Читайте также:
|
|
Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества с той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. Второй - характеристик самой общественной жизни - здесь соотносятся друг с другом природное и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов.
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый.
Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить следующие этапы взаимодействия общества и природы.
1. Первый этап - процесс становления общества. Это период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек находился в единстве с природой и не оказывал на природу ощутимого воздействия.
2. Второй этап связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.
3. Развертывание промышленной революции ХVIII века в Англии. Общество и природа - антагонистические противоположности, где человек воспринимал себя как господина, царя природы, а природу - как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.
4. ХХ век - противоречие общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу.
Общество как фактор преобразования природы
Воздействие общества на внешнюю природу многогранно:
1. разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д.
2. Общество не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями и пр.
3. Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности (извлечения каменного угля, химические воздействия в сельскохозяйственном производстве и пр.)
4. Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия.
Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера:
- закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов;
- напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров.
Теория «Географического Детермизма» - аналитическая точка зрения, состоящая в том, что различные образцы человеческой культуры и социальной организации определялись географическими факторами: климатом, территорией и т.д. Данное представление имеет длинную родословную, восходящую еще к древним грекам. Однако, хотя многие социальные теоретики придавали огромное значение географии, большинство рассматривает ее в качестве одного из факторов, влияющих на социальный порядок, притом не всегда определяющего.
В после революционной России концепции роли географической среды в жизни общества рассматривались в идеологическом контексте. На исследователей влияло сложившееся негативное отношение к геополитике. Концепции, в которых приоритет оказывался географическому фактору объявлялись реакционными, географический фактор напрямую связывался с политическим. Такой подход к проблеме сохранялся в советской литературе вплоть до середины 1960 х.г.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 295 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |