Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Градостроительство Др. Египта

Читайте также:
  1. Архитектура и градостроительство
  2. Архитектура и пластика Египта и Месопотамии III тыс. до н.э.
  3. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами
  4. Градостроительство
  5. Завоевание Египта гиксосами
  6. Игрушка Древнего Египта
  7. Искусство Древнего Египта
  8. Искусство Древнего Египта. Древнее царство
  9. Искусство Древнего Египта. Новое царство

Природные условия Др. Египта: страна, ограниченная с запада и востока двумя высокими пла­то Ливийской и Аравийской пустынь, занимала узкую длинную ленту долины Нила протяженностью около 1000 км, в поперечнике от 1-3 км на юге до 20-25 км на севере в нижнем течении реки. Плодородные, наносного происхождения почвы нильской долины и дельты реки были пригодны для развития земледелия, а разливы Нила способствовали регу­лярному орошению этих территорий. Вся хозяйственная жизнь Древнего Египта подчинялась циклическому рит­му разлива и спада нильских вод. Разлив Нила продол­жался почти полгода, за которые египтянам надо было успеть засеять, взрастить и собрать урожай.

Археол. раскопки говорят о том, что заселе­ние Египта началось еще в эпоху палео­лита, т. е. в X-VI тыс. до н. э. Постепенно, по мере развития оседлого земледелия, в низовье и дельте Нила по­явились территориальные общины. Жи­тели древнейших земледельческих посе­лений в V-IV тысячелетии до н.э. уже строили каналы и плотины для ороше­ния своих полей.

Строительство ирригационных си­стем требовало множества человеческих рук, что привело к использованию раб­ского труда. Постепенно социальное расслоение общин привело к возникно­вению многочисленных государ­ственных образований-номов, которые к середине IV тысячелетия до н. э. объе­динились в Северное и Южное царства, кот. около 3000 г. до н. э. были объединены царем Менесом, который завоевал Южный Египет и построил в нижнем течении Нила крепость Мем­фис, ставшую столицей нового объединенного государства.

История Древнего Египта условно делится на следующие периоды: период Раннего царства (3000-2800 гг. до н. э); период Древнего царства (2800-2250 гг. до н.э.), окончившийся первым распа­дом Египта (2250-2050 гг. до н.э.); пе­риод Среднего царства (2050-1700 гг. до н.э.), закончившийся вторым распадом Египта (1700-1580 гг. до н.э.); период Нового царства (1580-1070 гг. до н.э.); поздний период (XI-IV вв. до н. э.) и гре­ко-римский период (332 г. до н.э.-395 г. н. э)

В период Раннего царства сложился государственный аппарат Древнего Египта, номы превратились в админи­стративные единицы, совершенствова­лись орудия труда, развивались меновая торговля и рабовладение, складывались предпосылки для развития древнееги­петской культуры и искусства, в том числе развития архитектуры и градо­строительства. Города были небольшими и хорошо укрепленными. Возможно, что первоначально строились города-крепости округлой формы. (Док-во: древнееги­петский иероглиф, обозначавший город в виде круглого поселения с кресто­образным пересечением главных улиц и древние изображения городов). На­пример, на плите фараона Нармера I династии, конец IV тыс. до н. э., этот фараон изображен в образе священного быка, повергающе­го стены округлого города с башнями и цитаделью в центре.

Город Нехеб (современный Эль-Каб) был расположен на правом берегу Нила - крупный политический и рели­гиозный центр Южного царства, на­зван в честь богини Нехебт, которую египтяне считали покровительницей царской власти. Имел округлый план диаметром около 400 м, ограниченный крепостными стенами, построенными из кирпича-сырца. В дальнейшем часть городской терри­тории оказалась в зоне затопления, и го­род переместился к северо-востоку от нильского берега, получив укрепления уже квадратные в плане.

В период Древнего царства власть фараона стала неограниченной. Вся страна и население считались его личной собственностью. Он был одно­временно и главным жрецом и главным военачальником. Жизнь и смерть фа­раона считались божественным промы­слом, что нашло свое отражение в мону­ментальном строительстве дворцов, храмов и пирамид.

Начало Древнего царства связы­вают с восшествием на престол перво­го фараона III династии Джосера, из­вестного своей строительной деятель­ностью, и трудами знаменитого при­дворного архитектора Имхотепа.

В этот период главным столичным городом был Мемфис (древнеегипет­ский Меннефер). Основанный, как кре­пость («Белые стены»), посте­пенно превратился в крупный рели­гиозный, политический и культурный центр Древнего Египта, где расцвета достигли строительное искус­ство и ремесло. Город многократно раз­рушался.

Описания оставили греческие и римские писатели. Геродот, посе­тивший Мемфис в V в. до н. э., записал, что город имел в окружно­сти около18,5 км. Извест­но, что в нем было несколь­ко храмово-дворцовых комплексов, из которых главный занимал террито­рию 3500 х 1590 м и располагался параллельно реке. От него две улицы вели к Нилу. С севера на юг весь город пронизывала многокилометро­вая улица.

Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В этот период усилились связи Египта с другими наро­дами. Многочисленные торговые экспе­диции и военные походы в Нубию (цар­ство Куш) за золотом, слоновой костью и рабами, торговые связи с богатыми финикийскими городами и др. странами привели к тому, что Мемфис стал городом, в котором помимо еги­петского населения проживали ино­земцы: финикийцы, иудеи, выходцы из Эгейских городов и Двуречья. Они сели­лись в специально отведенных кварта­лах, где находились их святилища и храмы.

Хорошо изучены некрополи Мем­фиса, расположенные на плато Ливийской пустыни. Это поминальные храмы, пирамиды и мастаба, строительство которых связано с заупокойным культом в эпоху Древнего царства, служившим идее вечности и незы­блемости существующего государственного строя. Вся земная иерархия египетского общества получила в это времямонументальное выражение в ме­мориальных сооружениях.

Для погребения фараонов строились пирамиды, крупных чиновников и жре­цов хоронили в больших, ступенчатой формы гробницах-мастаба. Некрополи занимали огромные территории, на которых царили определенный порядок и строгая система координат, соответ­ствовавшая странам света. Именно в этот период поминальные сооружения стали строиться в виде крупных объем­но-пространственных ансамблей, хоро­шо обозревавшихся с далеких точек. Пример: поминальный комплекс в Саккара, в котором главенствовала 60-метровая ступенчатая пирамида фараона Джосера (территория - 545 х 278 м, окру­жен стеной высотой 9 м). Един­ственный вход с восточной стороны вел во внутренний двор святилища, откуда можно было попасть в отдельные дворы, где располагались гробницы родственников фараона.

Анализ пропорций плана ансамбля: ши­рокое использование в построении квадрата, прямоугольная в плане пирамида Джосера - главный планировочный элемент, с кот. соизмерялись второсте­пенные здания.

Пирамиды в Гизе были построены в первой половине III тысячелетия до н.э. фараонами IV династии-Хеопсом (Хуфу), Хефреном (Хафра) и Микерином (Менкаура). Пирамиды возводились не одним поколением строителей и пред­ставляли собой результат огромного человеческого труда, что диктовалось желанием создать памятники, в которых увекове­чивалисьбы идеи бессмертия, вечности и величия.

Воплощения этих идей добивались различными средствами. Прежде всего, масштабом сооружения. Пирамида Хеопса достигала высоты 146,6 м при стороне основания 233 м, пирамида Хефрена-143,5 м при основа­нии 215,3 м, а пирамида Микерина со­ответственно-62 м при основании 108,4 м. Эта грандиозность усугубля­лась соседством около 7 тыс. захоронений, не­больших пирамид и мастаба. Но грандиозность пира­мид еще не раскрывала эстетической сущности этого ансамбля.

Большую роль играли простота и лаконизм архитектурных форм пирамид, а также пропорции. Из­вестно, что высота пирамиды к ее осно­ванию соотносились как 1 : 0,618, т.е. в пропорциях золотого сечения. При этом угол наклона боковых граней пи­рамид по отношению к плоскости зем­ной поверхности получался 51-52°, т. е. был близок к углу, свойственному сыпучим телам. Все это в совокупности с идеально гладкой поверхностью гра­ней пирамид вызывало впечатление «нерукотворности» этих сооружений. Комплекс пирамид в Гизе представлял собой гармонически убы­вающий ряд архитектурных объемов, расположенных в огромном природном пространстве.

В ос­нове этого расположения лежала коор­динатная сетка, ориентированная по странам света. Углы всех трех пирамид оказались на одной прямой, проходив­шей под углом в 45° к координатной сетке. В ос­нове ансамбля лежал определенный порядок и замысел.

Фактически мо­нументальные объемы пирамид форми­ровали искусственный ландшафт геоме­трически правильных холмов, как бы уходивших в бесконечность Ливийской пустыни. Этому впечатлению способ­ствовало также и то обстоятельство, что пирамиды были сложены из желтовато-серого камня, имевшего ту же окраску, что и песок пустыни, что подчеркивало их единство с земной поверхностью. В то же самое время грани пирамид контра­стировали с ярко-синим небом Египта. Они меняли свой цвет в зависимости от освещения солнцем, что составляло осо­бую сторону значения пирамид как ар­хитектурных элементов, предназна­ченных для отправления солнечного культа бога Ра.

Громадные расходы, связанные со строительством пирамид, истощили ма­териальные и трудовые ресурсы страны. Это вызвало недовольство не только со стороны трудящегося сельского населе­ния Египта, но и со стороны местной знати, стоявшей во главе многочис­ленных номов. В результате местная знать выступила против центральной власти фараонов, что привело в конеч­ном итоге к распаду Египта на от­дельные области. Этот распад длился довольно долго - с 2250 по 2050 г. до н. э.

Период раздробленности государ­ства губительно сказался на сельском хозяйстве. Пришли в упадок гран­диозные оросительные системы, строи­тельство и поддержание которых воз­можно было только при условии силь­ной центральной власти. В то же самое время города, в которых концентриро­вались ремесло и торговля, не пострада­ли в такой степени, как сельские общины. Наиболее крупными городами этого пе­риода были: на севере - Гераклеополь, а на юге - Фивы. После победы фиванской династии при фараоне Ментухотепе I произошло объединение Египта в единое государственное целое, что по­ложило начало новому периоду в исто­рии Древнего Египта - периоду Средне­го царства.

Объединение Египта способствовало дальнейшему развитию ирригационных систем. В это время был освоен об­ширный район Фаюмского оазиса, где возникло несколько новых поселений и среди них первый регулярный город-Кахун.

Кахун (древнеегипетский - Хетеп-Сенусерт) был построен фараоном XII династии Сенусертом II около 2000 г. до н. э. в связи со строительством здесь пи­рамиды и системы каналов. Это был сравнительно небольшой город, пря­моугольный в плане с размером сторон 360 х 280 м, с ориентацией по странам света. Западная его часть, рас­положенная несколько ниже по рельефу, была отделена невысокой внутригород­ской стеной. Здесь располагались жилые дома для строителей и рабов. Един­ственная улица пересекала этот одно­образный район с севера на юг.

Восточную часть города занимали жилые дома привилегированных жите­лей. Вдоль северной городской стены расположились дома фараона и его при­ближенных. Улица западно-восточного направления объединяла эти жилища. В восточной части располагались рынок и лавки купцов. Кахун имел идеально правильную планировку улиц, что ока­залось возможным благодаря тому, что он создавался по единому плану.

Совершенно иную картину можно было наблюдать в планировке и за­стройке крупных, постепенно склады­вавшихся городов.

Город Фивы возник около середины III тыс. до н.э. Особого расцвета Фивы до­стигли в эпоху Среднего и Нового царства, когда и были построены все храмовые и мемориальные постройки. По сло­вам Гомера, Фивы были «Стовратным» городом, однако трудно сказать, как располагались эти ворота и что под ними подразумевал великий поэт древно­сти: крепостные ворота или пилоны храмов.

Протяженность Фив соразмерна Мемфису. Крупные сто­личные центры имели свои закономер­ности развития, отличавшиеся от обыч­ных городов. Свободное развитие город­ской территории вдоль реки, сооружение поминальных храмовых комплексов на левом, западном берегу Нила; размеще­ние жилых городских районов возле оче­редной резиденции фараона или возле каждого храмового центра; наличие протяженной монументально офор­мленной дороги вдоль правого берега реки, объединявшей главные храмы и, возможно, основные жилые районы.

Для Фив были присущи еще и местные особенно­сти. Это касалось раз­мещения и ориентации фиванских хра­мов, большая часть которых была связана с культом бога Амона-Ра, кото­рого египтяне отождествляли с солнцем. Следует отметить, что культ солнца как верховного божества египетского пан­теона усилился еще в эпоху Древнего царства, когда в связи с общей централи­зацией египетского государства он был объявлен главным государственным культом. Древним центром солнечного культа - бога Ра был город Иуну (гречес­кое - Гелиополь), располагавшийся на правом берегу Нила, севернее Мемфиса, у самого начала нильской дельты. В эпо­ху Среднего царства, когда политичес­ким центром Египта стали Фивы, местный фиванский культ бога Амона слился с культом бога Ра и стал главным государственным культом всего Египта. В Фивах начинают строиться храмы, по­священные Амону-Ра. Однако наивыс­шего расцвета это храмовое строитель­ство достигло в эпоху Нового царства.

Установлению Нового царства пред­шествовал период так называемого Второго распада Египта (1700-1580 гг. до н.э.), который произошел в значи­тельной степени в результате вторжения с северо-востока племен гиксосов, захва­тивших большую часть Египта. Един­ственно Фивы на протяжении столетне­го периода были оплотом сопротивле­ния иноземцам. А в результате в 1580 г. до н.э. основатель XVIII династии фиванский фараон Яхмос I изгнал гиксосов из Египта. С этого времени условно на­чинается период Нового царства.

В период Нового царства Египет сильно раздвинул свои границы на севе­ре и на юге. В результате завоевательной политики фараонов Тутмоса III и Амен­хотепа II к Египту были присоединены Палестина и Сирия, откуда стали выво­зить серебро, медь, свинец, лес и рабов. Из Нубии вывозили золото, слоновую кость, благовония, рабов. Особого по­литического и экономического расцветаЕгипет достиг при фараоне Аменхотепе III (1455-1419 гг. до н. э.), что нашло свое отражение в бурной строительной дея­тельности в Фивах.

В период Нового царства в Фивах были построены главныехрамовые ком­плексы правобережья, расположенные в современных арабских поселениях Карнака и Луксора.

Строительство святилища бога Амона-Ра в Карнаке было начато еще в эпоху Среднего царства, храм на­чалперестраиваться в середине XVI в. до н. э. при фараоне Тутмосе I. При нем древнее святилище было окружено сте­ной, построены входные пилоны, перед которыми были поставлены два 23-ме­тровых обелиска. Дальнейшая история строительства храма была связана с именами царицы Хатшепсут и Тутмоса III (конец XVI - начало XV в. до н. э.). В этот период не только было видоизме­нено главное святилище, но расширена территория всего храма в восточном на­правлении. Эта территория была окру­жена стеной, а в восточной ее части по­строены храмовые помещения.

При Аменхотепе III-фараоне-строи­теле (1455-1419 гг. до н. э.) к храму Амона были пристроены новые, третьи, счи­тая от святилища, пилоны. Одновремен­но к югу от храма Амона был сооружен храм богини Мут, а к северу - храм бога Монту. Система пилонов и аллея сфинк­сов соединили эти два храма в единое ар­хитектурное целое. Отсюда начиналась аллея сфинксов длиной около 3,5 км, со­единявшаяся с храмом Амона в Луксоре.

В дальнейшем развитие правобе­режных храмовых комплексов продол­жалось при фараонах XIX династии, осо­бенно при Рамзесе II (1317-1251 гг. до н. э.). Именно в этот период был завер­шен знаменитый Гипостильный зал, ко­торый занял пространство между пило­нами Аменхотепа III и новыми пилона­ми, построенными несколько позже. Гипостильный зал, состоявший из 12 ко­лонн главного нефа и 126 колонн его бо­ковых частей, стал одним из суще­ственных элементов пространственной композиции храма Амона, развивавшей­ся по оси западно-восточного направле­ния, перпендикулярно к реке. От реки в сторону храма была построена аллея сфинксов шириной около 13 м, соеди­нявшая нильскую пристань с входом в храм. При фараоне Рамзесе III в конце XIII в. до н. э. в Карнаке были построены еще два небольших храма. Один из них посвящался культу этого фараона, а дру­гой богу Хонсу, считавшемуся согласно древнеегипетской мифологии сыном бо­га Амона и его жены богини Мут. Оси этих храмов были направлены в сторону Луксора. Последние, пятые пилоны хра­ма Амона были построены в эллинисти­ческий период.

Рассматривая в целом архитектурно-планировочную композицию правобе­режных храмов в Фивах, необходимо отметить ее динамический характер, кото­рому соответствовало чередование ме­трических протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом пилонов-преград.

 

Левый берег Нила был застроен по­минальными храмами царских динас­тий. Здесь, у подножья скалистых утесов Ливийского плато, частично врезаясь в них своими святилищами, расположи­лись заупокойные храмы Ментухотепа, царицы Хатшепсут, Тутмоса III, Амен­хотепа III, Рамзеса II и др.

 

В отличие от некрополей Древнего царства, в которых по­минальные храмы были связаны с пира­мидами и служили как бы преддверием их, в Фивах они стали главными архитек­турными объектами, тогда как захоронения фараонов не только никак архи­тектурно не отмечались, но напротив, всячески скрывались от глаз посторон­них, находились глубоко под землей в так на­зываемой Долине Царей, расположен­ной в горных складках Ливийского пла­то, в отдалении от поминальных храмов, выходивших к реке. Наиболее значи­тельным монументальным сооруже­нием был поминальный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) - расположенное на нескольких террасах многоколонное сооружение со святили­щем, уходившим в толщу скалы.

Поминальные храмы более поздних династий сохранились значительно ху­же. Так, например, храм Аменхотепа III с двумя сидящими колоссальными изо­бражениями этого фараона почти полностью разрушен. Его местоположение напротив хра­ма в Луксоре говорит о том, что между левобережными и правобережными со­оружениями несмотря на значительное расстояние, насчитывавшее около 3,5 км, существовала визуальная взаи­мосвязь. То же самое следует сказать и о расположенных почти друг против друга храмах Амона в Карнаке и царицы Хатшепсут. Однако в ориентации упо­мянутых выше сооружений по странам света можно наблюдать большое раз­нообразие. Более того, многие храмы, имевшие первоначально одно направле­ние главной композиционной оси, меня­ли его, в результате чего храмовые дворы приобретали ромбовидные очер­тания в плане. Это обстоятельство тем более странно, что в эпоху Древнего цар­ства египтяне достигли значительных успехов в создании огромных ансам­блей, целиком построенных на коорди­натной сетке, ориентированной по стра­нам света.

Вопрос об ориентации фиванских храмов - предположение о том, что многие египетские храмы были ориентированы на заход или на восход солнца либо на звезды, которые связаны были с солнечным циклом.

Так, в надписях в храме Амона в Кар-наке упоминается церемония, которая называлась у древних египтян «натяги­ванием веревки». Суть ее сводилась к следующему. На участок, избранный для возведения храма, являлся фараон в сопровождении богини Сешет, кото­рую считали покровительницей заклад­ки храмов. Фараон и богиня были воору­жены кольями, соединенными веревкой. Затем направление веревки корректиро­вали по солнцу и фиксировали его, заби­вая колья специальными молотками. В других храмах аналогичные надписи повествовали о заложении зданий по звездам. Таким образом, связь компози­ционных осей храмов с небесными све­тилами была несомненной.

Главная ось храма Амона в Карнаке была ориен­тирована на заход солнца в день летнего солнцестояния, тогда как ось заупокой­ного храма Аменхотепа III была напра­влена на восход Сириуса, приходивший­ся на 19 июня по современному календарю, т. е. за 3-4 дня до летнего солнцестояния. Восход Сириуса, ко­торый египтяне отождествляли с боги­ней Сотис и с завершением подготови­тельных ирригационных работ, совпа­дал с сезонным разливом Нила. Храм царицы Хатшепсут и парные статуи Аменхотепа III бы­ли ориентированы на восход солнца в день зимнего солнцестояния, т. е. в пе­риод окончания разлива Нила и начала посевных работ. Другими словами, хра­мы служили своеобразным календарем, по которому жили и трудились многие поколения жителей Древнего Египта.

Строители древних Фив при размещении своих монументальных сооружений ру­ководствовались не только одними ком­позиционными замыслами, но всем ком­плексом жизненных и религиозных представлений.

Фивы долгое время оставались глав­ным городом Древнего Египта, однако был кратковременный период, когда ре­зиденция египетских фараонов была перенесена в другой, специально по­строенный для этой цели город Ахетатон (современная Тель-эль-Амарна). Это произошло при фараоне Аменхотепе IV (1419-1400 гг. до н.э.), который порвал отношения с фиванским жречеством, за­менил общегосударственный культ бога Амона на культ бога Атона и переимено­вал себя из Аменхотепа в Эхнатона (т. е. «Угодного Атону»). Атон был также бо­гом солнца, однако в отличие от более древних, пронизанных мистицизмом со­лнечных культов, он отождествлялся египтянами с животворным светилом, благодаря которому произрастают рас­тения, существуют животные и люди. Такая трактовка солнечного культа бы­ла более понятна широким слоям насе­ления Египта, на которые и опирался в своих политических и религиозных ре­формах Эхнатон.

Место для строительства города Ахетатона (т. е. «Горизонта Атона») бы­ло выбрано на половине пути между древней столицей Мемфисом и Фивами,на правом берегу Нила. Так же, как и эти столицы, Ахетатон располагался вдоль реки и имел большую протяженностьОсновные дворцовые и храмовые ком­плексы связывала главная дорога, про­ходившая параллельно реке и почти на всем своем протяжении засаженная пальмовыми деревьями. Смена прямо­линейной аллеи, окаймленной ритмиче­скими рядами сфинксов, озелененной дорогой уже сама по себе представляла большое новшество. Помимо этой доро­ги, которая получила название Царской или улицы Великого жреца, в централь­ной части Ахетатона имелись и другие улицы, часть из которых повторяла на­правление главной, а другие пересекали город и направлялись к реке.

В новой столице было построено три дворца: северный, центральный и южный. Северный дворец фараона но­сил характер загородной усадьбы, он за­нимал прямоугольный участок земли размером 112 х 142 м. Все помещения этого дворца группировались вокруг внутреннего двора и водного бассейна. Многочисленные залы свидетельствова­ли о том, что этот дворец был предназ­начен для царских пиров и развлечений.

По мнению некоторых археологов, он принадлежал царице Нифертити.

Центральный дворец располагался радом с главным святилищем Атона. Этот дворец занимал территорию 300 х х 700 м, расположенную вдоль реки, ко­торую пересекала главная дорога горо­да. В приречной части дворца располага­лись приемные залы, в восточной - жилые покои царя. Обе части дворца со­единялись мостом, проходившим над главной улицей.

Южный дворец в Ахетатоне предста­влял собой два обнесенных стеной участ­ка, в центре которых располагались во­доемы. Главный водоем имел размер 60 х 120 м. Назначение этих водоемов пока неизвестно, хотя расположенные рядом храмовые здания заставляют предположить, что они имели культовое значение.

Главный храм Ахетатонанаходился в центре города. Он располагался пер­пендикулярно реке и занимал обширную прямоугольную территорию размером 800 х 300 м. Как и все египетские храмы, храм Атона представлял собою чередо­вание пилонов, открытых дворов и ко­лонных зальных пространств. В отличие от фиванских храмов храм в Ахетатоне был построен из кирпича с каменной облицовкой, что и послужило причиной его плохой сохранности.

Жилые кварталы, согласно раскопкам, составляли дома различных слоев населения. На­иболее зажиточные жители Ахетатона занимали обширные участки, на ко­торых располагались службы, конюшни, помещения для рабов и слуг, склады зер­на и продовольствия. Кроме того, как правило, имелись сад и небольшое свя­тилище. Дом располагался в центре участка и его помещения группирова­лись вокруг главной парадной комнаты.

Дома возводились из сырцового кирпи­ча, колонны и перекрытия - из дерева, ка­мень употреблялся в ограниченном ко­личестве. Большая часть домов была побелена.

Вперемешку с домами богачей рас­полагались жилые дома ремесленников. Среди этих домов археологи обнаружили мастерскую скульптора, в которой были найдены скульптурные изображения Эхнатона и его жены красавицы Нефертити. Многочисленные глинобитные хижины бедняков ютились рядом с жилыми до­мами ремесленников.

Особое место в жилой архитектуре Ахетатона занимал так называемый Во­сточный квартал рабов. Это был окру­женный стеной, квадратный в плане по­селок, в котором размещались дома строительных рабочих, возводивших но­вую столицу. Учитывая короткие сроки ее строительства, можно предположить, что таких поселков на периферии города должно было быть несколько, но дошли до нас следы только одного из них. Раз­меры Восточного квартала рабов были небольшими (69 х 69 м) и равнялись по площади участку жилого дома зажиточ­ного египтянина. По своей планировке Восточный квартал рабовнапоминал аналогичный квартал в Кахуне.

 

Последний расцвет градостроитель­ной деятельности в Египте относился к периоду правления фараонов Рамзеса II и Рамзеса III, когда страна в результа­те многочисленных военных походов еще удерживала свои владения в Сирии. В дальнейшем ухудшение жизни широ­ких слоев египетского населения и пре­жде всего, крестьян, разорительные вой­ны, пожертвования на строительство дворцов и храмов привели к политиче­скому, экономическому и военному ос­лаблению Египта. В период ливийско-саисской династии и господства персов (XI-IV вв. до н.э.) градостроительная деятельность в Египте пошла на убыль.

Подводя итоги исчислявшемуся тысячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных тради­ций, объяснявшихся природными и ис­торическими условиями развития этой страны. Совершенствование на протя­жении многих веков одних и тех же архи­тектурных типов, будь то пирамиды, храмовые ансамбли или целые города, приводило к созданию подлинных шедевров мировой архитектуры.

Пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы, контуры которых как бы впи­сывались в радиусы солнечных лучей, свидетельствовали о глубокой взаимо­связи архитектурных образов с фило­софско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян, тогда как выраставшие как бы из земли колонныс капителямив видераспустившихся цветовлотосаили со­цветийпапируса говорили о глубоком понимании и художественной интерпре­тации окружающей природной действи­тельности.

 

Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь на­блюдалось постепенное развитие горо­дов различного типа. Еслипервоначаль­но городские поселения были неболь­шиеи имели преимущественно окру­глую форму в плане, то в дальнейшем появились города-крепости не только круглые, но и прямоугольные в плане. Появились также города для размеще­ния строительных рабочих и рабов, по­строенные по регулярным планам, а так­же города-святилища, имевшие свои закономерности архитектурно-про­странственного развития.

 

Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы, состоявшие обычно из собственно города и обширного не­крополя, представляли сложный конгло­мерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала со­циальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества.

 

Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяют говорить о том, что для градо­строительного мышления древних зод­чих свойственны были географические масштабы. А если добавить к этомуориентацию храмовых комплексов на отдельные небесные светила и созвез­дия, то можно без преувеличения ска­зать, что в представлении древних егип­тян столичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией извест­ного им космического мироздания. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношении, что под­тверждается ее сильным влиянием на дальнейшее развитие градостроитель­ства как европейских, так и азиатских стран.


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 39 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав