Читайте также:
|
|
Уровень I. Ориентация на индивидуальное выживание |
Решения концентрируются на самости и интересы прагматичны. Первый переход: от ориентированности на себя к ответственности По мере формирования привязанности к другим происходит переопределение интересов в свете определения "что следует делать". |
Уровень II: Положительность как самопожертвование |
Появляется чувство ответственности за других (традиционный взгляд на женщину как хранительницу очага) Положительность приравнивается к самопожертвованию и заинтересованности в других. Второй переход: От положительности к истине Женщина начинает совмещать свои интересы с интересами других. можно ли быть ответственной и за себя и за других? Ответ требует знаний; таким образом, здесь имеет место изменение положительности на истину. Признание собственных потребностей не является самодостаточным, а скорее искренним и беспристрастным. |
III.: Моральность без насилия |
Разрешение конфликта между собственными интересами и интересами других приводит к выдвижению в качестве регулирующего принципа ненасилия. Моральными действиями управляют гармония и сострадание к себе и к другим. Уровень III определяет как феминистичность, так и взрослость |
Приводится по: Elliot, S.N., Kratochwill, T.R., Littlefield, J., and Travers, J.F. Educational psychology: Effective teaching, effective learning. London: Brown & Benchmark Publishers, 1996, p. 142.
Gilligan не обсуждает преимуществ женщин и мужчин друг над другом, утверждая лишь существование различий между ними. Как отмечает она, признавая эти различия, мы можем принять необходимость более сложного описания человеческих жизненных переживаний, что подчеркивает важность обособления и привязанности в жизни мужчин и женщин., а так же раскрыть как эти явления связаны с различными состояниями языка и мышления.
Продуктивность идей Gilligan применительно к проблематике рассмотрения процесса социализации проявляется, прежде всего в том, что в ее теоретической конструкции наглядно продемонстрированы, во-первых, наличие гендерных различий, а, во-вторых, необходимость рассмотрения идиографического аспекта социализации, который начинает занимать ведущее место в исследованиях 1990-х годов.
Феноменология, механизмы и направления социализации. В процессе социализации осуществляется его вооружение инструментами адаптации к социальному миру. Человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентиры социальной среды, в которой он функционирует. Без этих ориентиров социальное взаимодействие человека становится невозможным, более того под угрозой становится и его выживание как биологического существа.
Рассматривая феноменологию процесса социализации Н.И. Шевандрин выделяет в качестве ведущих феноменов усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентиров и т.п. (1995: 198). В зарубежных исследованиях к феноменологии социализации относят социальное поведение в целом, а так же про- и асоциальное поведение и моральное развитие, в частности. По крайней мере большинство современных исследований посвящено именно этим проблемным вопросам. Более того, сталкиваясь с проявлениями асоциальности в поведении, общество формирует своеобразный социальный заказ социальным психологам на изучение проблематики социализации.
Процесс социализации в силу его всеобъемлемости находиться под влиянием огромного числа факторов - от глобальных, связанных с политическим строем общества, до частных, связанных с душевным комфортом. Причем, при определенных обстоятельствах роль этих казалось бы частных факторов может оказаться очень значимой. В качестве ведущих факторов социализации можно выделить взаимоотношения в семье, роль которых многими исследователями разных психологических традиций рассматривается едва ли не как решающая, взаимоотношений с непосредственным окружением (сверстники, родственники, знакомые и т.д.), массовую коммуникацию (печатные издания, аудио и видео и т.п.). Родители или первичные воспитатели вооружают ребенка основными инструментами ориентировки и действия в социальном мире, они формируют отношение к его различным аспектам. Ровесники - транслируют эталоны, адаптированные к конкретному возрасту, определяя интерпретацию явлений, событий и т.п. Одна из сложностей социализации в системе взрослый - ребенок как раз и связана с тем, что часто взрослый коммуницирует собственный опыт без привязки к своеобразию его интерпретации ребенком. Эталоны же и ценности взрослого не всегда доступны ребенку и далеко не всегда воспринимаются как субъективно значимые. В этом плане интерпретация ровесников ближе и доступнее - они оперируют сходными системами значений и ценностей, что и определяет в определенных ситуациях их большую действенность.
В качестве основных институтов социализации определяются семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные и производственные коллективы, этнос, к которому принадлежит человек и т.п. Это то непосредственное социальное окружение через которое собственно и осуществляется процесс социализации.
В качестве социально-психологических механизмов социализации можно перечислить:
1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемым моделям поведения, опыту значимых других людей, почерпнутым из иных источников шаблонов.
2. Внушение -неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.
3. Убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.
4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.
5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.
Перечисленные механизмы представлены в последовательности, отражающей их привязанную к возрастным особенностям действенность. Первоначально у ребенка еще нет необходимого багажа критического отношения к поставляемой информации и преимущество имеют механизмы подражания и внушения. Именно при их посредстве формируется необходимый фундамент для последующего критического отношения к транслируемому опыту, обусловливающего выход на первый план механизма убеждения. Это же касается и механизмов эмпатии и идентификации. Идентифицируя себя со значимым другим, эмпатируясь с ним, ребенок получает возможность как аккумуляции опыта, так и формирования отношения к нему. Более того роль эмпатии неоценима, т.к. она задает валентность предлагаемых фрагментов опыта, определяющую последующую его востребованность. Не случайно теоретики объектных отношений такое внимание уделяют характеру эмоциональных отношений между ребенком и его первичными воспитателями. Именно от последних во многом зависит каким будет мир для ребенка - враждебным или радостным. Точно так же какое отношение сформируется к конкретной ценности, норме или поведенческому алгоритму. Будут ли они вызывать эмоционально положительное стремление к воспроизведению или вызывать реакцию отторжения.
В психоаналитической традиции в качестве механизмов социализации называются:
1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения;
2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;
3. Стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей (Смелзер, 1994: 119-120).
Основные направления социализации, по мнению Шевандрина, соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной (1995: 199). В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий социальный и физический мир; как организовывать свой быт; каких моральных ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в выстраивании формальных и неформальных взаимоотношений и многое многое другое.
От того каков будет процесс социализации во многом определяется и последующая гармония или дисгармония социального бытия человека. Взрослые ответственны за взрослое бытие их детей. Именно они задают отношение к миру, вооружают способами обращения с ним, а несовершенство последних задает проблемное будущее поле их детей. Эмоционально депривированный ребенок, во-первых, не обладает необходимой адекватностью в эмоциональной оценке происходящего, во-вторых, воспринимает мир как враждебный, генерализируя эту враждебность на многие объекты, видит опасность там, где ее попросту нет.
Наряду с эмоциональной валентностью первичные воспитатели вооружают своих воспитанников огромным количеством микро поведенческих алгоритмов, представляющих собой огромный спектр способов решения конкретных житейских задач. Первичные воспитатели учат воспитанников тому как зажигать спички, как мыть посуду, готовить еду, как осуществлять покупки в магазине, как реагировать на определенные действия, как не поддаваться на провокации и т.п. Этих поведенческих шаблонов, социализируемых в процессе взаимодействия с первичными воспитателями миллионы. Их действенность и роль в гармонии последующего бытия обусловлена тем, что сталкиваясь со многими житейскими задачами, человек просто использует зафиксированную в опыте заготовку (если она имеется) и приходит к осознанию ее неадекватности лишь при явной неудаче, начиная искать либо следующую, либо включать процесс решения задачи, направленный на нахождение уникального решения. Именно первичность использования уже имеющихся в жизненном опыте заготовок и создает множество проблем в случае их неадекватного применения. В частности, родители с дисгармоничными взаимоотношениями в семье по существу задают возможную дисгармонию во взаимоотношения в семьях их детей. Так, мать одиночка непроизвольно подготавливает своего ребенка к такому же одиночеству, вооружая его шаблонами, провоцирующими дисгармонию во взаимоотношениях с партнером.
Эта алгоритмическая вооруженность, при всех связанных с ее несовершенством издержками, играет огромное значение для чисто физического выживания человека. Если любая житейская задача требовала бы включения механизма принятия уникального решения, то человек попросту не выдержал бы связанного с огромными информационными перегрузками напряжения. Алгоритмическая и валентная вооруженность предоставляет ему возможность быстрой предварительной оценки ситуации избрания первичных способов реагирования на нее. Отсутствие этой вооруженности, как свидетельствуют проведенные под моим руководством исследования, выступают одной из первопричин трудной адаптации к условиям реальной жизни выпускников детских домов, не имеющих опыта социализации в семье. Живя во многих случаях в достаточно комфортных условиях и выходя за ворота своего тепличного учреждения они просто теряются в реальном мире, не обладая массой необходимой поведенческой алгоритмики. Они испытывают своеобразный культурный шок обусловливающий либо тягу к возвращению в родные пенаты, либо становление легкой добычей различного рода представителей криминальной среды. Сложность проблемы социализации такого рода людей, воспитываемых в искусственных средах заключается еще и в том, что многим алгоритмам можно научить только в условиях их использования в реальных условиях при наличии заинтересованного тьютора - родителя первичного воспитателя. Родитель простит ошибку, пожалеет в случае неудачи, подскажет возможное решение, проконтролирует повторную попытку, приласкает, наконец. В этом смысле заменить реальную семью чрезвычайно сложно и одним из возможно продуктивных выхода являются детские дома семейного типа - в которых пусть и искусственно, но воспроизводятся процессы социализации близко напоминающие естественные. Правда и здесь есть одно существенное но - все равно детям не хватает моделей реальных взаимоотношений в которых присутствуют реальные мама и папа и невольно в качестве таковых начинают выступать либо воспитатель, либо директор, либо еще кто-либо, физически не способные воссоздать модель реальных взаимоотношений в реальной семье.
Представленный обзор проблематики социализации конечно же не охватывает всех ее аспектов и проявлений. Такая цель и не ставилась автором - задачей являлось предоставление общих ориентиров, которые, надеюсь и были намечены.
Рассмотрев проблематику самости личности и особенностей ее формирования мы переходим к следующей широкой проблемной области - процессу конструирования социального мира.
Ключевые понятия: | |
· Возрастная динамика Я-концепции · Конституирующие Я-концепции · Самость · Социализация · Социальная идентичность · Социально-психологическая защита · Социально-психологическая устойчивость · Схемы самости · Я-концепция | · · · |
Вопросы для обсуждения | |
Литература для самостоятельного чтения | |
Кон И.С. В поисках самого себя: Личность и ее самосознание. - М: Политиздат, 1984. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Часть I. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М: ВЛАДОС, 1995. |
Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 123 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |