Читайте также:
|
|
(по E. Erikson)
Психосоциальные стадии (по E. Erikson) | Психосексуаль-ные стадии (по Z. Freud) | Основные задачи развития | Некоторые детерминанты позитивного развития |
Доверие \ недоверие Автономия \ стыд и сомнения Инициатива \ стыд Производство \ неполноценность Идентичность \ диффузия идентичности Интимность\ изоляция Генеративность \ погруженность в себя Интеграция \ отчаяние | Оральная (0-18 месяцев) Анальная (18 месяцев до 2-3 лет) Фаллическая (от 2-3 до 6 лет) Латентности (6-11 лет) Генитальная (11лет и старше) Генитальная (ранняя взрослость) Генитальная (взрослость) Генитальная (старшая взрослость) | Развитие достаточного доверия для исследования мира Развития чувства контроля над поведением; реализация преследуемых интенций Развитие чувства самости через идентификацию с родителями и чувства ответственности за собственные действия Развитие чувства собственной ценности через взаимодействие с ровесниками Развитие определенного и устойчивого чувства идентичности - эго (самости); отбор различных потенциальных самостей Развитие тесных взаимоотношений с другими; приобретение интимности, требуемой для женитьбы Обобщение ответственности роли взрослого в сообществе; привнесение собственного вклада; обретение заслуг Столкновения со смертью; преодоление потенциального отчаяния; понимание смысла жизни | Мама, теплое, любящее взаимодействие Поддерживающие родители; подражание Поддерживающие родители; идентификация Школа, учителя; научение и обучение; ободрение Ровесники и ролевые модели; социальное давление Супруги, коллеги, партнеры, общество Супруги, дети, друзья, коллеги, сообщество Друзья, родственники, дети, супруги, сообщество |
Таблица Х.Х.: Стадии психосоциального развития E. Erikson
Приводится по: Lefranqois, G.R. The Lifespan. Belmont, Calif.: Wudsworth Publishing Company, 1993, p. 47.
Общим в обоих подходах является представление о программируемости проблемного поля взрослого человека, проблемным полем взаимоотношений с социальным окружением в детстве. Эта же линия сохраняется и у современных последователей психодинамики, например в эго-психологии и теории объектных отношений. Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики. В частности, Erikson дает подробную типологию конфликтов в их привязке к возрасту:
1. Конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру (с рождения до 1 года).
2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1-3 года).
3. Конфликт между инициативностью и чувством вины (4-5 лет).
4. Конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (6-11 лет).
5. Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12-18 лет)
6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих проблемах (средняя взрослость).
8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление).
В отличие от Freud Erikson полагал, что успешное разрешение конфликтов приводит к относительно беспроблемному существованию, заканчивающемуся формированием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих определенный тип личности. Неудачное разрешение конфликта на какой-либо стадии провоцирует кризис и переходя на новую стадию человек привносит в нее шлейф прошлых проблем. Это усложняет разрешение присущего этой стадии конфликта.
В этой логике рассуждений можно предположить некоторую ассоциацию конфликта противоположных состояний сознания с единством и борьбой противоположностей, как условием перехода в новое качество.
Бихевиористский подход. Как уже показывалось при рассмотрении особенностей бихевиористской парадигмы в ее рамках человек уподобляется комку глины или белому листу на котором пишет его судьбу внешнее окружение. Причем, в ортодоксальном бихевиоризме утверждается возможность программированного построения личности вне зависимости от его природных задатков (Бихевиористский манифест Watson). В отличие от других психологических традиций, бихевиористы рассматривают человека без выделения каких-либо этапов или стадий в его развитии. Концентрируясь на проблематике научения они выделяют три его типа:
- классическое обусловливание;
- оперантное обусловливание;
- научение через моделирование.
Основными механизмами усвоения нового опыта в классическом бихевиоризме выступают поощрение и наказание, а так же научение через моделирование, умелая комбинация которых при условии контроля окружения и позволяет формировать заданное поведение. Теоретики социального научения утверждают что позитивное подкрепление родителями социально санкционированных действий является одним из принципиальных механизмов, посредством которого индивид развивает осведомленность о том, что является истиной, а что ложью.
Тесно связанным с позитивным подкреплением механизмом является механизм наказания. Согласно Aronfeld (1968: 54-55), результаты обусловленного беспокойства начинают ассоциироваться с поведенческими предшественниками конкретных действий. Это способствует альтернативной линии поведения, предполагающей избегания действий, могущих вызвать наказание. Приводя многочисленные примеры успешного применения наказания к крысам, детям Aronfeld не сомневается в том, что наказание играет существенную роль для последующего поведения. Наиболее проблемным вопросом для теоретиков научения является вопрос о том, насколько вероятно, что дети интернализуют поведение подкрепляемое взрослыми. Если исходно ребенок само-центрирован и гедонистичен всегда ли его действия будут соответствовать достижению максимальной выгоды (Durkin, 1996: 469).
В случае научения через моделирование усвоение социального опыта осуществляется либо через непосредственное наблюдение либо через моделирование. Ведущий представитель социально-когитивно-поведенческого подхода Bandura (1977; 1986), отмечает, что дети приходят к усвоению жизненного опыта в процессе активного участия в переработку поступающей информации, в конечном счете, интернализуя поступающую информацию таким образом, чтобы привлекать ее к саморегуляции поведения при условии отсутствия моделей или подкрепляющих агентов.
В рамках поведенческой традиции накоплен огромный фактический материал по формированию и модификации поведения, описан большой перечень закономерностей, эффектов, схем подкрепления и т.д. Вместе с тем, исходное игнорирование внутренней активности как ведущей детерминанты социализации создало множество проблем и, в конечном счете вынудило трансформацию бихевиоризма в социально-когнитивно-поведенческий подход с его принципом взаимного детерминизма.
Когнитивные теории. В когнитивной традиции акценты делаются, прежде всего, на развитие познавательной сферы личности как и в психодинамической традиции процесс развития часто рассматривается как стадиальный, в котором предыдущая стадия выступает в виде своеобразного подготовительного этапа для последующей. Наиболее популярной в течении многих последних десятилетий являлась модель, предложенная Жаном Пиаже. Она достаточно полно отражена в русскоязычной литературе и я не буду подробно останавливаться на ее анализе. Напомню, что Пиаже выделяет четыре стадии развития:
1. Сенсомоторная (от рождения до 18-24 месяцев) и характеризующаяся формированием способности сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.
2. Предоперациональная (от 2 до 7 лет), характеризующаяся появлением способности различения символов и их значений.
3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), характеризующаяся научением мысленному совершению действий.
4. Формальных операций (начиная с 11 лет), характеризующуюся овладением подростками навыками решения абстрактных математических задач.
Применительно к процессу собственно социализации представляют интерес рассуждения Пиаже о нравственном развитии ребенка. Пиаже отмечал наличие различий между умственным и нравственным развитием ребенка, которое в большей степени определяется опытом общения с первичными воспитателями. Пиаже выделял три стадии морального развития: аморальную, гетерономную и автономную. На аморальной стадии ребенок не обращает внимания на моральные значения и его поведение регулируется преимущественно извне - взрослыми и более старшими ровесниками. На стадии гетерогенной морали (5-10 лет) ребенок становится осведомленным о правилах, регулирующих поведен7ие и это создает основания для понимания морали, способности отличать истинное от ложного. Тем не менее для ребенка источник правил является внешним - он предоставляется взрослыми, что и создает подоплеку для одностороннего понимания морали - гетерогенности. Пиаже так же утверждает, что в силу присущего детям эгоцентризма у них доминирует скорее объективный аспект события нежели субъективный.
На стадии автономной морали формируется способность к осознанию взаимной силы правил морали. После ассимиляции многих правил и научения их реализации в поведении, дети начинают выяснять какие правила должны применяться в отношении других людей. Правила перестают быть ригидными и у ребенка формируется ощущение собственной автономности в их применении.
В отличие от Пиаже Выготский рассматривал в качестве ключевого для умственного развития и социализации социальных процессов, в которые включен ребенок, подчеркивая что их успешность зависит от людей их окружающих. Именно взаимодействие со взрослыми приводит к осознанию культурной ценности предметов.
Нравственное или моральное развитие стало объектом специального анализа другого выдающегося представителя когнитивной традиции Лоуренса Колберга. Он показал наличие взаимосвязи между моральным обоснованием и умственным развитием. Разработанная им теория морального развития описывает поведение человеческого бытия от 4-х летнего возраста до периода взрослости. Колберг выделяет три уровня и шесть стадий морального развития, отраженных в приводимой таблице.
Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 92 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |