешнюю критику) и достоверными (выдерживать внутреннюю критику), если не предполагается при изучении данного источника формировать умение его критики;

соответствовать современному уровню исторической науки (недопустимо опираться на те источники, информация в которых уже морально устарела и дает неполное, а, возможно, ошибочное освещение прошлого);

доступными для изучения учащимися по виду, языку, объему, сложности текста,

соответствовать уровню умений учащихся работать с источником.

В учебном процессе допускается адаптация содержания и сокращение тестов И.И., но при этом только такое, которое не приведет к извращению их смысла.

Вторичные источники сведения об исторической действительности, воссозданные в последующие эпохи. К ним относятся:

вторичные вещественные И.И. – реконструкции, макеты, модели, копии предметов и т.д.

письменные И.И. – научная и справочная литература, художественная литература исторического жанра;

изобразительные – произведения исторического жанра в живописи, скульптуре и т.д.

Они используются учителем для воссоздания исторических представлений, для организации работы с ними учащихся на уроке, также организуется, как правило, внеурочная деятельность учащихся по моделированию памятников истории и культуры.

См. также: Метод работы с текстами, Наглядный метод обучения, Средства обучения.

Исторические картины (учебные)

средства изобразительной наглядности, созданные художниками или иллюстраторами на исторические сюжеты, соответствующие содержанию школьных куров истории.

Роль И.К. в процессе изучения истории значительна, она заключается в создании зрительного образа изучаемого явления или события, наиболее целостного, конкретного и красочного представления о нем; иллюстрации теоретического материала; сильном эмоциональном воздействии на учащихся, кроме того, картина может выступать источником новых знаний; служить средством актуализации известного материала.

Опыт использования И.К. на уроках истории имеет давнюю традицию. Первые серии учебных картин появились еще в 80-е годы Х1Х столетия. Отечественная история в картинах (сост. С. Рождественский) насчитывала более 30 картин в основном на сюжеты военной истории. В начале ХХ века появляется серия из 32 картин по русской истории в виде приложения к журналу Детский отдых (под ред. С.А.Князькова). Затем в издательстве Гроссмана и Кнебеля вышла серия картин по истории России с древнейших времен до к. Х1Х в., включавшая работы выдающихся русских художников, мастеров исторического жанра - А. Бенуа, А. Васнецова, С. Иванова, В. Серова и др. Тогда же были изданы Картины по истории русской культуры.

В советское время, особенно в 50-80-е годы неоднократно издавались серии картин по всем курсам истории: по истории под редакцией методистов В.Г.Карцова, Ф.П.Коровкина, Д.Н.Никифорова и др.; альбомы по истории культуры, альбомы «Памятники русской архитектуры и скульптуры» (сост. Д.Н.Никифоров, Л.Р.Варшавский).

В методической литературе существует несколько классификаций картин.

По происхождению различают:

1. Художественные произведения исторической живописи, представляющие собой творческую интерпретацию художником исторического прошлого (например, триптих П.Корина «Александр Невский»). Авторы этих картин не всегда преследовали цели достоверной реконструкции образов прошлого, порой стремясь к выражению в картинах своих мыслей и чувств о прошлом (например, П.Корин создал условны образ Александра Невского, не располагая свидетельствами о подлинном облике этого исторического деятеля. Использование этого вида требует критического анализа достоверности отражения прошлого, они всегда могут использоваться для показа, как художники интерпретируют историю в своем творчестве. При изучении произведений исторического жанра.

2. Картины памятники культуры изучаемой эпохи, отражающие образы, события и явления, современные авторам (например, И.Е. Репин. Бурлаки на Волге). Такие произведения выступают своеобразным историческим документом именно они используются при изучении вопросов культуры. истории (См.:Приемы работы с изобразительными памятниками культурного наследия)

3. Учебные картины, специально созданные художниками, иллюстраторами к темам школьного курса (например, В.А.Томби. Саламинский бой). Их композиция предельно проста и доступна для зрительного восприятия учащихся. Они выполнены в реалистической манере.

Традиционно в методике учебные И.К. подразделяют:

на событийные, отражающие важнейшие исторические события (например, В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы);

типологические, отражающие исторические явления, типичные для изучаемой эпохи (например, В.И. Лебедев. Полюдье);

культурно-исторические (описательные), воспроизводящие облик древних городов (исторический пейзаж), сооружений, архитектурных и скульптурных памятников, предметов быта (например, картина А.М. Васнецова Кремль при Иване Калите);

портреты, изображающие исторических личностей, типичных представителей групп, классов, помогающие воссоздать образы эпохи (Д.Г. Левицкий Портрет Екатерины II, А.П. Рябушкин Семья купца XVII века).

Данная классификация носит условный характер. отнесение картин к тому или иному виду зависит от цели ее использования и связей с изучаемым программным материалом. Так, например, картина Совет в Филях является событийной по характеру изображения, но может одновременно считаться и групповым портретом русских полководцев Отечественной войны 1812

См.: Наглядный метод обучения, Приемы работы с учебными картинами




Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 100 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Единый государственный экзамен | Закрепление | Зарубежное историческое образование | Игра в обучении истории | Игровые приемы | Изобразительная наглядность | Индивидуализация в обучении истории | Индивидуальный опрос | Индуктивный метод в обучении истории | Историческая личность в обучении истории |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав