Читайте также:
|
|
Природа – одно из центральных понятий в философии и культуре. В предельно широком смысле категория «природа» обозначает весь мир в целом. В данном случае понятие «природа» тождественно таким категориям, как бытие, реальность, Универсум, Космос и т. д. В более узком смысле категория «природа» обозначает естественную среду обитания человека. Современное философское понятие природы включает в себя оба этих смысла, и в настоящее время под природой мы понимаем все существующее, внутреннюю сущность вещей, а также естественную среду обитания человека.
Какое же значение имеет природа для человека и общества?
Во-первых, природа породила человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Разрыв с природой всегда означал для человека смерть.
Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ. Пища, одежда и жилье, энергия, полезные ископаемые – все это получено из природы. Природа является источником физического здоровья человека (солнце, воздух, вода, лес и т. д.), что особенно важно в настоящее время.
В-третьих, природа выступает как объект эстетического наслаждения и вдохновения. Образ природы всегда присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства.
Анализ истории и культуры человечества позволяет философии условно выделить четыре модели взаимоотношений природы и общества. Раскрывая историю данных взаимоотношений, следует подчеркнуть, что они в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.
Первая модель сформировалась в самый ранний период истории человечества. В это время человек полностью зависел от природы, не изменял, но приспосабливался к ней. Следы деятельности человека были практически незаметны и носили локальный характер. Природа воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку. Поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и религии.
Вторая модель связана с появлением аграрной (земледельческой) цивилизации. Природа еще во многом воспринималась человеком как враждебная сила. Человек стремился жить в гармонии с природой, почти полностью подчинив свою деятельность природным закономерностям. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие, скотоводство, ремесло.
Третья модель, связанная с промышленной (индустриальной) цивилизацией, противопоставила человека природе и обострила противоречия между ними. Одной из характерных черт философии эпохи Возрождения является усиление интереса к природе. Природа начинает рассматриваться как объект эксперимента, как объект эксплуатации, как сила, требующая подчинения разумным человеком. Формировалась своеобразная психология покорения природы. На природу стали смотреть как на источник прибыли и практической пользы.
Четвертая модель, характерная для современной науки и философии, показывает потребность подходить к природе как к своеобразному целостному образованию («организму»), включающему в себя общество. Стали понимать необходимость рассматривать природу и общество как нечто единое и целое, необходимость естественно вписывать в жизнь природы лучшие достижения цивилизации и культуры.
Для характеристики взаимодействия человека и общества с природой применяется понятие «среда обитания», под которой понимают область бытия, непосредственно контактирующую с человеком. Различают естественную и искусственную среду обитания. Естественная среда обитания включает в себя все то, что существует независимо от человека: литосферу (почву), гидросферу (воду), атмосферу (воздух). Искусственная среда связана с различными сферами деятельности человека, который сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т. е. мир вещей и процессов, которые нигде в естественной среде не встречаются.
Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого, органического и неорганического. В природном мире выделяют биосферу (от греч. bios – жизнь и sphaire – шар) – сферу жизни. Под биосферой понимают оболочку Земли, занятую совокупностью живых организмов с продуктами их жизнедеятельности. В 20-е гг. ХХ в. В. И. Вернадский на огромном фактическом материале обосновал мысль о закономерной эволюции биосферы в новое качественное состояние, для характеристики которого французский философ и математик Э. Леруа ввел термин «ноосфера». Понятие «ноосфера», прежде всего, понимается как сфера разума. Ноосфера – это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. В основе ноосферных представлений лежит принцип коэволюции, т. е. совместного (партнерского) существования человека и природы, равенства всех форм жизни на планете и равновесия в системе «общество – природа». Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это должно стать его основной миссией в мире.
Перед мировым сообществом встал ряд вопросов, прочно вошедших в литературу под названием глобальности. Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем планетарного характера:
· глобальность масштабов, выходящих за рамки одного государства или группы стран;
· острота проявления;
· комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
· общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
· возможность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества;
· возможность решить данные проблемы лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.
Существует множество различных классификаций глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 80-х гг. ХХ в., выделяют три основные группы.
К первой относятся следующие проблемы – предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, необходимость регулирования роста народонаселения и др.
Ко второй – проблемы, касающиеся отношения человека к окружающей среде (экологическая, энергосырьевая, продовольственная, освоение космического пространства и др.).
К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношения между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и др.).
БЛОК 1
1. Философия как форма мировоззрения возникает
- XIX
- С возникновением человека
- VII-VI до н.э.
- XX
2. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира
- Логикой
- Этикой
- Онтологией
- Гносеологией
3. В этике Канта всеобщий и необходимый нравственный закон не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название
- Концепта
- Золотого правила нравственности
- Общественного договора
- Категорического императива
4. Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ
- Хайдеггер
- Кьюркегор
- Лакатос
- Юнг
5. этическая позиция Толстого Л. Может быть охарактеризована как этика…
- пользы
- меньшего зла
- ненасилия
- сопротивление злу силой
6. философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия - изменчивость, называется…
- движением
- диалектикой
- метафизикой
- противоречием
7. основой самосознания является …
- эмоции
- инстинкт
- рефлексия
- интуиция
8. чувственное и рациональное познание…
- противостоят друг другу
- исходят из опыта
- взаимосвязаны
- не зависят друг от друга
9. истинное знание, согласно прагматизму
- подтверждено опытно-экспериментальным путем
- соответствует действительности
- исходит из сомнения
- ведет к успешному действию
10. система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта называется
предметом исследования
методом науки
субъектом науки
языком науки
11. основным принципом диалектического метода является…
- скептицизм
- вера
- историзм
- абсолютизм
12. важнейшим компонентом материально-производственной сферы является…
- Государство
- Природа
- Труд
- Сознание
13. идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название..
- Этатизм
- Анархизм
- Универсализм
- Утопизм
14. Концепция, согласно которой человек был создан богом, называется
- Деизмом
- Постмодернизмом
- Теоцентризмом
- Креационизмом
БЛОК 2
15. Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии
- философия служанка богословия 4
- главная цель философии - поиск универсального метода познания мира 2
- распространение света разума есть главное дело философии 1
1. Просвещение
2. Новое время
3. Античность
4. Средневековье
16. Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками
- Изучает всеобщие законы 3
- Основано на вере в сверхъестественное 1
- Знания отражены в виде художественных образов 2
1. Религия
2. Искусство
3. Философия
4. Народная мудрость
17. Характерными чертами ведического периода индийской философии является следующее
Укажите не менее двух вариантов ответов
Основной религией индии является брахманизм
Основные представления о мире представлены в ведах
Основной религией индии является буддизм
Философское мировоззрение не отделяется от мифологического
Появляются авторские философские произведения
18. К русским философам XIX века относятся
Лосев
Чаадаев
Соловьев
Герцен
Шпет
Чернышевский
19. Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления
Атомическая модель мира 5 Плюралистическая 3 Натуралистическая 2 Религиозная 4 | 1. Аврелий 2. Фалес 3. Лейбниц 4. Кант 5. Демокрит |
20. Т. Кунт вводит в научный оборот понятия
Парадигма Интроекция Нормальная наука Фаллибилизм |
21. Задачами научного познания являются
Укажите не менее двух вариантов ответов
Объяснение объективных законов действительности
Одухотворенность человека
Предвидение будущего
Абсолютизация знания
22. Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности
В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными 1 Учитель был назначен директором школы 2 Накануне вступления в брак невеста приняла католичество 4 | 1. Нисходящая Вертикальная 2.Восходящая вертикальная 3. Межпоколенная 4. Горизонтальная |
БЛОК 3
23.1 «Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у их прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
Прежде всего, разве ты думаешь, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры»
(Платон)
- Скептицизм
- Материализм
- Идеализм
- Эсхатологизм
23.2 «Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у их прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
Прежде всего, разве ты думаешь находясь в таком положении, люди что-нибудь видят свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
(Платон)
Данный отрывок взят из произведения, известного современному читателю под названием «Миф о __________»
Ответ – «Миф о пещере»
23.3. «Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у их прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
Прежде всего, разве ты думаешь, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
(Платон)
Ограниченность и ложность окружающей нас реальности автор отрывка показывает с помощью таких аллегорических образов, как …
Укажите не менее двух вариантов ответов
- Разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят, кроме теней отбрасываемых огнем на расположенную перед нами стену пещеры
- С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места
- Между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная невысокой стеной
- Фокусники поверх ширмы показывают кукол
24.1. «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринимались бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.Кант)
«Время, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений, точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих деятельностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (С.Т. Мелюхин)
Концепция, с точки зрения которой, И.Кант рассматривает время, называется…
Субстанциальной
Материалистической
Реляционной
Гносеологической
24.2. «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринимались бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.Кант)
«Время, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений, точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих деятельностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (С.Т. Мелюхин)
Представление о времени, изложенное Мелюхиным называется _материалистическая___ концепция.
24.3. «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринимались бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.Кант)
«Время, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений, точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих деятельностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (С.Т. Мелюхин)
Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются….
Укажите не менее двух вариантов ответов
- Априорность
- Необратимость
- Длительность
- Абсолютность
25.1. Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир, или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир, или обстоятельства, в которые я вмещен, — это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я — это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить — независимо от того, больное оно или здоровое. Но я — и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нес рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть, потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом.
- Фатализмом
- Детерминизмом
- Скептицизмом
- Теоцентризмом
25.2. Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир, или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир, или обстоятельства, в которые я вмещен, — это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я — это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить — независимо от того, больное оно или здоровое. Но я — и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нес рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть, потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом.
- Вещью
- Духовным субъектом
- Биосоциальным существом
- Проектом
25.3. Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир, или обстоятельства, в которых мы живем. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определенное окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир, или обстоятельства, в которые я вмещен, — это не только окружающий меня фон, но и мое тело, моя душа. Я — это не мое тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить — независимо от того, больное оно или здоровое. Но я — и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на нес рассчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые, составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нем себя, оставляя на нем свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на мое воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть, потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом.
- Программа
- Вещь
- Проект
- Обстоятельства
- Борьба
- Выбор
Практическая работа №1
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «философия»
НА ТЕМУ: «основные категории и понятия философии»
Выполнил:
студент 2 курса группы 21ЗИО-13
Шарипов Р. А.
Проверил:
Преподаватель Маскарина Т. А.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 1742 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |