Читайте также:
|
|
Социальными институтами называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.
Виды социальных институтов
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство -- основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование -- социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку - гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука -- особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки -- познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право -- социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья -- это не только институт, но и малая социальная группа.
54. Охарактеризуйте соотношение и роль социального изменения и социального развития в социальном прогрессе (характер, критерии).
Соотношение понятий «социальные изменения» и «социальное развитие».
Имеется существенное различие между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие». Коротко говоря, это различие сводится к тому, что понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие» — иного характера. Оно применяется для обозначения процессов совершенствования, улучшения, усложнения. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленност
Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами — необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность — процесс накопления не случайный, а необходимый. Принципиально важная характеристика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества).
Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Представляется, что можно выделить прежде всего следующие критерии. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по своей структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.
Социальное развитие предполагает также увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня и т. д. Не меньшее значение имеет и социальное развитие района, города, региона, всего общества. В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура». Как показано в литературе, это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Сюда входят системы охраны и безопасности труда, системы торговли, здравоохранения, образования, связи и информации, транспорта и т. д. Важно подчеркнуть, что развитие самой социальной инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры.Но еще более важным показателем и критерием социального развития общества является развитие самого человека, его личности.
Эволюционизм XVIII — первой половины XX в. в своих наиболее радикальных вариантах полагал, что социальная эволюция как цепь общественных изменений носит линейный, однонаправленный характер, с неизбежностью ведет к беспредельному прогрессу, что такой принцип эволюции универсален, распространяется почти на все социальные явления, что направление социальной эволюции в общем предсказуемо.
Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития более соответствует наблюдаемым процессам в обществе. Что оно означает?
Во-первых, схематическая последовательная цепь социальных изменений может выстраиваться не в одном, а в разных направлениях. Иными словами, «точка изменений» — бифуркация — это такая поворотная точка, после которой изменения и в целом развитие могут идти не в прежнем, а в совершенно новом, даже неожиданном направлении.
Во-вторых, нелинейность социальных изменений и социального развития означает наличие объективной возможности многовариантной последовательности событий. В жизни практически всегда существуют альтернативные варианты изменений и развития. В связи с этим субъект изменений находится в ситуации совершения выбора, и он становится ответственным за выбранный вариант.
В-третьих, цепочка социальных изменений вовсе не имеет направленности только в сторону прогресса, совершенствования или улучшения. От «точек изменения», которые могут сформироваться в самых неожиданных местах, движение может пойти в разные стороны, вплоть до регресса, упадка, разрушения.
Наконец, нелинейный характер социальных изменений означает, что в этих изменениях всегда следует предполагать последствия предвидимые и непредвидимые, предсказуемые и непредсказуемые, желаемые и нежелаемые. Практическая жизнь показывает, что изменения второго ряда встречаются, к сожалению, гораздо чаще.
Конечно, акцентирование нелинейности изменений и развития в обществе не отвергает саму общую идею социальной эволюции как идею изменчивости социальных систем — социальных институтов, общностей, процессов и т. д. Вопрос в том, как представлять эту эволюцию в науке, с помощью каких теорий, моделей, понятий. И еще один вопрос, особенно актуальный для современного российского общества, — это вопрос сознательного, продуманного выбора собственной стратегии не просто выхода из того жесточайшего кризиса, который поразил страну, а выбора той стратегии, которая послужит основой социального развития российского человека, народа и государства на длительную перспективу.
В социологической и близкой к ней социально-философской литературе сложились две крайние точки зрения на проблему прогресса в истории общества. Одна заключается в утверждении абсолютности и неизбежности прогрессивного развития общества в целом и многих отдельных его сфер. Как уже говорилось, эволюционисты XVIII — начала XX в. доказывали, что прогресс носит всеобщий характер и проявляется в развитии производительных сил, в науке, технике и технологии, в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Прогресс неостановим, колесо истории вспять обратить невозможно, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу через все препоны. Отсюда делались и делаются абстрактно-оптимистические выводы о светлом будущем, хотя, как правило, никто не представляет, в чем оно заключается и какими конкретными путями и способами может быть достигнуто.
Другая крайность — своего рода специфическая реакция на предыдущую систему взглядов — состоит, по существу, в отрицании возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе, в отрицании самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с другими.
Противоречивый характер социального прогресса проявляется и в том, что развитие многих социальных структур и процессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях и к отступлению, возвратам назад в других направлениях; к совершенствованию, улучшению в одном и деструкции, ухудшению в другом, к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу или тупикам в других отношениях.
Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показателях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или слоев населения или даже отдельных личностей. Главную роль тут играет удовлетворенность социальных групп происшедшими или происходящими изменениями. Если то или иное социальное изменение имеет негативные последствия для положения, статуса некоторой (допустим, небольшой) группы, оно обычно и оценивается ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. Хотя для других групп и большинства общества оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и наоборот, когда от изменений выигрывает меньшинство, а проигрывает явное большинство. В любом случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты изменений как положительные, а проигравшие — как отрицательные.
Что касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся дискуссии между представителями разных социологических школ и направлений. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», говоря философским языком. Не менее важны и другие их стороны — их обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их виды, выявить движущие силы и т. д. Задача еще и в том, чтобы обнажить их гуманистический (или антигуманистический) смысл — ведут ли они к благосостоянию человека, его процветанию или ухудшают уровень и качество его жизни.
34. Социологическое объяснение социального равенства/неравенства и справедливости при анализе жизнедеятельности современного общества.
Социальная справедливость (несправедливость) и социальное равенство (неравенство) это объективные качества социальных форм связей членов общества, граждан. Сами социальные связи представляют собой совокупность всех отношений людей как общественных существ (т. е. отношений экономических, политических, идеологических, семейных, нравственных и др.), в которые они вступают, творя человеческую историю. Поэтому и социальная справедливость (несправедливость) и социальное равенство (неравенство) могут иметь место в самых различных сферах общественной жизни.
По своему качеству в зависимости от того, в каком положении оказываются взаимодействующие стороны, в равном (например, обе стороны сотрудничают, не эксплуатируя и не угнетая друг друга, обе одинаково причастны к власти и управлению, к общественной идеологии и материальным ценностям и т. д.) или неравном (одна сторона эксплуатируется и угнетается, а другая, наоборот, эксплуатирует и угнетает, одна властвует и управляет, другая лишена власти и является управляемой и т. д.), социальные связи и отношения воплощают лтозщлотношения социального равенства или неравенства.
Вместе с тем по своему качеству, но уже в зависимости от того, в каком отношении рассматриваемые социальные связи находятся к общественному прогрессу: либо способствуют ему (скажем, неравное отношение к средствам производства в условиях замены первичной формации вторичной или в обстановке социально-экономического тупика, созданного уравниловкой социализма и т. д.), либо тормозят его (например, равное отношение к средствам труда в древней общине при азиатском способе производства, соединение в нем промышленности и сельского хозяйства; эксплуатация на завершающих фазах антагонистического общества, уравниловка при государственно-общественной собственности на средства производства), эти связи могут воплощать в себе социальную справедливость или несправедливость.
Очевидно, что и социальное равенство (неравенство), и социальная справедливость (несправедливость) объективные свойства общественных связей, отношений. Тем не менее это разные объективные свойства указанных связей, ибо они отражают разнопорядковые качества общественных отношений: в первом случае выражен характер актуального общественного положения взаимодействующих индивидов, а во втором отношение этого взаимодействия к истории, к общественному прогрессу, к развитию человечества. Поэтому далеко не всегда и не всякое социальное равенство (скажем, уравниловка при общественной собственности на средства производства) историческое благо, совпадающее с социальной справедливостью, и, наоборот, отнюдь не всякий раз социальное равенство (скажем, связанное с распределением по труду в обществе с общественной собственностью) историческое зло, тождественное социальной несправедливости.
Как раз потому, что для большинства трудящихся, эксплуатируемых и угнетенных, социальная несправедливость, как правило, выступала также и как весьма ощутимое, очевидное социальное неравенство, требования социального равенства во многих случаях были не только гораздо более актуальными, чем что-либо другое, но и (и часто без должного основания) отождествлялись с требованием социальной справедливости, в результате чего укоренилось ошибочное убеждение в тождестве социального равенства и социальной справедливости.
39. Социальные лифты: механизм профессиональной карьеры и механизм общественной работы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ
По всем законам генетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно в семьях, различного статуса и материального положения. Однако, в результате вынужденного отказа родителей от социального и географического перемещения, многие таланты и способности детей так и остаются невыявлеными и нераскрытыми. Это в полной мере зависит от «социальных лифтов». Однако, действительно эффективную их работу нельзя обеспечить, игнорируя потребности детства. Поэтому вопрос в том, как решить проблему неравенства возможностей, стоит на сегодняшний день очень остро.
4.1 Проблемы и тенденции в сфере «Социальные лифты
4.1.1 Незначительная роль государственного сектора и общественных организаций в социальной поддержке детства, неразвитость социальных программ. Планомерное снижение возможностей семей из низших слоев общества по реализации прав их детей на жизнь, здоровье и разностороннее развитие становиться распространенным явлением. Слабый охват мероприятиями по развитию детских способностей и выявлению талантливых детей, отсутствие программ по развитию социальной мобильности являются факторами, обусловливающими высокий уровень социального неравенства.
4.1.2 Жесткая (и в некоторых случаях легитимная) сегментация общества, разделение на бедных и богатых. Отсутствие серьезных попыток хотя бы смягчить данную тенденцию ведет к социальной апатии населения, озлобленности против богатых и недоверию к властям. Все это накладывает существенный отпечаток на подрастающие поколения. Безразличие к выборам, появление радикальных группировок среди подрастающего поколения (скинхеды, нацболы), обострение межнациональных отношении – все это прямые последствия неработающих социальных.
4.1.3 Самая эффективная модель социального лифта – образование, работает не на полную мощь. Благодаря системе бесплатного образования талантливые дети (даже если они представители самых низших слоев общества) получают возможность занять более привилегированное положение, чем их родители. Формально это широко декларируется, однако на практике это работает слабо, а в некоторых регионах отсутствует совсем. Ухудшение качества образования, как общего, так и профессионального ограничивает шансы детей на развитие и хорошее будущее.
4.1.4 Превращение престижных учебных заведений в платные социальные лифты. На сегодняшний день, престижные учебные заведения, в основном, - это фильтр элит, отсеивающий по принципу происхождения, статуса, обеспеченности. При кажущейся общедоступности образования, современный родитель ребенка старшего школьного возраста понимает, что для того, чтобы ребенок достиг необходимого статуса в обществе, нужны деньги, статус родителей или связи. Привлекательность профессии, практически, стала тождественна ее доходности.
4.1.5 Повсеместное отсутствие систематизированных комплексных исследований. Социальная мобильность, и особенно, влияние ее качества на интересы детства, потенциальные возможности построения социальных лифтов, все это требует всестороннего изучения и трансформации. Можно предположить, что на сегодняшний день процент тех, кто рожден в нижней (по уровню доходов) социальной группе семей, сможет выбраться из бедности, крайне мал.
4.1.6 Снижение числа молодого трудоспособного населения. Приток новых кадров не соответствует растущим потребностям российской экономики. Многие отрасли недополучают специалистов отдельных профессий и квалификаций, потому что их выпуск сократился в связи с неопределенностью перспектив. Нехватка кадров усугубляется и тем, что большое количество выпускников после окончания вузов работают не по специальности. Наблюдается слабая связь высшей школы с бизнесом.
4.1.7 Представители бизнеса предпочитают осуществлять поиск готовых профессионалов. Малый и средний бизнес не готов подыскивать и воспитывать для себя кадры. Ситуацию мог бы исправить крупный бизнес, однако, он ориентирован на решение собственных кадровых проблем. И только единицы могут выстраивать стратегические схемы решения кадровых проблем национального масштаба в силу специфики своей деятельности. Последствия подобных предпочтений не способствуют максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, разработке индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
4.1.8 Состояние массового сознания пребывает в стабильной неопределенности, которое влечет за собой формирование некомфортной, стагнирующей для детей среды, увеличивает неразвиваемые компетенции. Отсутствие в обществе уверенности в том, что профессионализм, как социально ответственное поведение будут вознаграждены. Мотивация становиться не созидательной, а потребительской. Подрастающие поколения настраиваются на любую возможность урывать от жизни что можно (нередко любой ценой), жить без стратегических перспектив, потому что непонятно, что ждет их завтра.
Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 51 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |